Свети, забайкальское солнце!

Огромный суперджет натужно рычал, набирая обороты, и готовился к взлёту, пока симпатичные стюардессы объясняли пассажирам, как правильно пользоваться кислородной маской на случай «если вдруг»… «Увидеть Петербург и умереть», – перефразируя фразу Ильи Эренбурга, думала я, убирая командировочное удостоверение. Оторвавшись от земли забайкальской, лайнер понёс меня в северную столицу на очередные курсы повышения квалификации.

Ритм жизни в большом городе очень напряжённый.
Но встреча с земляками – отдушина

 

Мегаполис впечатлений

Санкт-Петербург встретил небывалой для себя солнечной погодой, многолюдной и колоритной толпой на Нев­ском и классическим каменным двориком отеля на Лиговском проспекте, который на неделю стал моим домом.

Первые сутки в Петербурге длились нескончаемо долго. Сдвиг часовых поясов не помешал изучить площадь Восстания, откуда начались все беды России, пройтись по набережной и долго-долго наблюдать за нескончаемым потоком людей, которые с чемоданами, рюкзаками и сумками дефилируют по историческим проспектам.

Занятия длились, казалось, нескончаемо долго, погода испортилась на следующий же день, раскрыв классическую картину Петербурга: мелкий дождь, пасмурное и низкое небо. Они усиливали ощущение, что дней впереди остаётся мало, а планов предстоит громадьё! Но профессор продолжал уныло читать свои лекции, а иногородние слушатели нетерпеливо поглядывали то в окно, то на часы, мысленно подгоняя стрелки в ожидании свободы и встречи с легендарным городом.

Знаменитые дворы-колодцы.
Чтобы увидеть облака,
надо запрокинуть голову

 

Семейная должность в Петербурге

В культурной программе было не только знакомство с северной столицей. Хотелось встретиться с земляками, которые по разным причинам давно или совсем недавно оказались в Санкт-Петербурге. Планируя встречи, договаривались сразу, что будем совмещать полезное с познавательным. И первая встреча – с Ольгой Валентиновной.

Знакомство со студенческой скамьи давно переросло в житейскую дружбу, которая ценна мудрыми советами и интересным общением. Мы отправились на Пискарёвское мемориальное кладбище. Без преувеличения, место боли, где покоятся около полумиллиона детей, стариков, женщин, умерших во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками, бойцы и командиры Красной Армии. Среди них сотни забайкальских воинов, сложивших голову при защите непобеждённого города. Именно им несколько лет назад по инициативе губернатора Санкт-Петербурга руководством Забайкальского края была установлена мемориальная плита. «За девять лет, что я живу здесь, изучила лишь малую часть этого легендарного города», – говорит Ольга Валентиновна, склоняя голову перед могилами наших земляков.

Выйдя на пенсию, преподаватель высшей школы Забайкалья приняла для себя серьёзное решение перебраться поближе к детям, которые после окончания вузов обосновались в северной столице.

Дел в Санкт-Петербурге у Ольги Валентиновны прибавилось. Она активно вступила в должность бабушки. Трое внуков занимают большую часть её времени, но и здесь она умудряется заниматься любимым делом – разведением цветов на дачном участке. «Дачу я любила всегда, – говорит забайкалка, вдыхая запах свежескошенной травы на газоне. – Помню, в Чите специально сушила на даче траву, чтобы набить ею матрац и наслаждаться этим запахом по ночам. Кроме разноцветного великолепия есть на нашем нынешнем участке место и огурцам, и помидорам, и разной зелени. Очень обильным будет в этом году урожай яблок. Так что без солений, компотов и варенья наша большая семья зимой не останется».

Рассказала моя собеседница и о жизни пенсионеров в северной столице. О бесплатном проезде в общественном транспорте, гибкой системе скидок на лекарства и очень хороших акциях на продукты питания. «Забота о пожилых людях чувствуется!» – констатировала она.

Много интересного произошло в жизни уроженки Забайкалья за последние годы. Большая часть перемен – к лучшему, но тоска по малой родине по-прежнему живёт в её сердце. «Сначала я каждый год летала в Читу, – делится сокровенным моя собеседница, – теперь – реже. Возрастным забайкальцам очень сложно адаптироваться к этим климатическим условиям. Катастрофически не хватает солнца! Вроде ерунда, кто-то скажет: «Преувеличивает!» А на самом деле, нет, серьёзно! Иногда долгая непогода так прижмёт, что забайкальского солнышка хочется до слёз!»

Тот самый «Нектар богов» – пельмени
в борще по-питерски

 

Всё новое начинается трудно

С Татьяной, другой нашей землячкой, была обзорная прогулка по городу: Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Медный всадник, набережная Невы, много атмосферных дворов и парадных. И везде она выдаёт экскурсионные знания как заядлый профессионал, хотя живёт здесь сравнительно недавно – второе лето. Ответ оказался простым: «Много читаю, слушаю и смотрю по сторонам!»

Моя собеседница много лет отработала в средствах массовой информации Забайкальского края. Её материалы – острые, критичные, интересные – всегда отмечали читатели. Несколько лет назад по семейным обстоятельствам она переехала в Санкт-Петербург.

Молодая и амбициозная, Татьяна кардинально поменяла свою жизнь. Оставив журналистику, окунулась в аналитику проблем жилищно-коммунального хозяйства. «Сложно, непонятно, но интересно», – говорит о новой своей работе.

А вот впечатление от города на Неве: «Питер – это сердце России. Совершенно другой, современный уровень, где каждый может найти для себя интересное дело. Если повезёт – хорошо оплачиваемую работу, а если сильно повезёт – ещё и новых друзей. С общением здесь проблема. Хотя люди, в том числе мужчины, активно знакомятся, есть много мест, куда можно сходить, близких друзей себе я так и не нашла. Не хватает забайкальской гостеприимности, нашего хлебосольного духа и открытой души. В чём причина? Я полагаю, большую роль имеет ритм жизни – город огромный, и многие по несколько часов добираются до работы. График работы очень напряжённый. Чтобы хорошо зарабатывать, работать надо много и долго».

На мой вопрос, сложно ли жить провинциалу в мегаполисе и вдали от родных, Татьяна ответила мудро: «Прежде всего, мне везде интересно. Мне кажется, сейчас вообще мало кому и где легко. Мы живём в исторические времена перемен, и все понимают, что мир уже никогда не станет прежним, т.к. мы перешли точку невозврата. Если коротко, то трудно. Но трудно – не значит плохо. Всё новое начинается трудно, а рядом со мной – сын. Не хватает только солнечных дней!»

Гуляли по городу долго. Проголодавшись, решили перекусить. Выбрали привычное – кафе «Борщ» на Невском. Просто и понятно. Но не тут-то было! Меню нас поразило и развеселило! Как это?! Пирожки с борщом, блины с борщом, пельмени «Нек­тар богов» – тоже в борще. Звучит странно, но мы решили попробовать. Оказалось, всё просто. В пирожках, как и в блинах, борщовая начинка, а пельмени сварены в борщовом бульоне. И это оказалось вкусно! Плюс интересный интерьер, вежливое обслуживание и очень демократичный по сравнению с другими заведениями чек. Советуем!

 

***

Неделя в новых знаниях, впечатлениях и тысячах шагов по героической и исторической земле пролетела как один миг. Восемь часов самолёт отматывал на восток тысячи километров и часовые пояса. Открылась дверь – и вот оно, забайкальское солнце! Яркое, жгучее, беспощадное, но, оказывается, столь многими любимое! Свети, наше солнце!

 

Галина Балагурова,

фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)