46 лет прожили Леонид Николаевич и Любовь Георгиевна Скорняковы очень счастливо. Любили наблюдать через телескоп звёздное небо. Одна среди звёзд была любимая, очень ярко загоралась почти над самой головой, и как-то Леонид сказал: «Наша!» В 2017 году Леонид Николаевич скончался от тяжёлой болезни. Но продолжала в небе светить их счастливая звезда. Много пережила моя героиня Любовь, прежде чем встретила своё счастье.
Её мама, Щеглова Аграфена Кирилловна, была уроженкой села Чегетеево Акшинского района Забайкалья. Кроме Аграфены, в семье были ещё десять дочерей. Отец Кирилл Семёнович в Гражданскую воевал сначала у атамана Семёнова, но, получив коня и оружие, перешёл на сторону Красной Армии. Вернувшись с войны, сразу стал хозяйствовать на своей земле. Наёмных работников не держали, трудились только своей семьёй, в селе считались середняками. Когда в 30-е началась коллективизация, Кирилл Семёнович отказался вступать в колхоз. Его вместе с семьёй раскулачили и отправили в ссылку. Кирилл был посажен в тюрьму Иркутска, там он и умер. Жена его Авдотья с дочерями были сосланы на западно-сибирскую станцию Яя. Вскоре вслед за мужем умерла и Авдотья. Дочери остались одни и разбрелись кто куда.
Аграфена поехала в Читу, где уже жила одна из сестёр – Аганя. Нашла работу на сплаве леса, встретила здесь своего будущего мужа Георгия Яковлевича Денисова. Чтобы крепче устроить семейную жизнь, молодые завербовались на север Забайкалья, в Каларский район. Денисовых определили в маленькое село Средний Калар, где зимой морозы под 50 градусов, лето короткое и прохладное.
Кругом стояла дикая непроходимая тайга, среди скалистых гор текла буйная речка Калар. Большинство жителей этого края были эвенками. В селе находился маленький совхоз с небольшим коровником. В своих дворах жители не держали никакой скотины. На совхозных полях сажали только овощи, ничего другого за короткое лето и не выросло бы. Каларцы всё свободное время занимались охотой и оленеводством, что и кормило их семьи. Георгий работал в совхозе, Аграфена – поваром в местной четырёхлетней школе-интернате. Всего у них родилось пять детей. Старшие Мария и Александр – до войны, Любовь, Алексей и Володя – после.
Вначале, рассказывает моя героиня, родители жили дружно. Но потом началась Великая Отечественная война, отец ушёл воевать, а когда пришёл с фронта, в семье всё изменилось к худшему. Георгий вернулся героем, всю войну служил в разведке, получил много наград, но что-то безвозвратно изменилось в его душе, стал часто выпивать и скандалить. К домочадцам стал относиться грубо, доходило до драк. Его несколько раз за это наказывали, сажали под арест, а потом совсем лишили отцовства. Аграфена всю оставшуюся жизнь воспитывала детей одна.
Когда Любе было пять, семья переехала в большой посёлок Чара. Жили у знакомых, Родионовых и Жуковых. Через два с половиной месяца те построили маленький домик для Аграфены с детьми. Мама Любы работала поваром в школе-интернате, а сама Люба пошла в 1-й класс. Писать первые буквы, вспоминает, стала карандашом, через месяц ей разрешили пользоваться ручкой с пером. Читать Люба научилась ещё раньше: старшая сестра Мария, чтобы младшая не мешала готовить уроки, подсовывала ей детские книги с азбукой.
Много было разных трудностей в большой семье Денисовых. Всё-таки одной матери нелегко тянуть пятерых детей. В 1956 году Аграфена решила вывезти ребят из глухой тайги. Сообщение с центром было плохое, маленький самолёт прилетал редко. В основном все добирались на оленях. Вот и Денисовым вначале пути пришлось ехать в оленьей упряжке.
Любовь Георгиевна с благодарностью вспоминает свою маму: «Сколько нашей маме пришлось пережить, чтобы нас поставить на ноги… Неграмотная сама, она стремилась выучить всех детей. Старалась вывезти нас туда, где жизнь лучше».
Из Чары приехали Денисовы в Оловяннинский район, на рудник Калангуй. Это был большой шахтёрский посёлок. В шахтах добывали плавиковый шпат, и больше ручным трудом. Шахтёры жили в домах барачного типа. Семье Аграфены выделили одну большую комнату. Работа для неё нашлась в организации «Коммунальное хозяйство».
Прожили шесть лет, и Аграфена снова засобиралась в путь. В 1962 году приехали на станцию Большой Луг под Иркутском. Здесь жили две сестры Аграфены, Анфида и Мария. Они и позвали её, чтобы жить рядом. Любе тогда было 15 лет, и чтобы маме стало полегче, не стала оканчивать десятилетку, как собиралась, а поступила в профтехучилище на маляра. Профессия стала для неё любимой. Девушка стала работать на крупных стройках Иркутска. А построив масложировой комбинат, осталась работать там вместе со своей бригадой. Нравилось Любе всё новое и неизведанное. Уже через год она стала лаборантом в «Заготзерне». Четыре года принимала зерно из колхозов, проверяла на качество и отправляла на хранение в элеватор.
Так бы жила и работала Любовь в Иркутске, если б не случайная встреча… В один из летних вечеров познакомилась Любовь с Леонидом Скорняковым. Он был родом из Забайкалья, со станции Новая. От военкомата его отправили на переподготовку (армию уже к тому времени отслужил), и в тот вечер Лёня пришёл с сослуживцами на танцплощадку. Пришёл за компанию, сам не умел танцевать. И вдруг среди всех девушек обратил внимание на Любовь. Она смеялась и танцевала с кем-то. Сердце парня ёкнуло, увидев симпатичную девушку с озорными глазами. Осмелился и подошёл познакомиться.
Любе Леонид сразу понравился. Очень серьёзный и вместе с тем добрый и простой, он много говорил ей об астрономии, любил рассказывать о планетах и звёздах. Благодаря его увлечённости и появилась в их жизни та «наша» звезда, счастливая звезда…
После переподготовки Леонид повёз невесту к родителям и сказал с порога: «Люблю её, и вы любите!» В 1972 году родился старший сын Андрей. Леонид работал электриком на ТЭС станции Новая. Семья стала потихоньку обживаться, но Любовь заскучала по дому, по матери. Леонид поддался уговорам жены, и они поехали в 1973 году в Иркутск. Жили у матери Любы, оба работали на заводе «Радиан», где изготавливали детали к радио и телевизорам. В 1975 году родился второй сын Саша. Но Леонида тоже тянуло домой! И, в конце концов, они вернулись на станцию Новая. Тогда в Маккавеево как раз строился свинокомплекс, хороших специалистов не хватало, и Леонид Николаевич сразу определился электриком.
В 1981 году родился младший сын Максим. Любовь начала осваивать новую для себя профессию, связанную с электроснабжением. Её поставили дежурной на подстанции. Сколько сразу общих разговоров появилось у Скорняковых! Это ещё больше сблизило их. Одиннадцать лет отдала Любовь службе на подстанции, а когда здесь начались сокращения, ушла в обмотчицы в электроцехе свинокомплекса. Скорняковы работали здесь до полного банкротства предприятия в 1996 году. Любовь Георгиевна дорабатывала до пенсии в Маккавеевском сельсовете уборщицей. А Леонида Николаевича пригласили на Читинскую птицефабрику.
Где бы ни трудились, везде были на лучшем счету, получали грамоты и благодарности. Любовь Георгиевна, не отставая от мужа, всегда была в передовиках, она ветеран труда Забайкальского края. Все трое сыновей Скорняковых получили образование, связанное с электроснабжением. Нет сейчас с ними Леонида Николаевича, но династию электриков продолжили его сыновья и внуки.
И свой 75 летний юбилей 10 августа Любовь Георгиевна встретит без него, самого близкого и любимого человека. Но она не одинока и счастлива, окружена любовью и заботой детей и внуков. «Есть для кого жить», – говорит Любовь, и много-много родных людей желают ей здоровья, счастья и долгих лет.
…На ночном небе продолжает гореть звезда Скорняковых.