С улыбкой в сердце

В канун профессионального праздника заведующая отделением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому Петровск-Забайкальского государственного автономного учреждения социального обслуживания «Ветеран» Галина БУКОВСКАЯ рассказала о непростых буднях товарищей по цеху.

– Галина Анатольевна, устоялось мнение, что социальный работник – профессия сложная и непрестижная, в которой задерживаются люди только поистине уникальные, с великим терпением и добрым сердцем.

– Значит, в нашем отделении 36 уникальных людей! Столько социальных работников из города и района ежедневно протягивают руку помощи тем, кто в этом так нуждается.

А подопечных у нас 231! Это пожилые люди, инвалиды, которые по состоянию здоровья почти не выходят из дома. Для них надомная служба является приоритетной, поскольку, утратив здоровье, а то и возможность обслуживать себя, человеку всё-таки гораздо лучше как можно дольше оставаться в родных стенах, которые, как говорится, лечат, чем оказаться в стационаре учреждения социального обслуживания. Вот тогда в помощь социальный работник, который для каждого своего подопечного порой и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Хотя обязанности прописаны в трудовом договоре, на практике они настолько разнообразны, что просто невозможно составить полный список. Соцработник решает самые разные вопросы: запись на приём в поликлинику, походы в аптеку, выписка лекарств у врача, уплата коммунальных услуг, уборка в квартире или доме, приготовление пищи и даже замена батареек в пульте от телевизора и выбор интересной книги.

– Я немало слышала о «вредных стариках». Как удаётся находить с подопечными общий язык и избегать конфликтов?

– Одно из самых важных качеств социального работника – умение выслушать. Часто бывает, что бабушка или дедушка жалуются на здоровье. И неприемлем ответ: «Вечно у вас что-то болит», он вызовет обиду. Важно терпеливо выслушать, посочувствовать (слово лечит!) и принять меры – вызвать врача, сходить в аптеку.

Чтобы быть соцработником, нужно иметь огромное терпение и любовь к людям, уметь видеть суть проблемы и решать её, оставив за порогом нетерпимость и эмоции. Социальный работник – это не просто человек, который приносит продукты и справляется с бытовыми делами. Это надёжный друг, внимательный слушатель, опытный советчик.

– Часто пожилые люди переживают внутренний конфликт из-за того, что больше не могут без посторонней помощи делать самые простые дела, и боятся стать обузой. Как быть социальному работнику?

– Ни в коем случае нельзя прекращать попытки помочь им, но и не стоит предлагать свою помощь слишком навязчиво, лучше всего запастись терпением. Со временем пожилой человек сам поймёт, что его жизнь становится комфортнее, когда рядом социальный работник. За день тому нужно обойти 6–7, а то и больше человек. Трудовые будни соцработника непростые и очень насыщенные: купить продукты и лекарства, убрать в доме, приготовить еду, оплатить счета за коммуналку, сопроводить подопечных в больницы и госучреждения. Но никакая физическая помощь не заменит, повторюсь, душевное общение. Выслушать, утешить, помочь добрым словом – всё это не входит в перечень социальных услуг, но подчас оказывается самым важным. Найти ключ к сердцу доверенных стариков – большой талант, которым многие в нашем отделении надомного обслуживания виртуозно пользуются по 10, 20 и более лет.

– Пришло время назвать их имена и фамилии?

– Четверть века работает в социальной службе Ирина Шабанова из села Малета. Спокойная, тихая, исполнительная, внимательная. Добрый десяток подопечных от неё без ума. А она говорит, что все они – интересные люди, у каждого своя жизненная история, порой такая непростая. И признаётся, что поначалу было сложно, ведь люди старшего возраста не всегда легко идут на контакт, не сразу доверяют малознакомому человеку. Но постепенно, шаг за шагом Ирина научилась понимать их, за что её и уважают.

Двадцать один год в селе Тарбагатай трудится исполнительный и отзывчивый социальный работник Оксана Матвеева. Особых секретов, говорит, в её работе нет. Важно всегда улыбаться: глазами, душой и сердцем, сопереживать и заботиться.

Пять лет изо дня в день приходит Юлия Разуваева из села Харауз к своим пожилым подопечным, о которых ласково говорит: «Мои бабушки и дедушки – самые лучшие и близкие мне люди. Я отношусь к ним с большим уважением как к своим старшим и мудрым наставникам».

А вот отзывы людей. «Не знаю, что бы я делала без своей помощницы Татьяны Пушняковой, – говорит петровчанка Мария Петровна Беликова. – Татьяна – удивительный человек, добрый, душевный, отзывчивый. Первым делом интересуется моим настроением и здоровьем. Аккуратно, скрупулёзно выполняет мои поручения, на просьбы помочь откликается в любое время, порой и в выходные навещает. Танечка всё делает на совесть и с душой, как говорится, не в службу, а в дружбу. Нам всем заметно её искреннее желание быть нужной и полезной. И мы за это ей очень благодарны».

Это не единственное спасибо для доброй души – Татьяны Пушняковой, которая не очень давно работает в нашей службе, но уже стала нужной, необходимой.

Анна Якимова из Толбаги, балягинка Любовь Алипова, Елена Сипко из села Кули, песчанский социальный работник Надежда Кузнецова, Оксана Непомнящих из Сохотоя и Любовь Бердюгина из села Алентуй убеждены: приятно видеть улыбки на лицах людей, понимая, что делаешь их жизнь чуть-чуть светлее.

Но это и трудно – пропускать через себя их состояние, одиночество. Тяжело видеть, как они борются за жизнь, отправлять их в больницу, особенно если оказывается, что это в последний раз…

Для наших милых женщин – социальных работников – это не просто работа, но и человеческий долг. Замечательно справляются со своими обязанностями городские соцработники Виктория Калашникова, Ирина Куприянова, Ирина Задворнова, Екатерина Ноздрина. В городе плохое транспортное сообщение, и большие расстояния зачастую приходится преодолевать пешком, да ещё и с сумками продуктов, лекарств…

– А к обязанностям сельских соцработников прибавляются и другие необходимые – принести воды, наколоть дров, в сезон заняться грядками на огороде…

– При этом общественный транспорт в сёлах порой отсутствует вовсе. А график у тебя плотный и расписан буквально по часам, и чтобы прошагать по 10–15 километров в день, нужно иметь физические силы и выдержку. А ещё быть преданным своему делу.

– Мне не раз доводилось, стоя в очереди в аптеке или в кассу по уплате коммунальных услуг, понимать, что выстаивать их приходится и социальным работникам. Разве нельзя, предъявив удостоверение, вне очереди приобрести для стариков лекарства или оплатить электроэнергию?

– Это ещё одна проблема – непонимание и неприятие со стороны окружающих, с которой сталкиваются соцработники. Их редко пропускают без очереди, и удостоверение не помогает. Поэтому приходится простаивать по нескольку часов в поликлиниках, госучреждениях, банках. А бывает, что добросердечный работник несёт не четыре допустимых килограмма, а гораздо больше, потому что подопечный решил запастись продуктами впрок, или в одном доме проживает сразу несколько пожилых людей, инвалидов. Вот почему (повторюсь!) в нашей работе выдерживают только самые терпеливые, стойкие и те, кто по-настоящему влюблён в свою работу.

В 2019 году наше учреждение вступило в пилотный проект по системе долговременного ухода на дому. В нашем учреждении, в одном из четырёх в Забайкальском крае, появились ставки социальных работников по уходу. Здесь хочется отметить наиболее ответственных и добросовестных Татьяну Корякину, Татьяну Прудникову, Маргариту Горбань, Екатерину Михайлову из Петровска-Забайкальского, Ольгу Богодухову, Людмилу Иванову из Новопавловки.

– Галина Анатольевна, наслышана, что и вы, инженер по образованию, уже являетесь ветераном социальной службы.

– Работала в центральной заводской лаборатории металлургического завода. В годы перестройки – в районных электросетях. Здесь я с 2002-го. В мае исполнился 21 год. А когда-то думала, что пришла сюда на время. Вот, задержалась (смеётся).

– 8 июня – День социального работника. Есть повод поздравить коллег.

– В этот тёплый июньский день поздравляю всех бескорыстных, добрых, отзывчивых социальных работников Забайкальского края, коллектив центра «Ветеран», а также моих коллег отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому с профессиональным праздником! Помогать людям – это прекрасно, ответственно и необходимо! В нашей непростой работе нужен особый склад характера, нужны доброе сердце, крепкие нервы, выдержка, умение любить людей, понимать их, стремление помочь. Всего этого я вам желаю! Пусть никогда не погаснет в ваших сердцах огонёк любви к нуждающимся в помощи людям, пусть будут согреты души благодарностью и теплом подопечных. Всем желаю благополучия и понимания, семейного уюта и достатка, простых жизненных радостей, солнечных улыбок, веры в лучшее, уважения, признания и радужных надежд! Пусть вам согревает душу искренняя благодарность ваших подопечных. По вашей протоптанной тропинке добра всегда идут благодарные люди, а от вашего милосердия станет кому-то теплее.

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото из архива Галины Буковской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)