Николай Горюнов: «Хочу вернуть родному Петровску облик счастливых 80-х»
На прошлой неделе в социальных сетях Центр управления регионом (ЦУР) Забайкальского края провёл прямой эфир с новым главой города Петровска-Забайкальского Николаем Горюновым. Ведущий – замруководителя ЦУР Роман Шадрин – расспросил его о перспективах и приоритетах; о проблемах города и путях их решения; озвучил вопросы и пожелания петровчан, поступившие в ходе прямого эфира и накануне.
Эх, дороги…
– Николай Валерьевич! В период с 1 августа и по сегодняшний день (24 сентября) нам поступило более 200 обращений, из них практически половина – на тему городских дорог: улицы Станционная, Транспортная, Советская, Почтовая… Об этом пишет жительница города Татьяна Савинская и не только.
– Проблему плохого состояния дорог знаю не понаслышке – я коренной житель города, здесь родился и живу. Дороги – самое больное место для любого муниципалитета. Скажу так: для решения потребуется не один день, всё будет – постепенно, поэтапно и не без поддержки краевых властей. О плохом состоянии петровских дорог знает глава региона. Поэтому на эти цели городу выделены дополнительные средства, хоть и хотелось бы большего объёма финансирования.
В нынешнем году заключены контракты и будет отремонтирован значительный прилегающий к парку Металлургов участок улицы, а также улица Транспортная в Железнодорожном районе. В следующем году запланированы ремонты улиц, которые вы перечислили в вопросе. Сразу скажу, что в рамках программы «Комфортная городская среда» в настоящее время разрабатывается план капитального ремонта парка Металлургов.
У нас большая сеть дорог, город территориально растянут, есть удалённые районы в силу того, что в советское время Петровск был промышленно развит, работало большое количество предприятий. К сожалению, в 90-е годы все они закрылись. И отдалённые участки в связи с плохим качеством дорог оказались отрезанными от центра.
Для того чтобы привести в надлежащий порядок дороги, не вижу проблем, но, повторюсь, на это потребуется время. Сейчас главное подойти к проблеме планово, выработать стратегию.
Ведь плохие дороги рождают другие проблемы – маршрутное сообщение, общественный транспорт. Ещё недавно в городе было более 20 маршрутчиков. В настоящее время осталось всего два. Причины: длительная пандемия, повысившиеся в последнее время требования к маршрутчикам. На состоявшейся с ними встрече мы решили: будем работать и сообща сможем решить проблему общественного транспорта.
Земля – потенциал для развития
– В большой территориальной растянутости города, о которой вы только что сказали, есть свои преимущества: у вас нет проблем с землёй, а наоборот, есть потенциал для развития.
– В городе есть земельные участки, инвестиционные площадки, развитые структуры: подстанции, крупный железнодорожный узел, подъездные пути. Петровск – западный район, визитная карточка Забайкальского края, железнодорожные, федеральные дороги сходятся в нашем городе, поэтому предстоит этот ресурс разумно использовать, привлекать инвесторов. Тем более сейчас, когда Забайкалье разворачивает транспортный узел для развития торговых отношений с Китаем.
– Нехватка кадров в медицине – ещё одна боль жителей города …
– Несмотря на то, что в городе в плановом порядке идёт ремонт и восстановление медицинских учреждений – поликлиники центральной районной больницы, детской и женской консультаций, – остро стоит проблема кадров. Врачей у нас катастрофически не хватает. На муниципальном уровне это решить сложно. Всё, что возможно, делаем. У нас есть квартиры для специалистов, предусмотрены денежные вознаграждения, подъёмные. Есть понимание того, какую помощь мы можем оказать молодым специалистам. Но, к сожалению, очереди из них нет. Не желают молодые доктора работать в малых городах и сельских поселениях – в районе та же проблема с медицинскими кадрами, что и в городе.
Думаю, решение кроется в том, чтобы на федеральном уровне вернуться к хорошему опыту прошлых лет – распределению после окончания учебного заведения. Взять хотя бы Петровск-Забайкальский, в прошлые годы многие учителя и врачи приезжали сюда работать по распределению. Отработав положенное время, многие из них остались здесь, в городе, создали семьи. Думаю, к практике распределений нужно возвращаться. Иначе невозможно завлечь на периферию молодых специалистов только обещаниями жилья или денежными вознаграждениями.
Да будет свет!
– Житель города Евгений Казанцев спрашивает, будет ли освещение в районе Федосеевки?
– Федосеевка – один из отдалённых районов города. Не могу сказать, что уже завтра там будут установлены уличные фонари, но буду думать, что за оставшийся период года можно сделать для жителей Федосеевки, к сожалению, финансовое состояние города сложное. Но вопрос решаемый. Ведь зачастую где-то нужно просто заменить перегоревшие лампочки на столбах.
– У вас завершён проект улицы Дамской. Что это за проект?
– Улица Дамская – общественное городское пространство, где гармонично расположены несколько локаций: парк, набережная с зонами отдыха, открытая площадка для выступлений, прогулочная зона.
Проект интересный, это первый шаг по благоустройству всей исторической части города, которая до того находилась не в очень хорошем состоянии. Предстоит привести в порядок остальные улицы, прилегающие к улице Дамской. Здесь можно удачно сделать туристические пешеходные маршруты. Для чего историческую часть города постепенно, поэтапно отремонтировать, сделав не только туристически привлекательной, но и комфортной для тех, кто проживает в этой части города.
Начало положено. Проект имеет большую историю. Его инициатором, духовным вдохновителем был наш художник Николай Полянский, тот человек, которому принадлежала первоначальная идея. Очень большое количество людей работало над осуществлением проекта. На следующий год запланирован ремонт тех дорог, которые непосредственно проходят вблизи улицы Дамской – улицы Декабристов, участок улицы Почтовой. Надеюсь, всё получится, и эта историческая часть станет гордостью города.
Больше плюсов, чем минусов
– Экономико-географическое положение вашего города таково, что поблизости находится огромный, притягивающий к себе магнит – город Улан-Удэ. И при этом достаточно большие расстояния до крупных населённых пунктов Забайкальского края. Такое географическое положение для города – его плюс или минус?
– Думаю, в конечном итоге, плюс. У нас действительно тесные связи с Бурятией. Весь малый бизнес находится в тесном контакте. Республиканские сетевые магазины есть как у нас в городе, так и в столице Забайкалья.
Здесь главное – удовлетворять потребности людей. Есть здоровая конкуренция, которая даёт свои преимущества: по сравнению с ценами в магазинах Читы, в Бурятии они более лояльные. Это надо использовать как плюс для города. Тем более, у нас есть не только федеральная трасса, но и так называемая короткая дорога на Бурятию (задумываем её ремонт), по ней предприниматели осуществляют перевозку грузов. Думаю, эту связь надо развивать, ведь если будет хорошая транспортная инфраструктура, начнётся развитие придорожных кафе, гостиниц. Буквально несколько лет назад была проблема, где остановиться, а сейчас в Петровске несколько гостиниц и ещё одна строится. Думаю, это уже положительный показатель.
Город с преимуществами
– То есть традиционно федеральная трасса идёт в обход города, но у Петровска-Забайкальского есть перспектива стать транзитным городом с преимуществами?
– Когда приведём в порядок дороги, поток транзитных пассажиров через город увеличится. Это разгрузит федеральную трассу (есть такие проблемы), оживит экономическую составляющую города. Конечно, есть недостатки. Это большегрузный транспорт по городу, который из-за несоблюдения определённых норм разбивает дороги. Запретить передвижение большегрузов мы не можем. Но создать такую транспортную сеть, благодаря которой появятся объездные дороги, причём не гравийные, а асфальтированные, можем. Хотелось бы, конечно, побыстрее, но постепенно, в плановом режиме это сделать удастся.
– Петровчанка Любовь Гладышева (Иванова) спрашивает, есть ли в планах укрепление берега реки Мыкырт? Её дом находится на берегу, берег постоянно подмывает, когда открывают шлюзы.
– Сейчас на федеральном уровне в стадии проектирования реконструкция русла реки Балягинки, которая в определённом месте сливается с рекой Мыкырт. В ближайший год будет проведено укрепление, углубление и облагораживание русла, что в дальнейшем исключит подтопление домов близ водоёмов на территории города и района.
Любить то место, где живёшь
– Вы родились в Петровске, живёте, работаете, сейчас имеете большие возможности для его развития. Может быть, у вас была и есть какая-то мечта в отношении своего родного города, к осуществлению которой вы можете приложить свою руку?
– Я коренной житель города не в первом поколении, моя семья живёт и, надеюсь, будет жить в этом городе. Если честно, по большому счёту мечта такая, чтобы вернуть городу тот облик, который сохранился у меня в памяти с моего детства. Петровск когда-то был благоустроенным, красивым городом, уютным, комфортным для проживания. Я всегда считал, что у нас есть много преимуществ перед большими городами: доступность, близость всего, знание друг друга, круг общения, который складывается к определённой ментальности.
И я думаю, если мы вернём тот облик города, который помнят многие горожане, будет здорово, но к этому надо стремиться. Здесь многое зависит не только от того, сколько программ будет реализовываться на территории города. Придётся изменить свой менталитет, потому что, к сожалению, в последние годы мы многое растеряли, и зачастую не хватает своей ответственности перед тем местом, где мы живём.
И банальная фраза «чисто не там, где метут, а там, где не сорят», к сожалению, очень актуальна. Зачастую много проблем не с благоустройством, а с тем, что мы сами что-то не так делаем для своего города. Если все вместе будем смотреть и идти в одном направлении, можно очень многое сделать для родного города. Но для этого надо объединяться. Менять своё представление. Любить то место, где живёшь.
– От всей души желаю западным воротам нашего края процветания. Вам успехов на этом поприще!
Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото с личной страницы в социальных сетях Николая Горюнова