Эхо репрессий слышат потомки

Репрессии 1937–1938 годов, прокатившиеся разрушительной волной по всей стране, не обошли стороной и село Александровку. Только за один день 26 марта 1938 года в селе было арестовано 16 человек. В обвинительном заключении, утверждённом капитаном Госбезопасности Крыловым 26 марта 1938 года, в следственном деле № 10512 значилось, что все 16 человек «являлись членами контрреволюционной повстанческое-диверсионной и вредительской организации, состоявшей из кулаков, бывших белогвардейцев и другого контрреволюционного элемента».

В нём же говорится о том, что «в селе Александровка Читинского р-на Читинской области 4 отделом УГБ УНКВД ЧО вскрыта и ликвидирована контрреволюционная организация, которая подготовляла вооружённое восстание с целью свержения Советской власти в момент начала войны Японии и СССР». Она же, эта организация, «проводила вредительскую деятельность в колхозах с целью развала».

На основании обвинительного заключения были арестованы: Артамонов Иннокентий Евгеньевич, 1890 г.р., Романов Пётр Михайлович, 1896 г.р., Жуков Илья Александрович, 1885 г.р., Зубаков Семён Ефимович, 1882 г.р., Ермольев Михаил Павлович, 1917 г.р., Должников Василий Павлович, 1886 г.р., Романов Матвей Михайлович, 1902 г.р., Яковлев Иван Васильевич, 1901 г.р., Ермольев Алексей Павлович, 1915 г.р., Гаврилов Михаил Семёнович, 1889 г.р. и ещё шесть человек…

У арестованных были изъяты одна пятипатронная бердана, семь охотничьих ружей, берданочных патронов 42 штуки, 73 патрона к охотничьим ружьям. Вот с таким вооружением арестованные собирались на восстание. Все дела были направлены для рассмотрения в особую тройку при УНКВД по ЧО. Это обвинительное заключение подписали младший лейтенант Госбезапасности Павлюченко, Лучино, лейтенант Госбезопасности Новиков. Все арестованные находились в Читинской тюрьме.

Среди арестованных был и мой дед Романов Пётр Михайлович. В выписке из протокола № 71 заседания особой тройки УНКВД по Читинской области от 25 марта 1938 года в деле № 10512 говорится, что «Романов П.М. родился в 1896 году, уроженец с. Александровки, русский, гражданин СССР, кулак, спекулянт, имел мельницу, занимался скупкой и перепродажей скота, беспартийный, грамотный, работал в Чит. ЛПХ завхозом. Постановили: заключить в ИТЛ сроком на 10 лет, считая срок с 23 марта 38 г.». Дед отбывал срок в Севвостлаге в Магадане.

Дома у него остались жена Арина Аббакумовна – 1897 г.р., дети: Ирина, Степанида – 15 лет, Николай – 14 лет, Нина – 13 лет, Наталья – 11 лет, Надежда – 9 лет, Анна – 8 лет, Михаил – 6 годов.

Не надо иметь хорошее воображение, чтобы представить, какие беды и невзгоды пришлось перетерпеть семье. Мама всё время говорила, что даже картошки не хватало. Я наивно спрашивала, почему не садили больше, а мама говорила, что ели-то одну картошку.

Пётр Михайлович освободился досрочно, 18 февраля 1948 года. Об этом указано в извещении № л/д 177052. Дед был грамотный, поэтому он писал прошение о пересмотре его дела. Дело пересмотрели, но срок остался тот же.

В Александровку дед не вернулся, остался на Колыме. Там он женился на такой же политической и жил в посёлке Ола Магаданской области. У него родилось ещё трое детей. Реабилитирован 11 октября 1955 г. Читинским обл. судом. Позже, уже в 80-е годы, трое его детей из Александровки ездили к отцу. С тех пор семьи поддерживали связь. Арина Аббакумовна не держала зла на мужа, понимала, что в том нет его вины.

В это же время был арестован брат Петра Михайловича Матвей.

Матвей родился в 1902 г., русский, житель с. Александровка Читинского р-на Читинской обл. Служил в НРА ДВР. Работал в колхозе «Новый труд», сторож. Арестован 23 марта 1938 г. Приговорён 25 марта 1938 г. тройкой УНКВД по Читинской обл. к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован 10 июля 1956 г. Читинским обл. судом. У него остались жена Аполинария, дети: Татьяна – 5 лет, Александр – 3 года, Анна – 1 год.

В мае был арестован младший брат Петра Михайловича Максим. Он родился в 1905 г., русский, житель с. Александровка Читинского р-на Читинской обл. Работал в колхозе «Новый труд». Арестован 17 мая 1938 г. Приговорён 8 июня 1938 г. тройкой УНКВД по Читинской обл. к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован 2 декабря 1957 г. Читинским обл. судом. Дома остались жена Валентина и дети: Вера, Елена, Антонида, Борис, Виктор, Леонид.

Ирина Орлова, с. Александровка

Один ответ на “Эхо репрессий слышат потомки”

  1. Доброго времени суток! Ищу родственников своего деда — Романова Степана Дмитриевича (родом из Жимбиры) Его отец Романов Дмитрий Терентьевич тоже жил в Жимбире.
    Можно как то связаться с автором статьи, возможно найдем какие то связки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)