Виктория Дян-Мин-Тин, с. Кайдалово, Карымский район
Пятилетней Вике жилось на ст. Урульга в бараке от совхоза «ДАУРС» с бабкой Катей привольно. Мать вечно на работе – в теплицах «Овощевод», а бабка многое позволяла Вике, она была её любимая внучка. Да и ноги у бабушки болели. Отца Вика не помнила – в младенчестве бросил.
Сегодня утром бабка заплела Вику, водрузила на голову огромный голубой бант из ленты. Одела платье в горох, красное, такие же носочки и сандалики. Красота! Викуля с большими озорными глазами, ямочками на щеках выглядела как ангел. Они должны с Шохуровой Катькой пойти на теплицы к матерям, чтобы поесть свежих овощей – там вкусные огурцы и помидоры, уже спелые. Бабка у Катьки глуховатая, и Катька запросто от неё удерёт, но где же она? Вика попила молока с бабкиной выпечкой и вышла из дома.
Катька, согнувшись возле Викиной лавки, рвала одуванчики и дула на них.
– Вик, дед или баба? – спрашивала.
– Дед! – гордо отвечала Вика, а вышла баба. – Ладно, пошли, а то все помидоры соберут, и мне ни одного не оставят.
Вика очень любит этот овощ, ей и конфет шоколадных не нужно особо, а помидоры только подавай.
Перебежали дорогу, зашли в ворота «ДОУРСА», а там мимо магазина, свинарника и через одну железнодорожную линию на огороды и теплицы. Перелазили подружки через полотно, залезли руками и голыми коленками в мазут, вытерлись густой травой, сорвали её пучками и пошли дальше. Не доходя до теплиц, промочили ноги в речушке, и т.к. вода была тёплая, то подруги решили помыть лицо, руки и ноги, не снимая обуви и носков.
Дальше пошли бодрее. Залезли в теплицы с чёрного входа, чтобы их не увидели работницы и не сдали на руки матерям. С краю овощи были собраны в ящики на доставку в город. Девочки взяли кто что любит и пошли к открытым дверям теплицы. Закусывая и переговариваясь, разморились от солнышка, не заметили, как слиплись их глаза и как они сами задремали. Когда работницы пошли на обед, они обнаружили сладко спящих Вику с недоеденным помидором и Катю с надкусанным огурцом.
Фото freethepen.files.wordpress.com
Деревенская история
Не испытаешь – не поверишь.
Это надо увидеть, услышать, почувствовать и ужаснуться. Вчера Майка, двухлетняя тёлка, гулялась с бычками – отпарилась от деревенского стада, убежала в березняк, а дальше в Пакулово и к Трём соснам. Говорят, в Трёх соснах есть мифическое место, где похоронен старый шаман. И он всегда пугает запоздалых путников.
И вот Людмила одна в сумерках ищет тёлку с бычками. И находит их на этом самом месте.
– Сначала, когда я, запыхавшись от быстрой ходьбы, подошла к тёлке и двум бычкам, было тихо, взошла луна, рассыпались по небу звёздочки. Я отдышалась немного и погнала скот домой. Неожиданно уловила слабый стон, явно человеческий, хотя кругом не видно было ни души, только я и три головы скота. Откуда? Сделав три шага от Трёх сосен, я как бы поплыла. Я то шла, то плыла, плыла земля, плыл скот! Стон стал громче. Я начала молиться, слова попутались, волосы встали дыбом, но я молилась, как умела, как могла. Человеческий голос превратился в крик, хотя никакого человека не было и в помине. Я бы бежать, но как? Я же «плыву» в тумане, как в молоке, и вижу только три спины скота, «плывущие» впереди меня! Не зная, от отчаянья, что делать, я перекрестилась и крикнула в голос: «Господи, помоги!»
Внезапно наступила тишина. Туман постепенно рассеялся, и я увидела калитку своего дома, рядом около забора лавочку и тёлку с бычками, жующих жвачку, стоя около ограды. Я снопом осела на лавочку. И с тех самых пор никогда одна не хожу за тёлкой, только с кем-нибудь в паре.
Июнь 1985 года