Затенённая слава Даурии

«Гураны здесь жили всегда!»
Виктор Балдоржиев

Война снова, внезапно и громко, стукнула в наши двери, и все мы вдруг осознали, что солдаты для нашей России опять нужнее всех остальных. И снова Россия, глядя в глаза внешней угрозе, надеется не на своих бизнесменов с их зарубежными виллами, не на звёзд эстрады, не на представителей «офисного планктона», а на своих действительных хранителей и защитников в камуфляжах и тельняшках – внуков и правнуков воинов в пилотках и папахах. И снова деды незримо встают на помощь своим внукам, заслоняющим собой нашу общую Отчизну и свой родительский дом.

Не вся история

Так было уже не раз – свидетельством тому вся наша более чем тысячелетняя история Руси, и славная, и горькая. Длительные мирные передышки для неё всегда были скорее исключением, чем правилом. И возможность жить по собственному разумению на своей земле и говорить на родном языке народам нашей страны всегда обеспечивали, по меткому выражению императора Александра III, лишь только два её единственных союзника – наши российские армия и флот. И россияне всегда помнили, что цена победы и мирного неба измеряется в сгоревших жизнях не вернувшихся с полей брани воинов, потому и мерцали поминальные свечи в Дмитриевскую субботу по всем храмам России, потому-то имена героев продолжали жить в названиях улиц и населённых пунктов.

Вот только благодарна ли, крепка ли сегодня наша память об этих подвигах? Не вымывается ли она из нашего сознания повседневной бытовой суетой или, что гораздо тревожнее, отравленными волнами беспамятства, зачастую пригнанными чужими ветрами?

Почему Чита так и не была удостоена звания города воинской славы?

Мне кажется, далеко не последнюю роль в этом сыграло именно то, что во внимание не были приняты подвиги и труды военнослужащих-забайкальцев в период до 1918 года. Того самого года, с которого сегодня ведётся официальный отсчёт летописи структур и организаций нашего Забайкальского края и Республики Бурятии, в которых предусмотрена военная служба. Словно не было в послужном списке забайкальцев выбитой копытами казацких коней линии государственной границы от Байкала до Тихого океана, вспененных английскими ядрами волн залива Де-Кастри, «кровавых маньчжурских полей», фортов Порт-Артура, выкошенных шрапнелью перелесков под Варшавой, тумана удушливых газов в долинах Карпат, снегов Турецкой Армении и зноя библейских Тигра и Евфрата…

Мы непростительно бездумно и расточительно относимся к славной истории нашей Даурской земли. На сегодняшней карте Нерчинско-Заводского района значится село Домасово. Этот бывший казачий посёлок Дамасинский бывшей Аргунской станицы, выросший в 1714 году из «Дамесовой заимки» Петера Дамеса, пленного шведского офицера, специалиста горного дела, направленного после Полтавы уже на российскую службу в Даурию, да так и оставшегося здесь навсегда. Спустя почти три века небрежным и равнодушным росчерком пера какого-то чинуши Дамасово, несмотря на протесты жителей, ничтоже сумняшеся было переименовано в Домасово и уже в таком виде «узаконено» в «Энциклопедии Забайкалья». Вроде мелочь, всего лишь одна буква, вот только имя Дамеса уже утрачено…

Как улицу назовёшь…

К сожалению, этот случай – не единичный. Двадцати минут выступления на митинге местных жителей «всесоюзного старосты» М. Калинина, оказавшегося проездом в селе Монастырском, что под Нерчинском, разом перечеркнули 200 лет существования названия села, превратив его в Калинино. Такая же участь постигла улицу Амурскую в Чите, названную так в честь присоединения к России силами забайкальцев Амурского края и переименованную после краткого выступления на ней Калинина. Но если сейчас улице им. Калинина возвращено родное имя, то одно из самых старых сёл Даурии по-прежнему живёт под чужим. Наверное, пролетал над Читой и лётчик В. Чкалов, раз в его честь большевики переименовали и Уссурийскую улицу, чьё название напоминало о том, что Уссурийское казачье войско основали забайкальцы. Прежняя Камчатская (в память об обороне Петропавловска) улица сегодня – имени пришлого революционера-террориста Столярова, расстрелянного по приговору военно-полевого суда в 1906 г., и читинские историки до сих пор не уверены, настоящая ли это его фамилия. И этот список можно продолжать долго.

Даже сегодня новые улицы в нашем крае зачастую называют казённо: «Дружбы», «Сельская», «Лазурная» и т.п. – словно нет у нас ни достойных памяти местных событий, ни имён выдающихся земляков…

Неужели Забайкалье способно служить только фоном для пришельцев, как это, например, происходит с декабристами? Воспевание и обожание этих, не по своей воле побывавших здесь дворян-заговорщиков, ещё в советский период у нас возведено в культ и сомнению не подлежит, хотя сами они к читинцам относились снисходительно, как и положено патрициям. Один из них, М. Бестужев, видимо, выражая общее мнение «гостей», потом напишет, что трёхлетнее пребывание декабристов в Чите обогатило местных жителей, ленивых и бедных, а после отъезда знатных арестантов «…жители скоро впали в бедность, ещё большую прежней: лень пошла об руку с пьянством, и так, прогрессивно упадая, они дожили до той эпохи, когда их бедная деревушка была переименована в областной город Забайкальского края; сами они переименованы в казаки и выселены в Атамановку, в 12 вёрстах от Читы». Тут так и хочется воскликнуть: попробуй-ка попей да поленись в нашей холодрыге, надолго ли тебя хватит?

Тут, скорей всего, дело в другом – вольнолюбивые гураны вряд ли угодливо склонялись перед сиятельными каторжанами, к чему те привыкли в своих поместьях, снисходя в вынужденном общении до своих крепостных рабов.

Декабристы-строители?

До сих пор живучи рождённые в советский же период мифы о пребывании этих государственных преступников в Забайкалье – огромные нормы выработки в каторжных условиях (любому «зэка» сталинских концлагерей они наверняка показались бы просто разминкой), якобы невыносимые условия содержания, утверждение о том, что без декабристов Забайкалье навсегда осталось бы дикой и тёмной окраиной.

«Когда декабристы только прибыли в Читу, это была всего лишь деревушка, в которой насчитывалось более 75 деревянных домов и 393 жителя. Благодаря трудам ссыльно-каторжных, их деятельности, Чита стала развиваться. По желанию декабристов в Чите построили Михайло-Архангельскую церковь, которая сейчас в народе называется церковью Декабристов. В этом здании, находясь в ссылке, венчались декабристы И.А. Анненков с П. Гебль и Д.И. Завалишин с А.С. Смольяниновой. А рядом с церковью похоронена дочь Волконских – Софья, которая умерла в младенчестве», – напишет в газете Карымского района «Красное знамя» (№ 51 от 22.12.2021) юнкор Сима Смирнова.

Эти данные школьница могла узнать только от старших, потому-то и приняла на веру информацию о том, что построенную в 1776 году на средства читинского купца Егора Гуркина и других местных жителей Михайло-Архангельскую церковь возвели декабристы. Мне доводилось слышать утверждения от студентов исторического факультета ЗабГУ, что город Читу тоже основали и построили декабристы!

Каждый раз, когда я подхожу к «церкви декабристов», как любят у нас называть старейший храм Читы – церковь во имя Святого Архистратига Михаила Архангела, уже у порога храма мои пальцы сами взлетают ко лбу для крестного знамения – так же осенялись крестом при входе под эти намоленные своды мои прадеды-казаки, когда приносили здесь присягу на верность службе. Здесь 22 октября 1851 года был зачитан Указ Николая I о создании Забайкальской области и Забайкальского казачьего войска, здесь освящались все полковые стяги ЗКВ и знамёна Восточно-Сибирских стрелковых батальонов и Сибирских пехотных полков, здесь служились молебны о даровании победы воинам-забайкальцам в годы войн и походов, здесь вручались им Георгиевские кресты, здесь же и отпевали павших и почивших героев, которых потом погребали на некрополе возле стен храма.

Ответы без вопросов

Современные школьники, да и большинство взрослых забайкальцев, увы, об этом и не подозревают, «гости» – декабристы тут напрочь заслонили хозяев – гуранов на их собственной земле! Ничего сейчас здесь не напоминает о казачьем прошлом храма, некрополь перекопан и уничтожен, а внутри храма под сияющим крестом посетители видят смесь дворянского салона и тюремного каземата, хотя все эти предметы более уместно смотрелись бы в так называемом доме Нарышкиной, супруги одного из декабристов, расположенном неподалёку.

Старо-Читинский Свято-Михайловский храм вполне мог бы стать аналогом храма Христа Спасителя в Москве, если бы в нём разместились, вместе с вернувшимся церковным убранством, другие экспонаты Забайкальского краевого краеведческого музея – Георгиевское знамя 1-го Читинского казачьего полка, медная плита с именами Георгиевских кавалеров 1-го Нерчинского казачьего полка, серебряные Георгиевские трубы, награды, фотографии героев-забайкальцев – офицеров, казаков и солдат, их форма, оружие и другие немые свидетели нашего славного прошлого. Безусловно, нашлось бы место и боевым регалиям и портретам декабристов – участников Первой Отечественной и других войн. Экскурсоводу было бы о чём рассказать посетителям, а священники смогли бы с особым чувством служить молебны в памятные дни наших ратных годовщин у восстановленного и заново освящённого алтаря на втором этаже.

И тогда у гостей нашего города, побывавших в таком храме-музее, наверняка бы возникал потом вопрос – а почему же всё-таки Чита не город воинской славы? Почему ни один из тысяч Георгиевских кавалеров-забайкальцев не увековечен в краевом центре? Может, недостойны? Но почему тогда в провинциальном Нерчинске и сельской глубинке имена героев-кавалеров уже выбиты в мраморе по инициативе благодарных земляков на плитах, которые воздвигнуты рядом с другими, на которых имена сыновей этих самых кавалеров, героев следующей войны – Великой Отечественной!

Прививка марксизма

Можно ли вообразить, чтобы в какой-либо из стран Африки на площадях городов стояли памятники теоретикам апартеида и расизма? Наверное, нет, а вот у нас, в России, подобное возможно. Ярые русофобы и ненавистники России и русских Карл Маркс и Фридрих Энгельс весьма бы удивились, узнав, какие почести им воздают в стране, о которой они не сказали ни одного хорошего слова и были вполне согласны с идеей устранения «цивилизованными нациями» этой самой России и её «непролетарского» населения. Хотя ничего особо удивительного тут нет – ведь в этой самой «варварской» и «реакционной» стране власть в 1917 году путём вооружённого переворота захватили их верные последователи, на практике затем опробовавшие разработанный в Лондоне принцип «диктатуры пролетариата». Теоретические постулаты марксизма дали такие практические кровавые результаты, последствия от которых бьют по россиянам до сих пор! В 1906 году наш Д. Менделеев в своей работе «О познании России» рассчитал, что если Россия как государство сохранится и продолжит своё поступательное движение вперёд, то в 2000 году в ней будет жить порядка 600 миллионов человек, из которых не менее 500 будут русскими. Увы, знал бы великий учёный, как тяжело будет болеть его страна после насильственной прививки ей марксизма!

И. Джугашвили – Сталин и Ф. Дзержинский, пытавшиеся в 1922 году отстоять РСФСР и тем самым не дать местным национальным, а вернее, националистическим «элитам» ни сейчас, ни в будущем возможности растащить единую страну на свои удельные вотчины, были названы творцом создаваемого СССР В. Ульяновым – Лениным «великорусскими держимордами».

«При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнений, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке», – писал Ленин в своей статье «О национальностях или об автономизации» 30.12.1922 года.

Не считая управленцев из русских достойными и способными к государственному строительству, а сам русский народ величая «народом рабов, народом холопов», великим лишь своими насилиями над другими народами, новый «мессия» Ленин приказал своим соратникам разделить единую Российскую Советскую Федеративную Республику, уже вышедшую было целостным государством из кровавой купели развязанной большевиками Гражданской войны, на пятнадцать фактически независимых государств, объединив их в 1922 году во временное, как оказалось на поверку, новообразование – СССР. При этом ими срочно создавались или изобретались искусственные народы, языки и страны, с официальной передачей им и русского населения, и его коренных территорий – и всё это под лозунгом беспощадной борьбы с «русским великодержавным шовинизмом», оказавшейся на практике перешибанием станового хребта тысячелетней российской государственности.

Под псевдонимом

Одна из главных улиц в Чите названа по псевдониму одного из первых большевиков Забайкалья, непримиримого борца с «религиозным мракобесием» в СССР Емельяна Михайловича Ярославского – Минея Израйлевича Губельмана, скончавшегося в 1943 году – году, когда И. Сталин, вопреки всем усилиям его и других «воинствующих безбожников», приказал выпустить из советских концлагерей уцелевших священников и разрешил проводить богослужения в немногих сохранивших храмах. К слову, именно в 1943-м, вспомнив про свою Православную веру, с вернувшимися прежними русскими погонами – крыльями на плечах, мы наконец-то пошли на запад! Случайное совпадение?

А то, что улица названа псевдонимом – обычное дело, ведь пламенные революционеры, причём всех уровней, в отличие от своих противников – белогвардейцев, кстати, сражавшихся «за единую неделимую Россию», почему-то предпочитали прятать свои подлинные имена за клички, подобно уголовной братве. Типично для большевиков и поведение Ярославского – Губельмана, сына сосланного на вечное поселение беглеца от военной службы, в период Русско-Японской и Второй Отечественной войн, в годы которых, повинуясь партийным вождям, он внёс своей подрывной революционной деятельностью личный вклад в победу Японии и Германии над нашей Россией.

Стоит ли удивляться, что после, став главным «историком-марксистом» СССР, он, в компании с такими же революционерами, поспешит объявить эти войны «несправедливыми», «империалистическими» и т.п., постаравшись вычеркнуть их не только из учебников истории, но и уничтожить память о защитниках России в этих войнах.

Не потому ли нашим героям-землякам, Георгиевским кавалерам и павшим на поле брани воинам, так и не довелось дождаться заслуженного ими почёта и уважения ни при жизни, ни потом, уже в наши дни? А ведь многим из них довелось воевать и быть награждёнными и в Великую Отечественную!

Большевики и белогвардейцы

Когда заходит речь о Гражданской войне в нашем крае, местные коммунисты сразу начинают вопить о «зверствах семёновцев», почему-то умалчивая о том, что инициаторами как самой этой братоубийственной войны, так и активного вооружённого противостояния были именно большевики, уничтожавшие всех белогвардейцев, скопом объявленных ими «вне закона», на месте, без суда и следствия. В то же время есаул ЗКВ Г. Семёнов в январе 1918 года приказал своему добровольческому отряду отступить обратно от станции Андриановка в Маньчжурию, чтобы «не допустить кровопролития», как того требовал приказ Войскового атамана ЗКВ полковника В. Зимина.

Документы архивов свидетельствуют, что при всех крупных воинских формированиях Белой армии и органах власти забайкальской белой государственности существовали учреждения юстиции и суда, осуществлявшие свою деятельность на основании законов и постановлений Правительств верховного правителя А. Колчака и атамана Г. Семёнова, в свою очередь, опиравшихся на законы Российской империи и Российской республики 1917 года, правопреемниками которых эти правительства себя считали. Поэтому материалы о привлечении к суду и ответственности противников белых режимов, хранящиеся в наших архивах, позволяют судить о так называемом «белом терроре» довольно объективно.

Необходимо отметить, что «белые» суды выносили не только смертные приговоры – по их вердиктам арестованные и пленные нередко освобождались «из-за недоказанности преступлений» или объявленной амнистии. Кроме осуждённых по «политическим» статьям, в материалах судов фигурируют и уголовники – насильники, убийцы и грабители, с которыми обязана беспощадно бороться любая власть. Так, из 132 расстрелянных 6 октября 1919 г. заключённых нерчинской тюрьмы «за большевизм» было казнёно 33 «политических», остальные, в том числе и китайские подданные, были осуждены военным судом, с согласия прокурора, по уголовным статьям за убийства, грабежи и изнасилования.

К десятой годовщине Октябрьского вооружённого переворота, как до 6 ноября 1927 года часто называли в официальных изданиях СССР Великую Октябрьскую социалистическую революцию, советские историки получили задание назвать имена всех, кто погиб от «белого террора» в годы Гражданской войны, не включая в эти списки павших на поле боя. По результатам выполнения этого задания в отделение Дальистпарта Дальневосточного крайкома ВКП (б) от Читинского окружного истпарта, за подписью уполномоченного П. Окунцова, 22 августа 1927 года был направлен документ под названием «Список расстрелянных по приговору полевых судов в Забайкальской области за время диктатуры атамана Семенова. 1918–20 гг.», хранящийся ныне в государственном архиве в городе Хабаровске, фонд П-44, опись 1, единица хранения 505. В нём – 390 фамилий, с указанием имени и отчества, каждая под порядковым номером, напротив указана дата расстрела (фактически же в списке 380 фамилий, из-за технического пропуска 10 порядковых номеров).

Сыны своей Родины

Противоречивое и в то же время великое прошлое нашего края, как окружающий мир в капле воды, отразилось в судьбе семьи Чугуевских из села Базаново, что в Александрово-Заводском районе. Отец Леонтий Савельевич, потомок горнозаводского крестьянина, участник Китайского похода, был удостоен ЗОВО 4-й степени за личные подвиги в разновременных боях с японцами в рядах 19-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, и, к сожалению, неизвестно, вернулся ли он после двух ранений в боях уже с германцами с фронта третьей своей войны – Второй Отечественной в 1918…

Его старший сын Николай, красный партизан, передовой тракторист колхоза, будет расстрелян как «враг народа» по сфабрикованному обвинению и впоследствии реабилитирован, но фронт 1941 года из-за подлого 1937-го не получит танкиста-героя, каким наверняка мог бы стать Николай. Как его брат Максим, награждённый орденом Отечественной войны 2-й степени в крайне скупом на награды 1942 году.

«В момент интенсивной бомбардировки г. Сталинграда 13 августа 1942 г. немецкой авиацией, будучи наводчиком зенитного орудия, меткими выстрелами сбил два немецких самолёта», – рассказывают нам строки из наградного листа на красноармейца 1082-го зенитно-артиллерийского полка Максима Леонтьевича Чугуевского. Несмотря ни на что, гураны всегда были верны своей России, и Россия всегда надеялась на них и надеется!

* * *

Наши предки – казаки не для того брали под свою руку Даурию, чтобы она становилась местом каторги и ссылки. Конечно, её старались такой сделать и чиновники Кабинета Его Величества, нагло отобравшего у забайкальцев в собственность династии Романовых половину Нерчинской Даурии и устроившего здесь Нерчинскую каторгу для притока на шахты дармовой рабочей силы… Но разве Даурия славна только декабристами да революционерами всех мастей, отбывавшими здесь наказание? Разве благодарная матушка-Россия вспоминает наших гуранов как каторжников?

Чужим обычно гордятся и следуют ему, когда нет своего, но разве это достойно нас, гуранов? Нравственные ориентиры, основанные на верности родине и вере предков, были неизменны для наших дедов, неизменными они должны быть и для нас! Недаром И. Тургенев сказал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится!»

Уже давно официально вернулись в наши армию и флот и орден Св. Георгия, и Георгиевский крест. И люди уже перестали настораживаться, когда кто-нибудь из нашей поисковой сотни спрашивает, не было ли среди их предков Георгиевских кавалеров. Но памятника Георгиевским кавалерам в Чите, фамилии хотя бы одного из них, запечатлённой и воскрешённой в названии улицы, как не было, так и не предвидится, хотя очень хотелось бы верить в это!

Так пусть же семь томов сборника «Георгиевские кавалеры Забайкалья», в котором названы 17,5 тысяч героев-забайкальцев, станут таким памятником нашим землякам – гуранам, чьи славные имена теперь уже никто не сможет вычеркнуть из нашей памяти!

 

Виталий Апрелков,
фото из книги «Георгиевские кавалеры Забайкалья – Герои Даурии-2»

5 Ответ на “Затенённая слава Даурии

  1. Казак станицы Селенгинская есаул Лазарев Михаил Васильевич:

    Не известная война, она так и останется не известной если мы не будем копаться в расследовании истории нашего легендарного Забайкальского казачества. На самом деле в Советское время нам вдалбливали: декабристы, красноармейцы, иноземцы, пришлые коммунисты, вот они герои. А по большому счету они пришли и нарушили наши вековые жизненные устои. Так вот пора вспомить и про наших героев Забайкальских казаков, а то наши потомки так и не узнают свою истинную историю и тех героев которые не заслуженно забыты и которых старались вычеркнуть и нашего сознания. У нас в Бурятии есть первые шаги, в Тынгырыке Джидинского р- она поставили памятник последнему Атаману Сухареву Перфилу, Геориевскому Кавалеру, в Селенгинском р- оне поставили памятник «Примирения» На месте боя между Красной Армии с дивизией Барона Унгерна. И давайте дальше продолжать увековечивать наших героев казаков.

  2. Странно, но у нас в Забайкалье самое — самое жесткое табу на события Гражданской войны, ну и то, что происходило после нее. Сначала, когда сталкиваешься с этим даже оторопь берет. Но в Забайкалье народ любознательный. Поэтому сразу же задается вопросом: » А почему такая скрытность»? Почему многие дичайшие выходки красных» героев» так и обходят стыдливо, не предавая гласности. И это только то, что люди пытаются предать гласности. Но все как то забывают, что было еще немало деревенских стариков, которые единственный раз в жизни, чтобы облегчить душу пеиед смертью рассказывали такое о «подвигах» красных «героев», что кровь стынет в жилах. А » карателями» оказались семеновцы, т. е. большая часть забайкальских казаков. Не зря столько усилий было потрачено большевиками, чтобы очернить казачество, иначе бы вышли на свет много неприглядных дел, совршенных ими во имя вроде бы светлых целей. Обидно только, что благодаря этому оказалась облитой грязью воинская слава наших предков.

    9
    1
  3. Богомолов Николай Иванович, врач-хирург, профессор:

    Потрясающая статья! Её нужно читать и обсуждать в школах, вузах и сузах Забайкалья. Спасибо автору за правду, за настоящую историю, за искреннее суждение о событиях и людях, творивших их. Целиком и полностью согласен с каждым написанным словом, готов подписаться лично. Успехов и здравия Вам, глубокоуважаемый Виталий Апрелков. Ваш труд — «Георгиевские кавалеры» достоин высших региональных и федеральных наград. Претендуйте на них, а мы Вас поддержим. С уважением и почтением доктор медицины, профессор хирургии Н.Богомолов

    8
    2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)