Найти ключик к каждому

Новый учебный год принёс свои изменения, и они уже прочно прижились в школьной жизни. Так, в программе появились не только патриотические классные часы «Уроки о важном», штат педагогов пополнился новой должностью. Это советник директора по воспитательной работе. В Забайкальском крае такие специалисты уже появились в 203 школах в рамках Всероссийского проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» национального проекта «Образование».

Профессионалы предлагают

Напомню, что президент России Владимир Путин на встрече с лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года» подчеркнул, что сама по себе идея возникла по рекомендациям профессионального сообщества, и государство только помогло реализовать предложения, сформулированные педагогами. Это означает, что советник должен заниматься исключительно воспитанием подрастающего поколения, организовывать интересную и яркую внеурочную деятельность.

Глава страны отметил, что «это фундамент, на котором всё остальное строится, поэтому мы будем всячески поддерживать». Так, в 2021 году на софинансирование этого направления из федерального бюджета выделяется около четырёх миллиардов рублей. А в следующем году в бюджете страны предусмотрено более 14 миллиардов рублей.

С начала учебного года в школах края были введены 203 должности, которые предоставляются по конкурсу. Больше шансов было у соискателей, имеющих педагогический стаж. У них обязательно должен быть опыт работы в детском коллективе, например, как вожатого или руководителя детского объединения. Организаторские навыки и лидерские качества приветствовались особо.

«Работы много, но она интересная»

С советниками по воспитанию тесно работает главный специалист отдела воспитательной работы, дополнительного образования и молодёжной политики Комитета образования администрации Читы Марина Рубцова. Вот что она рассказывает: «Объём работы, конечно, большой, но он интересный. Позволяет непосредственно работать с детьми, педагогами и родителями, так сказать, вживую. Здесь не предполагается рутинная бумажная работа. Конечно, не сразу плоды педагогического труда можно заметить – необходимо какое-то время, чтобы увидеть эффект от своей деятельности. Советники – именно те люди, которые испытывают радость от общения с детьми и у которых складывается это общение. Что немаловажно, им нравится общение с педагогами и родителями».

Детей надо понимать

Педагогический стаж Марины Петровны – 37 лет. На годы её работы пришлись сразу несколько периодов истории нашей страны. Были октябрятские звёздочки, пионерские дружины и комсомольские ячейки. Потом пришли смутные 90-годы, благополучные 2000-е и техногенные 2020-е… И это хороший повод сравнить детей разных поколений.

Марина Петровна уверена, что дети всегда остаются детьми, просто надо научиться их понимать: «Можно сказать, что 90-е годы стали годами безвременья, очень сложно было в школе работать с родителями, детьми, учителями. Это сейчас легко, ведь целые институты оказывают большую методическую помощь. А в 90-е годы было сложно, но мы не растерялись. Если в школах Центральной России в те времена замерло пионерское движение, и дети были предоставлены сами себе, то мы не опустили руки. Мы начали искать в школах города и края пути выхода и стали создавать свои детские общественные объединения».

Воспитывать хороших людей

И всё же советник по образованию в чём-то выполняет функции пионервожатого, заместителя директора по воспитательной работе и организатора досуга. Планов по новой должности предусмотрено много. Но одна из целей их работы является главной – помочь детям определить дальнейший жизненный путь.

К слову, хорошие идеи приживаются на десятилетия. В качестве примера Марина Рубцова приводит опыт своей работы в читинской школе № 8: «Мы создали на базе начальной школы детское объединение «Маленькая страна». Так как наша школа располагалась рядом с озером Кенон, то старшее звено у нас вошло в объединение «Детский остров». Ещё развивали ученическое самоуправление на базе старших классов. Так у нас появился «Лидерград». Нам некогда было смотреть, что происходит за окнами школы. Мы окунулись в череду ярких творческих дел, и нас поддержали коллеги и родители. Все эти объединения работают до сих пор, и очень радостно от того, что эта преемственность сохранилась. А все дети хороши тем, что они не стоят на месте и развиваются. Здесь педагогам, скорее всего, нужно успевать за детьми, быть с ними на одной волне, понимать их. А ребята все хорошие, с ними можно ладить. Это зря говорят, что нынешнее поколение потерянное, просто надо к каждому найти ключик».

«Стараемся всех охватить»

В школе № 8 с начала учебного года к новой должности приступила советник директора по воспитательной работе Оксана Галуза. Опытный педагог, за основу она взяла дневник мероприятий «Дела единых действий» Российского движения школьников. Также Оксана Викторовна создала школьный актив. Но все же её хотелось спросить именно про то, как она работает с неконтактными, «колючими» детьми или хулиганами.

«Мы стараемся. Конечно, всех невозможно охватить, у нас школа большая, но всё равно можно. У нас была акция, приуроченная к Международному дню школьных библиотек. Мы выбрали четвёртые классы, шесть параллелей. Дети готовили книжные закладки, на общей линейке рассказывали историю книжных закладок, обменивались ими. В этой акции участвовали все».

На планете детства

«На протяжении всего лета проходила курсы, слушала вебинары, изучала литературу и прошла отбор в конкурсе «Навигаторы детства», – говорит Оксана Галуза. – Задача советника – предложить школьнику как можно больше событий, мероприятий и конкурсов от разных объединений, чтобы ребёнок мог определиться, что ему нравится, и чтобы у него не было времени на бесцельное гуляние по улицам в сомнительной компании».

Каждый понедельник перед уроком идут «Разговоры о важном», а ближе к выходным подводятся итоги недели и награждаются активные ребята.

«В рамках мероприятия «Экололята – молодые защитники природы» прошли уроки «Туристы – друзья природы». Урок был проведён с целью экологического просвещения обучающихся, формирования ответственного экологического поведения. А затем с ребятами 7 «А» класса организовали поездку в национальный парк «Алханай», а с ребятами 7 «Г» класса – на Карповские пороги».

Оксана Викторовна продолжает: «К российскому Дню отца провели акцию «Супер-папа», ребята размещали ролики, где поздравляли своих любимых пап, а младшеклассники изготавливали подарки. Главным мероприятием стала «Папина кухня». Наши супер-папы боролись изо всех сил за это звание – собирали мясорубку, одновременно крутили обруч и баюкали деток, готовили блюдо для своего ребёнка».

В рамках Всероссийского проекта «Классные встречи» прошло мероприятие, посвящённое Международному дню школьных библиотек. Встреча позволила школьникам ближе познакомиться с профессией, книжным фондом библиотеки. Активисты Российского движения школьников провели акцию «Добро и уважение» к Дню пожилого человека, ребята смогли сказать тёплые слова благодарности пожилым людям за их добросовестный труд и огромный жизненный опыт.

* * *

Оксана Галуза уверена: Ребёнок воспитывается тогда, когда он задействован в общественнозначимой деятельности. И тогда положительный результат гарантирован!»

Фото Оксаны Галуза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)