…один древний человек смотрел на догорающий в пещере костёр и думал: «Когда я уйду из подлунного мира, что после меня останется?» Во все времена своего существования, человек разумный по-разному решал эту проблему. Кто-то оставил в истории след, как великий полководец или жестокий правитель, кто-то прославился искусными скульптурами или песнопениями, а кто-то – рисунками. Не великими фресками Микеланджело в Сикстинской капелле, а схематичными, неумелыми, но очень ценными для всего человечества. Автор их неизвестен – когда древний человек впервые взял в руку кусок охры, чтобы запечатлеть окружающий его мир на память потомкам, авторским правом он вряд ли заморачивался.
В первую очередь – важность
Олег Ячменёв, студент третьего курса историко-филологического факультета ЗабГУ, на вопрос, нужно ли ему время для подготовки к интервью, категорически ответил: «Нет». И добавил: «На эту тему я могу и без подготовки много вам наговорить». Так и вышло. Ну а тема нашей беседы – наскальные рисунки.
Наскальным искусством Забайкалья (так правильно звучит это археологическое направление) Олег занимается уже третий год. Рассказывает:
– Наскальное искусство – это один из видов археологии. Только кажется, что археология простая наука. На самом деле, она делится на множество исторических этапов и направлений. Есть направления, которые изучают древние жилища, поселения, мастерские, есть такие, которые изучают курганы, могильники. А есть те, которые изучают наскальное искусство.
– Всё как в жизни – каждый занимается своим делом?
– Да. Каждое направление имеет свою специфику и, в первую очередь, конечно, –важность. Наскальное искусство – это написание на скалах природным материалом или выбивкой. Писаница – это то, что мы видим написанным или нарисованным охрой, а выбивка – то, что выбито или прошлифовано. В Забайкалье нет выбитых рисунков на сегодня. Есть стелы с выбитыми рисунками, но не наскальные рисунки.
Если верить исследователю Анатолию Мазину, говорит Олег, то самые древние наскальные рисунки в Забайкалье – палеолитические, то есть нарисованы 12–15 тысяч лет назад (речь идёт о Быркинской писанице в Приаргунском округе. – Прим. авт.) «Учёные считают этот период переходным – от эпохи палеолита к эпохе мезолита, раннего голоцена. Самые поздние рисунки в Забайкалье относятся к эпохе железа, примерно 2000 лет назад. На территории Читы есть большой археологический комплекс, находящийся на Титовской сопке, который включает в себя и наскальные рисунки. Наиболее представительных памятников с рисунками три. Это Сохотиный камень, Титовская сопка и Сухотино – 13.
Каждый имеет ценность
– Почему вы сказали: «Если верить исследованиям…»?
– Сейчас существует большая дискуссия о том, палеолитические это рисунки или нет, поскольку они находятся в очень плохой сохранности. Когда эти писаницы изучал Анатолий Иванович Мазин, они уже были плохо сохранившимися. Но дело в том, что многие исследователи, которые были на этом памятнике, усомнились в таком глубоком возрасте этих рисунков, – объясняет молодой человек.
Зачем вообще изучать рисунки? Вопрос, казалось бы, риторический, ведь каждый памятник, каждый компонент исторической науки, в том числе архивы, имеют историческую ценность.
– Ценность наскального искусства заключается в том, что благодаря ему мы можем понять, какие были религиозные воззрения у древних народов Забайкалья, какой у них был быт, на кого они охотились, какая была культура… Иногда даже можно увидеть какие-то этнические компоненты, связанные с костюмами, одеждой. Такие рисунки очень редки, но они есть, – говорит Олег.
Как правило, в Забайкалье рисунки архаичного типа, то есть не реалистичные, но любой археолог, который специально занимается наскальным искусством, сопрягает памятники наскального искусства с другими науками. Для наскального искусства самая ближайшая наука – это этнография.
– Благодаря этнографии мы можем заметить какие-то общие сходства тех народов, которых изучает этнография, с теми рисунками, которые нанесены на скалах. И благодаря такому большому разнообразию наскального искусства мы можем по крупицам восстановить культуру, быт, религию населения на той или иной территории, – продолжает Олег.
Эх, Вася, Вася…
Но не наскальным искусством единым, ведь в археологии всё взаимосвязано, и при изучении рисунков используется множество всяких методов. Олег Ячменёв говорит, что, как правило, под писаницами располагаются жертвенники.
– Эти места были своего рода святилищами, где люди справляли ритуалы и оставляли большое количество каких-то приношений. Могли быть около писаниц какие-то погребения, например, культура плиточных могил – эпоха бронзы. Благодаря найденному материалу мы также сможем узнать возраст этих рисунков плюс какие-то дополнительные вещи, связанные с культурной деятельностью древних людей.
Особая тема, которая тревожит любого археолога, – вандализм. Криво выведенное куском мела «Здесь был Вася» или «Выпускной-1993» видели, думаю, все. А кто-то и руку приложил. Но одно дело, когда условный Вася отмечает своё местопребывание в местах на заборе у соседа или на школьном фасаде, и совсем другое – когда портят культурное наследие.
– Вопрос сохранности памятников очень серьёзный. К сожалению. В Забайкалье очень мало памятников, которые сохранились в первозданном виде. Они подвергаются вандализму, в том числе на Титовской сопке. Сейчас мы уже с трудом можем увидеть какие-то древние рисунки, потому то они все зарисованы либо другими учёными – геологами, которые не осознают ценность тех или иных наскальных рисунков, либо просто како-то шпаной, – рассказывает историк.
Конечно, дело не только в сохранности памятников, но и в их мониторинге, а также в общем фоне культуры, которым обладают сознательные и несознательные забайкальцы. Давайте не понижать общий «айкью» региона и рисовать в специально отведённых для этого местах и предметах – блокнотах, тетрадках, альбомах, холстах.
Идёт охота
Пожалуй, самый известный памятник наскальным рисункам в Забайкалье – это Шаман-Гора в Хилокском районе.
– Это самый известный памятник. О нём написано множество статей. Изображено стадо бизонов или быкообразных, потому что бизоны это или нет, тоже до сих пор идут дискуссии. Главное, что на скале изображено не просто стадо бизонов, а коллективная охота – целая семья охотится на бизонов. Можно увидеть, что на самих бизонах изображены стрелы, а рядом – шаманы. То есть мы видим не просто охоту, а какой-то ритуал. Можно предположить, что перед охотой древний человек совершал магический обряд. Это большое панно, очень красивое, выразительно, и о нём знают все в России, кто изучает наскальное искусство, – говорит Олег.
Изучение наскальных рисунков, говорит молодой историк, – тема специфичная, требующая особого анализа, поэтому пока можно назвать только двух сибирских учёных, которые этой темой плотно занимались в Забайкалье, – Алексей Окладников и Анатолий Мазин.
Кто знает, может быть, когда-нибудь к этим двум исследователям встанет третьим наш забайкальский учёный, который сейчас пока только делает первые шаги в изучении наскального искусства, – Олег Ячменёв?
Екатерина ФИЛИППОВА,
фото Олега Ячменёва