30 марта Забайкальский край с двухдневным рабочим визитом посетили депутаты Государственной Думы – члены комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. Сельское хозяйство, переработка, бездомные собаки, образование… Эти вопросы обсудили власти местные и федеральные. Подробности – ниже.
Кто был?
Тема круглого стола, на первый взгляд, звучала довольно заковыристо: «Законодательное обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса в Дальневосточном федеральном округе». А список участников встречи невольно внушал уважение: депутаты Госдумы и заксобрания Забайкалья, статс-секретарь – замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков, аудитор Счётной палаты РФ Наталья Трунова, директор департамента животноводства и племенного дела Дмитрий Бутусов и замдиректора Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ Рената Бибарсова. В режиме видеоконференцсвязи выступили заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Максим Увайдов, 1-й заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников, а также представители дальневосточных регионов – Сахалина, Камчатки, Еврейской автономной и Амурской областей, Республики Саха (Якутия). Губернатор Забайкалья Александр Осипов на круглом столе не присутствовал – он в это время находился во Владивостоке, на совещании с Юрием Трутневым, полпредом Президента Российской Федерации в ДФО.
Первым слово взял Николай Харитонов, депутат Государственной Думы, председатель комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. Он поблагодарил присутствующих за то, что они приняли приглашение; особую благодарность выразил принимающей стороне, то есть Забайкальскому краю.
«Вчера (29 марта. – Прим. авт.) мы весь день работали в Агинском районе. Посетили агрокооператив «Цокто-Хангил», ООО «Туншэ», предприятие по обработке шерсти «Руно» и трикотажный цех. Сегодня провели целый ряд встреч в Чите – побывали в приюте для бездомных животных, на молочном комбинате и в Забайкальском госуниверситете», – напомнил Николай Михайлович программу поездки.
Мимоходом упомянул, чем уникально Забайкалье: «Здесь проходит великий водораздел, на котором зарождаются великие реки Сибири – Енисей, Амур, Лена, а продолжительность солнечного сияния в год больше, чем в Сочи».
Изменения есть
Это не первый визит Николая Харитонова и его коллег по комитету в Забайкалье – те же самые проблемы агропромышленного комплекса на точно таком же круглом столе Госдума обсуждала девять лет назад, в апреле 2014 года. Изменения есть, говорит чиновник, и больше – в положительную сторону. Так, по его словам, приняты специальные меры по развитию сельского хозяйства в Дальневосточном федеральном округе.
«Применяются повышенные коэффициенты стимулирующих субсидий, логистические решения в целях перевозки продукции и минеральных удобрений, возмещаются затраты на строительство теплиц и другие меры. На днях принято постановление правительства, в соответствии с которым сельхозтоваропроизводителям ДФО вправе возместить 50% затрат по строительству или модернизации селекционных семеноводческих центров. Только за последний год производство продукции сельского хозяйства на Дальнем Востоке выросло на 60 млрд и составило 321 млрд, в т.ч. растениеводство – 193 млрд рублей, животноводство – 129», – рассказал Харитонов.
И добавил: «Сельское хозяйство в Забайкальском крае является одной из системообразующих сфер экономики. Площадь земель сельхозназначения составляет 8 миллионов гектаров – 18,5% от площади края. Большим потенциалом обладает крупнейший в стране зерновой железнодорожный терминал на границе с Китаем с годовым объёмом перевалки зерновых и масличных культур 8 миллионов тонн. В свете беспрецедентного сближения наших стран и географического расположения края этот терминал имеет важнейшее стратегическое значение. Инвестиции в проект составили почти 10 млрд рублей. И, что для нас особенно приятно, он реализуется на территории опережающего развития «Забайкалье».
И негатив тоже
Харитонов отметил, что, несмотря на значительные усилия, в сельхозсфере Забайкалья наблюдаются и негативные моменты: «В сравнении с предыдущим годом, площадь сельхозземель, к сожалению, уменьшилась почти на 3 тыс. га. Поголовье крупного рогатого скота на конец декабря 2022 года насчитывало 456 тысяч голов, коров – 187 тысяч, свиней – 45 тысяч, овец и коз – 373 тысячи, птицы – 370 тысяч. По свиньям, овцам и козам, к сожалению, мы видим ощутимое уменьшение – более чем на 10%. Для справки: в 1990 году прошлого тысячелетия численность крупного рогатого скота на этой территории составляла 801 тысяч голов, а коров – 255 тысяч.
Сократились посевные площади. Соответственно, сократился и валовый сбор продукции растениеводства. Сократилось и сельское население – за последние 10 лет почти на 90 тысяч. Но, уважаемые коллеги, мы глубоко убеждены, что у агропромышленного комплекса Забайкальского края большой потенциал».
Сейчас Забайкалье располагает около 6 млн га сельхозугодий, Харитонов считает, что 1 млн из этих шести можно задействовать под земледелие, а точкой роста может стать животноводство. В пример привёл «Терос».
«В рамках территории опережающего развития «Забайкалье» масштабный проект реализует агрохолдинг «Терос». В него вложено более 2 млрд рублей, и в прошлом году он уже обеспечил порядка 275 новых рабочих мест. Но нужно сказать прямо: Дальний Восток сегодня сам себя не кормит из-за ряда проблем – низкая инвестиционная привлекательность отрасли, высокая энерготрудоёмкость производства, неразвитость кормовой базы, рыночной и транспортно-логистической инфраструктур. Это всё должно учитываться. Созданиие сильного агропромышленного комплекса – залог продовольственной безопасности Дальнего Востока и возможности выгодно торговать для себя», – говорит Харитонов.
Парламентарий пришёл к выводу, что по итогам этого круглого стола необходимо предложить новые решения, как обеспечить устойчивое развитие агропромышленного комплекса в Дальневосточном федеральном округе, как повысить объёмы собственного производства сельскохозяйственной продукции и остановить сокращение численности сельского населения с тем, чтобы Дальний Восток сам себя смог прокормить.
«Это ключевая задача, цель, о которой мы говорим уже не один год», – завершил своё выступление Николай Харитонов.
По площади мы первые
Следующим слово взял Андрей Кефер, и. о. председателя Правительства Забайкальского края. Начал с того, что проблему развития сельского хозяйства в Забайкалье обозначил как крайне актуальную. По его словам, «из миллиона населения больше 350 тысяч у нас проживают в сельской местности, фактически в деревнях, в малонаселённых, отдалённых населённых пунктах. Поэтому реализация программы развитие сельских территорий для нас является одним из приоритетов».
Далее немного цифр.
За три года действия программы была обеспечена жильём за счёт социальных выплат 51 семья, реализовано 78 проектов по благоустройству, капитально отремонтировано 22 социальных и инженерных объекта. Общее финансирование за три года составило 1,7 миллиарда рублей. С 2014 года поголовье КРС увеличилось на 33%, овец – на 30%. Количество неиспользуемой пашни и залежных земель – практически половина от всей подобной площади на территории Дальнего Востока, – 1,1 млн гектаров. Ввод их в оборот растёт – до 40 га ежегодно. По площади сельскохозяйственных угодий регион занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе и седьмое место в Российской Федерации.
Страхование и дотации
Тему страхования земель затронул статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов.
«Благодаря депутатам Государственной Думы принята программа вовлечения земель в сельхозоборот. Регион не очень активно в ней участвует, думаем, что можно приложить больше усилий. Потому что без оформления земли никакой инвестор не придёт, не надо фантазировать, не надо ожидать, что кто-то придёт и начнёт сам оформлять землю. Такие времена прошли. Уже сегодня мы должны все свои силы – и федеральные, и региональные – приложить для того, чтобы дать инвестору оформленный пул земельных участков».
Из странного (на мой взгляд)
Статс-секретарь предложил создать в Забайкалье должность губернатора по сельскому хозяйству: «Чтобы уже этот человек непосредственно отрабатывал и с Министерством сельского хозяйства, и с Минвостокразвития, и с Думой полноценно вопросы по сельскому хозяйству», – сказал Увайдов.
А чем у нас тогда руководитель краевого аграрного ведомства будет заниматься? Зачем множить должности? Ради должностей? Вопросы, конечно, риторические…
Приземлить предприятия
Затем слово взяла аудитор Счётной палаты РФ Наталья Трунова. Она говорила о господдержке сельхозпроизводства, которая, выражаясь официальным языком, «осуществляется через механизм предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам». В 2022 году Забайкалью таких трансфертов было предоставлено на сумму 1,7 млрд рублей.
Говоря о федеральных дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, Трунова отметила, что практически все регионы в России являются дотационными, самый высокодотационный – Камчатский край. По её словам, дотации на выравнивание у Забайкальского края остались в 2023 году такие же, как в 2022-м – вообще без роста.
«Те крупные промышленные инвестиционные проекты, которые реализуются на территории региона, это не только рабочие места, но и потрясающий, конечно, рынок. Мы уже несколько раз в рамках наших таких внутренних обсуждений говорили, что необходимо формировать кооперацию между разными предприятиями. Например, сейчас разрабатывается глобальнейший проект по Удоканскому месторождению, а это значит, что работающие на этом проекте люди питаются, люди одеваются. Вопрос: где закупает всё это головное предприятие? Оно делает это на территории Забайкальского края, или все эти деньги уходят в другие субъекты или даже страны?
Поэтому здесь, конечно, необходима работа региональных органов власти в том, чтобы как можно больше предприятий приземлить на территории Забайкальского края», – сказала Трунова.
Молока бы
После этого папку с отчётом вновь взяли забайкальцы. На этот раз с презентацией выступил министр экономического развития Забайкальского края Александр Бардалеев.
Начал с уникального географического положения Забайкалья, что позволило реализовать инвестиционный проект «Первый сухопутный зерновой терминал». Министр говорит, что в апреле-мае уже ожидаются первые пробные поставки по сое и овсу – практические договорённости с китайской стороной находятся в финальной стадии.
Ну и про климат: «Отмечу всё-таки особенности нашего края. У нас резко-континентальный климат, при этом, по сути дела, на уборку урожая у нас остаётся всего лишь два месяца. Это особенность нашего региона накладывает свою специфику, потому что необходимо решать вопросы в очень сжатый период. Период уборки урожая: 25 дней – по Забайкальскому краю, Алтайский край – 50 дней, Ростовская область – 60–70 дней», – перечислил Бардалеев.
Про самообеспеченность на примере молока: «С одной стороны, картинка есть статистическая, с другой стороны, есть картинка, скажем так, более приближенная к реальности. По молоку у нас, если говорить по статистике, самообеспеченность на уровне 91%. Но мы считаем, что у нас самообеспеченность гораздо ниже. В наших торговых сетях молоко, в основном, всё завозное. Это, в принципе, касается и других направлений. Мы по мясу более или менее, скажем так, самообеспечены, по картофелю. А по остальным направлениям у нас всё завозится либо из соседних регионов, либо с территорий западных федеральных округов».
Интересное дело
Эту тему – отсутствие в Забайкалье настоящего молока и почему так произошло – газета «Земля» не раз освещала на своих страницах. А почему есть статистика, а есть «картинка, скажем так, приближенная к реальности», – большущий вопрос? К кому?..
Один из вариантов решения проблемы дефицита молока предложил Вячеслав Мархаев, член Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству: «Идея в том, чтобы к закупочной цене, по которой частные подворья и фермеры сдают молокозаводу молоко, прибавлялась такая же цена в виде субсидии из бюджета региона. Например, 30 рублей за литр молока от закупщика, плюс 30 рублей – субсидия. 10 литров от коровы в день – это 600 гарантированных рублей ежедневно дохода в бюджет сельской семьи и 18 тысяч рублей в месяц. С учётом, какие доходы на селе, это приличное подспорье и мотивация держать корову, а возможно – и не одну.
А дальше мультипликативный эффект. Есть молоко. Почему бы не производить творог, сыр и масло? Родится бычок, будет и мясо. Для бюджета региона на такую модель закупа молока, говорят её авторы, понадобится около 300 миллионов рублей. Вполне реально. Загвоздка в том, что руководители регионов из сельхозотраслей предпочитают такие суммы выдавать паре-тройке игроков на сельхозрынке. Это благоприятно для коррупционных сделок, но плохо для противодействия вымиранию жизни на селе. Возможно, выход в поправках, которые обязали бы распорядителю бюджетных средств помимо прочего высчитывать: а скольким людям они помогли повысить благосостояние – одному местному олигарху или жителям региона в целом?»
Или мяса
Дмитрий Бутусов, директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России, рассказал о животноводстве. Есть чем гордиться, но и сожалеть есть о чём.
«Российская Федерация в целом за последние годы сделала большой рывок в животноводстве. И вот 2022 год стал показательным, Российская Федерация произвела скота и птицы на убой на 2,2 процента больше, чем весь Советский Союз в 90-м году. И я считаю, это значимая такая для нас веха», – сказал он.
Вместе с тем, Забайкальский край показатели в животноводстве снизил. Правда, до сих пор остаётся лидером по производству крупного рогатого скота в Дальневосточном федеральном округе. На втором месте – Республика Бурятия.
«Также в крае достаточно солидно представлена племенная база. Нужно отметить, что именно Забайкальский край сегодня имеет самый большой в России банк семени племенных быков-производителей. И вообще это направление потихонечку восстанавливается. Это важно. Вместе с тем, перед нами стоят новые задачи по совершенствованию подходов в племенном деле, и речь идёт о внедрении современных методик оценки племенной ценности животных. Сегодня эта работа ведётся – правительство внесло в Государственную Думу новую редакцию закона «О племенном животноводстве». Мы рассчитываем, что он будет принят во всех чтениях уже в этом году, и мы приступим к созданию современной информационно-аналитической системы о племенных ресурсах всей страны в разрезе племенных животных», – сказал Бутусов и пригласил животноводов на Всероссийскую выставку племенных овец и коз, первый этап которой состоится в Дагестане в мае этого года, а второй – в Чите, в июне.
Ну а как у нас?
Следующий выступающий – глава Приаргунского округа Евгений Логинов. Свой доклад он начал с того, что за десять лет численность Приаргунского округа уменьшилась на 3 тысячи человек, и для решения этого вопроса предложил рассмотреть возвращение практики распределения молодых дипломированных специалистов после окончания учёбы в населённые пункты приграничных районов.
«Хочешь – не хочешь, милый друг, езжай на три года, отработай в селе, в посёлке. Там, глядишь, женишься, пойдут дети, пустишь корни, ну и это закроет кадровые дыры, которые сейчас у нас и в здравоохранении, и в образовании, и в других сферах экономики и народного хозяйства», – считает Логинов.
Для этого правительству при подготовке и реализации госпрограмм и национальных проектов необходимо первоочередное внимание уделять приграничным территориям, чтобы органы местного самоуправления смогли обеспечить комфортную жизнь молодым специалистам.
Остальные проблемы округа глава также обозначил довольно чётко: дефицитный бюджет, в который не поступают налог на доходы от добычи полезных ископаемых от работающих на территории округа угольных предприятий и процент с таможенного сбора на вновь открывшемся пункте пропуска «Староцурухайтуйский», что могло бы решить часть проблем с дефицитом бюджета. Просьба: пересмотреть норматив отчисления налога на доходы, налога на добычу полезных ископаемых, пересмотреть норматив отчисления таможенных сборов в местный бюджет.
Проблема с обеспеченностью сотовой связью жителей приграничных населённых пунктов, которые вынужденно пользуются сотовой связью китайских операторов. Ещё одна проблема – острая нехватка служебной техники в сельских администрациях и просьба к властям: разработать программу на федеральном уровне о поддержке органов местного самоуправления с преференциями для приграничных территорий.
На этом доклад был завершён.
* * *
В общей сложности, круглый стол длится почти три часа. По видеосвязи выступили представители Сахалина, Камчатки, Еврейской автономной и Амурской областей, Республики Саха (Якутия). Лейтмотив их выступлений одинаков, его сформулировала министр сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Инна Павленко: «До тех пор, пока не будут созданы эффективные инструменты поддержки агропромышленного комплекса в части модернизации технической, технического и технологического оснащения, строительства новых объектов и, соответственно, поддержки капитальных затрат бизнеса, ничего не будет. Будет сохраняться деградация».
В завершении участники приняли решение: всё, что прозвучало, изучить, проанализировать, учесть и утвердить документ, который потом разошлют всем регионам Дальневосточного федерального округа и приступят к его реализации.
Екатерина ФИЛИППОВА,
фото автора