Продолжительность жизни в Забайкалье должна увеличиться до 78 лет к 2030 году, дала установку вице-премьер краевого правительства Инна Щеглова (минздрав края отчитывался за полугодие). Сделать сказку былью планируют лечением, профилактикой, доступностью и качеством медицинской помощи.
Это так прекрасно, что я уже, наверное, сейчас пойду куплю восемь упаковок свечей для «крайнего» торта. Две свечки даже пригодятся, если перевыполню план.
Очень нравится решительность проектировщиков будущего. Не нравится их же непоследовательность в настоящем.
Как всерьёз верить в «лечение, профилактику, доступность и качество» медицинской помощи, если по всем этим четырём пунктам – по всем! – мы двадцать лет катимся со скоростью американских горок. Не верите? Пообщайтесь с жителями любого, даже самого близкого к краевому центру района.
На днях вернулась из Хилокского. Да, в сёлах строят симпатичные ФАПы. Но работать в них некому не только потому, что молодёжь уезжает, а нагрузка на оставшихся уже почти пенсионеров колоссальная.
Ставки урезаны. Всё, что можно сократить, сокращено. Ножницы экономии касаются и медицинского, и технического персонала. «Оплачивается только час уборки в день, – объясняли мне на одной из станций. – А в ковидный период сколько раз за день нужно всё помыть, протереть?»
Спросите сельских мам, когда у них была реальная возможность полечить ребёнка у стоматолога? Бабулек спросите, надеются ли они дожить до приезда скорой в гипертонический криз?
А какой стала ведомственная медицина? Железнодорожная больница в Хилке – гордость узла. Ухожена внутри и снаружи – смотреть приятно. Оборудование современное. Но очереди к специалистам бесконечны! Особенно к терапевтам, потому что, кроме железнодорожников Хилокского района, сюда вынуждены обращаться и труженики дороги Петровска-Забайкальского. Вряд ли прибавляют здоровья 100 километров пути.
В государственных больницах не лучше. И как бы ни были умелы и самоотверженны отдельные специалисты (низкий поклон им за труд), какой бы высокотехнологичной ни становилась аппаратура, между пациентом и медицинской помощью – качественной или некачественной – всё больше и больше километров, нервов и средств (не на ковре-самолёте же преодолеваются эти расстояния). Чем труднее путь, тем реже обращения, запущеннее случаи. Вряд ли кривую безвременной убыли населения такие вещи спасают.
Может, продолжительность жизни увеличит стационар в Харагуне, который одной только нервотрёпкой населению и коллективу отнял, наверное, по паре-тройке лет? Или до 78 лет забайкальцам помогут протянуть фельдшеры, мечущиеся между сёлами, младенцами и пенсионерами? Почитайте письма в «Земле» – сразу поймёте, что «прорыв» близко…
Остаётся надеяться, что у руководителей региона есть таинственное и всесильное средство. От 2022-го до 2030-го – неполные восемь лет.