Чёткое движение. Удар. Железные пальцы ломают породу. Снова удар. Разворот стрелы… Ковш опрокидывается, ссыпая камни в кузов подъехавшего самосвала. Движения отточены до совершенства. «Перелёт» – «недолёт» здесь караются строго и чреваты последствиями, поэтому за пультами управления экскаваторами – профессионалы.
От да Винчи до Hitachi
Прообразы современных экскаваторов применялись при углублении каналов и русел рек в Древнем Египте и Римской империи. Затем совершенствованием землеройной техники занимался Леонардо да Винчи. Он разработал схему экскаватора-драглайна. В его сохранившихся записных книжках можно увидеть несколько зарисовок землечерпалок с ковшом, а также конструкций, напоминающих современный экскаватор.
В России впервые одноковшовый экскаватор на паровом двигателе, изобретённый американским инженером Уильямом Отисом, применили в середине XIX века. Его использовали при строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
Сегодня профессия машиниста экскаватора востребована во многих отраслях. Без таких специалистов не обойтись при строительстве или ремонте автомагистралей, возведении мостов и домов, разработке пахотных земель. Участвуют они и в освоении новых месторождений полезных ископаемых. В ООО «Золото Дельмачик» экскаваторщики на вес золота, от их работы в карьере во многом зависит конечный результат – производство драгметалла.
Олег Тараненко заступил в ночную смену. Бригадир может быть спокоен: Олег Борисович работает в компании несколько лет и с первых дней зарекомендовал себя надёжным и ответственным работником.
Самосвалы идут один за другим, машинист экскаватора здесь главное звено, поэтому все разговоры – только в перерыве…
Профессия по наследству
Родился Олег Тараненко в селе Верх-Хила Шилкинского района. Мама работала в детском саду воспитателем, а отец – механиком в местной организации. Мальчишки, а их в семье было трое, постоянно крутились вокруг отца и с раннего детства знали, куда и зачем пригодятся железки, которых было полным-полно в отцовской мастерской. Как и положено сельским жителям, держали хозяйство, и в заготовке сена, дров, вспашке огородов они тоже были первыми помощниками. Поэтому и выбор профессии был для Олега очевидным – только механизация. После окончания восьми классов он поступил в Читинский сельскохозяйственный техникум и через четыре года получил диплом механика.
Отслужив в армии, он вернулся в родное село и по профессии устроился в лесхоз. Работы было много, и она нравилась молодому специалисту. В те времена автопарк лесхозов был богат: не только УАЗ директора, но и спецмашины, которые задействовали в тушении пожаров, обустройстве минерализованных полос, воспроизведении лесопосадок. Трактора и грузовики обслуживали слесари и токари организации. И всё бы ничего, работал бы и дальше, но наступили 90-е годы, и мужики со всех окрестных сёл стали ездить по вахтам за длинным рублём. Не остался в стороне и наш экскаваторщик. Прошёл обучение и устроился в старательскую артель. Сначала работал на погрузчике.
«Сейчас таких уже нет на современных площадках, – вспоминает Олег Борисович. – Польский то был агрегат, манёвренный, для работы удобный».
Заработав денег, парень решил, что пора уже вить своё семейное гнездо. И невеста нашлась ему в родном селе. Сыграли они с Алёной свадьбу в 1991 году, купили дом, народили двоих детей и до сих пор вместе идут по жизни.
Из «Дельмачика» – только на пенсию!
Помотавшись по разным организациям, пять лет назад Олег Борисович впервые приехал на промышленную площадку в «Золото Дельмачик». Сначала работал экскаваторщиком в подрядной организации, присматривался, оценивал преимущества и искал минусы в работе. Когда появилось место, не задумываясь, перешёл в штат компании и уже более трёх лет работает вахтовым методом на правах постоянного работника. «Я здесь самый «старый» работник стал, – смеётся опытный экскаваторщик. – Помню, какими маленькими были наши первые карьеры. Теперь размах впечатляет!
И условия нормальные, – продолжает рассуждать вахтовик. – Вахта «30 на 30» очень удобна. Отработал, и в тот же вечер уже дома, не приходится тратить личное время на дорогу, а это важно, ведь дома дел невпроворот. 15 голов скота с женой держим, огород большой, поэтому приходится крутиться на межвахте, но всё успеваем. И, что для работников важно, не было у нас такого в компании, чтобы за все годы хоть раз задержали зарплату, а с сентября ещё и хорошо повысили. Кормят хорошо, сейчас идёт строительство очередного общежития, так что скоро опять новоселье будет. А ведь были времена, когда в вагончиках жили! Я не любитель бегать из организации в организацию, так что из «Дельмачика» – только на пенсию!»
Сейчас Олегу Борисовичу, как наиболее опытному экскаваторщику, доверили новую технику. Он управляет новеньким Hitachi ZX470-5G, работать на котором – одно удовольствие: простой в управлении, он имеет комфортабельную кабину, в которой тепло зимой и прохладно в июльскую жару.
Компания динамично развивается, и появление новой техники на промплощадке стало частым и приятным явлением для работников. Также это придаёт дополнительный стимул, ведь абы кому новый экскаватор не доверят, слишком велика ответственность, а работать в комфортных условиях стремится каждый. Так появляется здоровая конкуренция, которая ведёт к повышению профессионализма и поднимает престиж компании.
…Перерыв закончился быстро. И снова: удар, поворот, ковш опрокидывает в кузов наломанную породу, которая стараниями этих людей и превращается в золото.
Новости компании
Техническое перевооружение
- Качество руды во многом определяет процент извлечения благородного металла в любой золотодобывающей компании. Именно поэтому в ООО «Золото Дельмачик» выстроена непрерывная работа по приобретению и вводу в эксплуатацию дробильных машин и комплексов.
Для дробления негабаритов на участке открытых горных работ ООО «Золото Дельмчик» готовы к вводу в эксплуатацию два колёсных экскаватора LUYOUZG с навесным гидромолотом (бутобоем) 2023 года выпуска, приобретённые компанией у китайских партнёров. Экскаваторы оснащены гидромолотами, которые можно в любое время заменить на ковши и применять эту технику уже на погрузочно-разгрузочных работах.
«Учитывая сложный рельеф месторождения, эта техника станет гарантом бесперебойной и безаварийной работы дробильных комплексов и залогом качественной руды, подаваемой на дальнейшую обработку», – считает начальник участка открытых горных работ Максим Захаров.
Обновление автомобильного парка позволяет создать более комфортные и безопасные условия труда, а также поддерживать производственные показатели на должном уровне за счёт использования современной техники с улучшенными характеристиками.
В октябре планируется поставка на промышленную площадку компании двух единиц бульдозера SHANTUI SD – 32, четырёх фронтальных погрузчиков SHANTUI L76-CЗ и шести самосвалов HOWO.
Мини-экскаватор в деле
- Обновление автомобильного парка стало регулярным мероприятием на промышленной площадке компании «Золото Дельмачик».
Введён в эксплуатацию гусеничный мини-экскаватор LUYOUZG 75, который активно используется отделом капитального строительства и ремонтно-строительным участком на возведении общежития и карты кучного выщелачивания.
«Данная модель имеет хорошие технические характеристики, – отметил начальник ОКС Александр Нужненко, – а отличительная особенность в варианте «мини» позволяет нам активно использовать экскаватор на производственных участках, где невозможно работать на крупногабаритной технике, что значительно ускоряет выполнение отдельных важных задач».
Плюс ещё один дробильный комплекс
- Очередное обновление мобильных дробильных установок произошло на промышленной площадке компании «Золото Дельмачик».
Обновлено оборудование, занятое на измельчении руды на участке дробления и сортировки. К уже имеющимся приобретена ещё одна гусеничная роторная дробилка марки MESDA MC – 250 IS, отлично зарекомендовавшая себя при эксплуатации в сложных горно-геологических условиях.
«Предприятие усиливает обеспеченность технологического передела дробления новым оборудованием. Основная задача поступаемой техники – предоставить возможность участку производить качественный текущий и капитальный ремонт эксплуатируемой техники без снижения объёмных показателей по дроблению. Т.е. при выводе в ремонт любой составляющей комплекса её место занимает резервная единица, а ремонтный персонал приступает к проведению полноценного обслуживания. На данный момент на участке имеется 15 самоходных дробильных комплексов. Это мобильные щековые, роторные, конусные, вертикальные роторные и мобильные грохоты. В октябре планируется организовать дробление мобильными щековыми дробилками в карьере. Дробилки будут перемещаться в забое вслед за экскаваторами. Для коллектива участка это новая производственная операция, подобного опыта у нас не было, но коллектив считает, что мы с успехом выполним поставленные задачи. Из оставшихся дробилок мы сформируем три мобильных дробильных комплекса. Каждый дробильный комплекс будет состоять из трёх самоходных машин роторной, конусной дробилки и мобильного грохота. Данная схема позволит обеспечить класс дробления 0–10 мм и достичь выполнения производственных планов. Отдельным дробильным комплексом встанут две вертикальные роторные дробилки ударного действия. Запуск в работу этих машин позволит снизить гранулометрический состав дроблёной руды и увеличить эффективность выщелачивания», – прокомментировал поступление дополнительного комплекса начальник участка дробления и сортировки Игорь Киреенков.
Галина Балагурова,
фото автора