Cемейные истоки вдохновляют на творчество

Хилокская земля богата талантливыми людьми. Сколько ярких, красивых творческих судеб и личностей. В предыдущих номерах газеты я начала рассказ о маяках культуры Хилокского района Забайкальского края. Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые читатели, ещё с одним очень интересным человеком.

Знакомьтесь! Александр Юрьевич Волков. Он покорил жителей Хилокского района многогранностью своего таланта. Не имея музыкального образования, он не перестаёт удивлять зрителей как певец, поэт, драматический актёр, танцор.

В повседневной жизни Александр Юрьевич особо не выделяется, а выйдя на сцену, он преображается, невозможно оторвать взгляд от его выступления, которому он отдаётся полностью и творит чудеса на сцене. Он не просто поёт, а проживает каждое произведение, заставляя зрителя невольно жить вместе с ним. Каждая песня – это спектакль. Остаться равнодушным невозможно.

Сцена – это его вдохновитель, как и родословная, которая навсегда в его сердце, в душе. Воспоминаниями о родословной Александр Юрьевич поделился с нами – работниками культуры Хилокского района, а мне хочется, чтобы вы, дорогие читатели, смогли ближе познакомиться с героем этой истории. Вот что он рассказывает.

«Свою родословную я знаю только по материнской линии, да и то не совсем точно. Свой рассказ я основываю на рассказах бабушки и дедушки, а также других родственников. Жил в селе Хушенга богатый купец по фамилии Овчаренко (имя и отчество не помню), давно жил, ещё до революции. Однажды утром, выйдя из дома, он обнаружил люльку с младенцем. Рассказывают, что люлька была необычайно богата для того времени, и одежда, и дорогие кружева, и пелёнки – всё говорило о том, что девочка не из простой семьи. Ещё при малышке было письмо с просьбой позаботиться о ней, и указано имя – Евгения. Был также и дорогой медальон. И выросла эта девочка-подкидыш в семье купца, как своя дочка. Замуж вышла за Дементия Власовича Ильина, вроде он был казаком. В деревне тогда была церковь, в впоследствии разрушенная большевиками, и прабабушка Евгения была там певчей, а затем регентом. Говорят, пела она, как ангел. Она и родила мою бабушку – Анну Дементьевну.

Мой дедушка родом из Пензенской области, села Паим. Его мать умерла при родах, и его вырастила её двоюродная сестра Арина Родионовна Мазнева. Всю свою жизнь она посвятила этому мальчику, так и не вышла замуж и умерла в девичестве. На старом хушенгинском кладбище они лежат рядом, в одной оградке, прабабушки Евгения и Арина. В Забайкалье дед попал, как он говорит, по вербовке. Тут они и встретились с моей бабушкой, а позже родилась моя мама – Мазнева Татьяна Александровна.

Отца своего я не помню. Они разошлись с мамой, когда мне и года не было. Когда я родился, по закону в то время маме не был положен декретный отпуск, и она вышла на работу продавщицей в магазин, оставив меня своим родителям: моей бабушке Анне Дементьевне Мазневой и моему деду Сан Санычу. Музыка являлась неотъемлемой частью моей жизни буквально с того момента, как только я начал осознавать себя. Вокруг меня всегда пели, всегда звучали музыкальные инструменты.

Дедушка мой был уникальным музыкантом. Он играл на всём, что попадалось под руку: баян, аккордеон, гармошка (причём всех видов, включая губную), мандолина, балалайка, гитара, скрипка, рожок, жалейка – это то, что я помню. Инструменты оживали в его руках, становясь продолжением тела! Играл он виртуозно, притом не владея музыкальной грамотой и не зная ни одной ноты. Музыкант-самоучка, но мастер от Бога! Ко всему прочему дед был умелым охотником, а за его удачливость в рыбалке местные называли его колдуном.

Бабушка говорила, что полюбила не дедушку, а музыку, которая всегда его сопровождала. Сама она по специальности была учительницей младших классов, но в школе проработала совсем немного, просто пришлось посвятить себя своим детям. Шутка ли, ведь было их у неё с дедом 13 душ – 5 сыновей и 8 дочерей!

При этом бабушка прекрасно пела! Начиная с её колыбельной, я жил и продолжаю жить в мире музыки и песен. Моя мама тоже пела, просто прохаживаясь по дому, делая какую-то домашнюю работу, пела всегда. У неё был такой нежный, ласкающий голос. Она могла брать ноты необычайной высоты, но при этом не переходя на крик. Голос оставался таким же мягким, до сих пор я не слышал ничего подобного. Сейчас мама поёт гораздо реже, да и голос уже не тот. Не были далеки от музыки и все мои дяди и тётушки! Пели все! Когда собиралась какая-то часть нашей большой семьи, я оказывался в самом центре грандиозного концерта! Это был настоящий хор, разложенный на голоса, где у каждого своя музыкальная партия, где никто не пытается перекричать друг друга, где правит только её величество Песня!

Песен было много. Пели старинные песни, пели песни из советских фильмов, много было лирических песен, про простые человеческие чувства, конечно же, про любовь!

При выборе песен главным критерием, я думаю, была красота мелодии. Вообще все они пели просто для своего удовольствия. Злые языки в деревне шипели: «Опять Мазневские напились…». Но я-то знаю, нам для пения не нужно было спиртного. Стряпают пельмени – поют, огребают или копают картошку – поют! Косят сено – поют…

Мой дедушка не воевал в Великую Отечественную войну – у него была бронь, так как он работал на железной дороге стрелочником. Но я с самого раннего возраста запомнил лица многочисленных дедовых друзей- фронтовиков. Помню блеск и звон боевых наград на их одеждах, крепкий запах самосада, их рассказы, разговоры и песни под аккомпанемент дедушкиной гармони или мандолины. Ветераны любили собираться в гостях у моих стариков. Сидели, конечно же, выпивали и просили: «Сан Саныч, давай нашу!» и пели «Катюшу», «Наш паровоз», «Синий платочек», «Мы кузнецы»… В общем, все свои песни. И я пел вместе с ними. Воины хвалили меня, совали в руки гостинцы и кричали: «Сан Саныч, давай отдадим твоего внучонка в артисты!» А потом начинали писать письмо в Москву, самому Брежневу, мол, возьми, дорогой товарищ Брежнев, Сашку в артисты! Так они со мной играли.

Уже давно поселились мои дедушка и бабушка на нашем деревенском погосте, да и некоторые их дети присоединились к ним. Друзья деда, ветераны, тоже там. Но они живы, пока жива память о них, пока будут жить их песни!

За свой материнский подвиг моя бабушка, Мазнева Анна Дементьевна, ещё при жизни была награждена золотой звездой ордена «Мать-героиня». Награда хранится в семье как реликвия.

Что касается меня, то я не расставался с музыкой ни на день. К сожалению, я так и не добрался до Москвы. Сразу после службы в армии, в 1992 году, я женился, и у нас с моей женой Оксаной 5 детей. Не до музыки мне было, надо было как-то семью кормить. Но «вирус музыки» не обошёл стороной и моих ребятишек. Поют все, у всех идеальный музыкальный слух и неплохой голос. Да и супруга моя, Оксана, тоже певица, не по профессии, а по природе своей, как и я сам.

В данное время я всё-таки работаю в сфере культуры. Когда есть возможность, пою для людей, пишу песни, стихи. Правда, не знаю, что с ними делать, ведь без денег сейчас невозможно дать им жизнь, но это уже другая история».

Александр Юрьевич, мы желаем вам благодарных зрителей, больших площадок в городах нашей России. И, конечно же, встретить человека, которого заинтересует ваше творчество, и он даст вашим трудам дальнейшую полноценную жизнь.

Марина КОНОВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)