Забайкалье отмечает 100-летие Дальневосточной республики (ДВР). Одной из важных задач и сложнейшим для решения в период ДВР вопросом в жизни Забайкалья являлось восстановление разрушенного в период Гражданской войны народного хозяйства и налаживание экономической жизни. Большую роль в этом играли лесничества республики.
На съезде трудового народа Прибайкалья, проходившем с 30 марта по 3 апреля 1920 года, приняты «Временные правила о лесоохранении и лесопользовании в Забайкальской области и положение об организации лесоуправления». В документе отмечалось, что «все леса казённые, бывшие кабинетские и войсковые и прочие рода владения в Забайкальской области переходят в ведение Правительства Дальневосточной республики».
Форум лесных специалистов
С 6 по 10 марта 1922 года в Чите состоялся съезд лесных специалистов. В президиуме съезда – министр народного хозяйства С.Ф. Суховий, товарищи (заместители) министра Л.Л. Непомнящий, И.С. Бессонов, заведующий научно-техническим отделом управпрома И.А. Пятидесятников, профессор Маслов. Сергей Филиппович, приветствовавший участников съезда, призвал решить ряд важных экономических вопросов в связи с наметившейся эксплуатацией лесных богатств республики, а также вопросы совершенствования структуры Управления лесами. После приветственной речи И.С. Бессонова съезд избрал председателем форума лесного ревизора Н.П. Гогеля, заместителями заведующего Забайкальским лесным отделом – И.В. Авдюкова и учёного лесовода М.М. Хохлачёва, секретарями съезда – учёного лесовода В.Н. Кутше и лесничего С.Я. Свирщевского.
Съездом были образованы две комиссии: первая по вопросам административно-правового характера, вторая – по технико-лесоводческим. На съезде лесных специалистов были рассмотрены: доклады с мест об очередных задачах государственной лесной политики ДВР; задачи лесного хозяйства и меры по его улучшению; организация государственных лесозаготовительных организаций; частная лесная промышленность и меры по её развитию; лесное образование; закон о лесах ДВР.
Выступающие учёные лесоводы отмечали, что в результате Гражданской войны, интервенции и смены курса общественно-политического строя наблюдается развал лесного хозяйства. Необходимо принятие немедленных мер по восстановлению одной из крупнейших хозяйственных отраслей экономики республики.
Созданное Центральное управление лесами возглавил с 1 июня 1922 года известный в Забайкалье учёный лесовод С.П. Кузнецов. В целях улучшения состояния лесного хозяйства в Забайкальской области было создано 15 лесничеств.
С докладом о «Задачах государственной лесной политики ДВР» выступил заведующий лесоэксплуатационной частью лесного отдела Управления земледелия П.И. Крокос.
«Дальпром» и «Эксплолес»
После проведённого съезда лесных работников в республике последовало закрытие ряда малых лесопромышленных организаций. Для исправления ситуации в мае 1922 года было создано Дальневосточное промышленное паевое товарищество «Дальпром» с основным капиталом в 1 000 000 рублей, которым принимались меры по экспорту леса за границу. Экспортное дело стало постепенно налаживаться.
Распоряжением Правительства ДВР 10 августа 1922 года принят закон «О государственном лесопромышленном тресте «Эксплолес», учреждаемом при Министерстве народного хозяйства в целях единого плана развития государственной лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности. Организация «Эксплолес» была построена на принципах централизации, с подчинением всех областных органов непосредственно центру. При этом не должно было быть вмешательства в работу «Эксплолеса» местных областных органов, в частности, земельных отделов.
На лесопромышленный трест «Эксплолес» возлагалось объединение всех лесозаготовительных и деревообрабатывающих промышленных предприятий; содействие развитию эксплуатации лесов ДВР; удовлетворение потребности в лесных материалах и продуктах переработки древесины государственных учреждений и предприятий; развитие экспорта за границу лесных материалов из древесины.
Охрана лесов ДВР
Средства массовой информации республики в те годы писали, что леса ДВР с каждым годом всё больше уничтожаются. А ведь леса являются главным источником влаги и главным помощником крестьянину в получении с обработанного поля хорошего урожая. Уничтожение леса происходило от неаккуратного обращения с огнём в поле, а также от хищнических рубок жителями сёл и города. Вместо хорошего леса, произраставшего в 10–15 вёрстах от сёл и деревень, вырубленные территории зарастают корявой берёзой, не пригодной даже на домашние поделки. За дровами приходилось ездить за 20 вёрст и более от населённых пунктов.
Подобные сообщения поступали из разных областей ДВР. Лес вырубили вокруг села, вместо лесного участка образовалась вырубка, – стоит как «сиротинка» на солнечном летнем припёке. Просохшая, как кирпич, земля колется, образуя громадные трещины. Трава, не получая влаги, засыхает, и выгоны превращаются в пустыню. Конечно же, в отсутствии дождя лес является источником влаги.
В то же время газеты отмечали, что лесные массивы всё-таки не везде уничтожались. Имелись населённые пункты, в которых лес пользовался жителями с любовью. Его они оберегали, очищали от мусора и захламлённости. Такие участки лесного фонда в те далёкие годы в Забайкалье называли «заповедный лес», «сад». Для примера, Могойтуевский заповедный лес, расположенный в 3–5 верстах от Могойтуя, строго охранялся населением от самовольных порубок. Следует отметить, что учёный лесовод С.П. Кузнецов в 1909 году в этих местах проводил лесоустройство.
Также жители посёлков Абагайтуя и Кулусутая по р. Аргуни создавали тальниковые сады, за которыми устанавливали строжайший контроль. Эти два сада были расположены в степной зоне, где основные лесные массивы располагались от населённых пунктов на расстоянии 80–100 вёрст.
Образование «садов» или «заповедных мест» было несложным и нужным делом. На общественном сходе с участием лесоводов граждане сёл и деревень принимали решения о закреплении за населёнными пунктами определённых участков леса, брали обязательства по охране этих мест от самовольных рубок и лесных пожаров. На лиц, нарушавших правила охраны леса, налагались штрафные санкции, этим добивались увеличения покрытых лесом площадей. Через проведение таких мероприятий жители населённых пунктов совместно с лесоводами добивались важных дел по просвещению населения. На сходах граждан общественники рекомендовали учёным агрономам привлекать колхозников на воспроизводство лесов, при этом особую организаторскую роль должно было оказывать Министерство земледелия. Отмечалось, что на примере этих инициативных групп граждан необходимо было создавать такие же заповедные леса и сады в других местах республики. В степных местах предлагали совместно с учёными лесоводами создавать искусственные сады.
Всякая порубка запрещалась
В период Дальневосточной республики вопрос охраны лесов Читы был чрезвычайно важен. Так, в результате очередного рейда представителями Горуправления, заведующим земельно-лесным отделом Гордеевым, председателем земельно-лесной комиссии Воскобейниковым, установлена плачевная картина состояния лесов города. Участки лесного фонда, расположенные вблизи города Читы, были оголены и представляли из себя пустыри, заносимые песком. Кража леса в те далёкие годы принимала открытый характер и достигала неимоверных размеров. За 1921 год незаконно вырублено 200 десятин леса (218,5 га).
В интересах всего населения города, законом от 28 мая 1922 года всякая порубка леса запрещалась. Лица, осуществлявшие самовольные порубки, преследовались по закону, незаконно добытая древесина при этом конфисковывалась и причинённый ущерб исчислялся в двухкратном размере. Кроме этого, виновнику в первый раз налагался арест на 1 месяц, а во второй – тюремное заключение до 3-х месяцев.
Не вырубкой единой
Подчеркнём, что во многих случаях наглость преступников при совершении незаконных порубок леса была невероятной. Поэтому работа лесной стражи никогда не была безопасной. О таких случаях часто писали газеты. Так, газета «Дальне-Восточный телеграф» пишет: «…В ночь на 8 мая 1922 года городской объездчик Лисицын вместе с другим объездчиком наткнулись на двоих хищников (нарушителей), рубивших лес. На предложение Лисицына предъявить документы и прекратить порубку они ответили отрицательно, а когда Лисицын взялся за револьвер, то один из нарушителей выстрелил из имевшегося при нём револьвера и, воспользовавшись растерянностью Лисицына, нарушители обезоружили его, а также другого объездчика. Затем, разрядив револьверы и забросив их в кусты в одну сторону, а патроны в другую, нарушители сели на лошадей и уехали в город. Незаконно вырубленный лес на этот раз оставили не вывезенным».
Писали газеты Дальневосточной республики и о лесных пожарах. Так, газета «Забайкальский крестьянин» от 10 апреля 1922 года писала: «Боритесь с лесными пожарами, они приносят громадный вред. Уничтожая леса, иссушая почву, палы, кроме вреда, ничего не приносят. Проводя посевную кампанию, нужно твёрдо помнить, что, сохраняя народное достояние, крестьянин увеличивает своё благосостояние. Леса нужны государству, они нужны и крестьянину». Далее газеты отмечали, что основной причиной возникновения лесных пожаров являются палы, т.е. сжигание остатков прошлогодней травы «непали», затрудняющей косьбу свежей травы, также с целью уничтожения «кобылки». Возникали пожары и от небрежного обращения с огнём в лесу.
* * *
В третье воскресенье сентября работники леса отмечают свой профессиональный праздник! 2022 год – год особенный, он насыщен юбилейными датами. Это – 100-летие Лесного хозяйства ДВР и 75-летие со дня создания Управления лесного хозяйства Читинской области. Поздравляю всех работников леса, ветеранов лесной отрасли с этими замечательным праздником и юбилейными датами со дня организации лесного хозяйства в регионе!
Григорий Климов,
заслуженный работник лесного хозяйства Забайкальского края