Новенький 2023-й

Ну, ещё денёк, другой,

И уже не за горой –

Завершит Земля виток,

И появится зверёк,

То ли Кролик, то ли Кот

(Штука тонкая – Восток).

Зверь прискачет, подкрадётся,

Вот тогда он и начнётся –

Кутерьмы весёлой ход,

Праздник, радость, Новый год!

Длинноухий иль мур-р-рчащий.

Мы смеяться будем чаще –

Счастья яркий огонёк

Принесёт нам тот зверёк.

А печали будет нолик –

Гарантирует всем Кролик,

Лишь улыбок хоровод

Гарантирует всем Кот.

Всем здоровья, всем удачи!

Сбудется пускай мечта!

Каждого! (А как иначе?)

С наступающим! Ура!

 

Поскольку всего через какие-то 96 с лишним часиков грянут фейерверками, бенгальскими огнями, пробками от пенно-пузырящегося Главного Новогоднего Напитка, застольными песнями с оливье и пельменями, и начнутся самые развесёлые зимние деньки под руководством пушистого ушастика и его мурлыкающего соратника. А раз так, то ясное дело, что центральными фигурами нашей сегодняшней предновогодней встречи будет именно эта парочка.

Длинноухо-мохнатые

В отличие от котов и кошек, длинноухие (именно кролики, а не зайцы!) в своём естественном, живом, так сказать, виде не слишком преуспели в кинематографе. Ролей было, конечно, много, но все они представляли собой символическо-безликие, хотя и симпатичные, образы пушистых милашек. Другое дело анимация – компьютерная и «обычная». Харизматичный, жуликоватый кролик Питер и сотоварищи из недавней одноимённой дилогии (2018 и 2020 гг.), где он орудовал с реальными партнёрами-людьми, или знаменитый Роджер из комедийного детектива Р. Земекиса «Кто подставил кролика Роджера» (1988). Или крайне озабоченный, вечно спешащий Кролик с часами из «Алисы в Стране чудес» (2010) Тима Бёртона и её продолжения. А ещё был хитроумный озорник Багз Банни из детективной комедии «Луни Тюнз снова в деле» (2003).

Исполняли кролики, несмотря на свою «мимимишность», и отрицательные, мрачные роли. Как тут не вспомнить очень странного, зловещего кролика Фрэнка из фантастического фильма «Донни Дарко», зубастых любителей мяса из «Одинокого рейнджера» (2013) с Джонни Деппом или страшного гиганта-вредителя из мульта «Уоллес и Громит: Проклятье кролика-оборотня» (2005). Но эти кроли – исключение, нежели правило.

И всё же главная «работа» пушистиков-ушастиков – это мультики. Здесь ролей у них с избытком. В отечественных мультфильмах, в первую очередь, приходит на ум очень умный, очень интеллигентный и очень воспитанный кролик-очкарик из фильма Фёдора Хитрука «Винни-Пух идёт в гости» (1971). Ещё хитрец из «Братца Кролика и Братца Лиса» (1972) и «Новоселья Братца Кролика» (1986), крольчиха с кроликом из мультика «Чуня» (1968), Труша из мульта «Дереза» (1986), умница Бояка из фильма «Бояка мухи не обидит» (1994). А также крол из советской мультяшной версии «Алисы в Стране чудес» (1985), знаменитый кругляш Крош из «Смешариков» и ещё пара-тройка «проходных» ролей в других мультиках.

Мяу! Представление от котоведа

А вот теперь самое главное! Я, автор этих строк и опытный котовед, особо представляю ещё одного хозяина грядущего 2023 года. КОТА! Представителям этой ультрапопулярной на планете Земля (а возможно, и далеко за её пределами) «нации» живых существ с популяцией более чем 600 000 000 чело… извините, кошанов обоего пола в кинематографе сказочно повезло. В мировой мультипликации у них ролей просто несть числа. Что же касается кинематографа в «чистом» виде, то, несмотря на все достижения современной аниматроники и компьютерной графики, киношники по-прежнему предпочитают иметь дело с живыми «актёрами». А чего это я слово «актёры» взял в кавычки? Брысь, кавычки! Кошаны и есть актёры! Даже получше людей. И люди переиграть котофеев, видимо, никогда не смогут. Стоит кошачьим появиться в сцене любого фильма хоть на несколько секунд, зрители будут смотреть только на них, мгновенно загипнотизированные неотразимостью, грацией, совершенством и много чем ещё…

Киношники опасаются, но…

Однако режиссёры не слишком торопятся брать мурчащих на главные роли в кино: независимые создания не слишком-то поддаются дрессировке, а если и идут на запланированный трюк, то исключительно ради игрового интереса, и даже вознаграждение – дело второе. Не случайно фильмов, где кошаны исполняли бы главные роли, совсем немного: «Гарри и Тонто» (1974), «Кот из космоса» (1978), «Дорога домой: Невероятное путешествие» (1993), «Кошки против собак» (2001), «Котёнок» (1996) «Этот ужасный кот» (1997), «Девять жизней» (2016), «Уличный кот по кличке Боб» (2016), «Рождество кота Боба» (2020) и ещё не более полутора десятков картин. А вот в небольших эпизодах – в ролях домашних любимцев и уличных бродяг-хулиганов – их снято дополна. Но для начала поведаю всё же о главном котоактёрище…

Великий Рыжий

Одним из первых процарапал путь в кинокарьере ещё в 1950–60-е годы знаменитый с тех пор рыжий-полосатый Оранджи (по-русски – Рыжий, Рыжик) из США. История этого «парня» похожа на историю Золушки. Однажды в сад некой Агнесс Мюррей, что проживала где-то под Лос-Анджелесом, явился драный, побитый и голодный кот. Как раз в эти же дни кинокомпания Paramount объявила конкурс о подборе кота «с отвратительным характером и со шрамами на морде» для съёмок в картине «Рубарб» (реж. Артур Любин). Миссис Мюррей отправила фотки Оранджи. За шесть месяцев поиска нужной кандидатуры было просмотрено 500 кошанов обоего пола, прочитано 3000 писем с кошачьими снимками, но на роль был выбран Оранджи, который к тому времени набрал 6,5 кг чистого веса. Права на обучение кота работе в кино выкупил дрессировщик Фрэнк Инн. Оранджи сразу показал свой природный творческий нрав, вполне соответствующий запросам кинокомпании: царапался, шипел, плевался, кусался, дрался как чёрт не только с киношниками, но и со своими котами – напарниками-дублёрами, коих было более двух десятков! Досталось даже главному продюсеру картины, из-за чего он называл рыже-полосатого «самым дрянным кошаком в мире». Когда надоедало работать «в кадре», Оранджи сматывался со съёмочной площадки, и дрессировщику пришлось ставить на выходе сторожевых овчарок. Случалось, что и это не помогало: кот каким-то образом обдуривал двух здоровенных лающих от досады балбесов.

В конце концов, фильм «Рубарб» был всё-таки снят, вышел на экраны в 1951 году. Котокомедия со спортивно-бейсбольно-авантюрным сюжетом имела бешеный успех и соответствующую кассу. Восторженная публика окрестила центрального героя Рубарбом (с англ. дословно – Ревень). Успех был такой, что рыжему, первому из котов в истории кинематографа, был вручён золотой «Оскар» для животных – высшая премия «Пэтси».

Муркнем о «Пэтси»

Сия премия появилась в 1939 году благодаря американской Ассоциации по защите чести хвостатых актёров, выступавшей за гуманное обращение с нашим братом животным. Кстати, именно она стала ответственной за появление в конце фильмов и телепередач ныне знаменитой и обязательной фразы «Ни одно животное не пострадало». «Пэтси» просуществовала до 2011 года, а затем была заменена другими поощрительными «штучками» для котов, собак, лошадей, дельфинов, барсуков и т.д.

Второй кото-животный «Оскар» рыжий Оранджи получил за роль в классическом фильме «Завтрак у Тиффани» (1961) с участием блистательной Одри Хэпбёрн. Кот умудрился «переблистать» актрису и заодно заявить при помощи «воспитательных» царапин и укусов, кто в кадре действительно хозяин. Всего Оранджи засветился аж в 500 фильмах, телепрограммах, рекламных клипах и заработал свыше 250 тысяч долларов для своего дрессировщика (и себя любимого)!

Любопытно, что для некоторых киношников участие кота в съёмках было непременным условием. Таким режиссёром был легендарный Леонид Гайдай…

А вот здесь, дорогие мои зрители-читатели, пока – мяу-мур-р-р – стоп-мотор! До встречи в грядущем году!

иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)