Темно и холодно

Что может произойти при поломке крупных объектов энергоснабжения в Забайкалье?

Недавний техносбой на Харанорской ГРЭС прошёл практически бесследно для потребителей, однако всё же стал темой разговора на прямой линии с губернатором. Да, ситуация была оперативно исправлена, при этом глава региона Александр Осипов разделил тревогу забайкальцев по поводу произошедшего. К чему могут приводить такие поломки, как их предотвратить, и какие проблемы они обозначили в энергосистеме края?

Самая главная

Напомним, что сегодня Харанорская ГРЭС является филиалом российской энергетической компании АО «Интер РАО – Электрогенерация». Пока на сайте головной компании нет официальной информации и комментариев о случившемся. Наверняка ещё предстоит разбираться, по какой причине произошло технологическое нарушение и какие шаги энергокомпания предпримет для предотвращения подобного.

Проблемы начались днём 2 ноября, когда на Харанорской ГРЭС вышел из строя один из двух работавших на тот момент энергоблоков. Третий, самый новый блок, находится на капитальном ремонте. Зампред правительства Забайкалья Алексей Сергейкин сообщил, что нарушений подачи электроэнергии в энергосистеме края допущено не было. В пресс-службе Харанорской ГРЭС уточнили на тот момент: мощность станции снижена до 125 мегаватт. Если бы отключился и один работавший блок, в регионе начались бы проблемы с энергоснабжением потребителей.

На трёх блоках станция может вырабатывать 665 мегаватт. Первый блок пущен в эксплуатацию в 1995 году, второй – в 2001-м, а третий – в 2012-м. Более половины выработки электроэнергии в Забайкалье зависит именно от Харанорской ГРЭС. Технологические нарушения на этой электростанции могут привести к ограничению энергоснабжения всего Юго-Востока Забайкалья, как это было в 2019 году. Тогда, по данным Минэнерго России, 8 октября на Харанорской ГРЭС отключился энергоблок №2. По команде диспетчера Забайкальской энергосистемы были введены графики временного отключения по юго-востоку края на 13 МВт. Без электроснабжения осталась часть бытовых потребителей филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго» (около 58 000 человек).

Справедливости ради, стоит отметить, что Харанорская ГРЭС, как и любая электростанция, может отключиться не только из-за каких-то внутренних сбоев. Энергетика – вещь взаимосвязанная, и если где-то происходит поломка, автоматика может ограничивать отдельные участки энергосистемы для защиты и оборудования, и потребителей. Например, в прошлом году произошло повреждение трансформатора на Гусиноозёрской ГРЭС в Бурятии, станция отключилась, что привело к отключению Харанорской ГРЭС и к срабатыванию противоаварийной автоматики в районах Забайкалья. Как результат – у потребителей пропал свет. Даже шквалистый ветер может стать причиной срабатывания автоматики системы защиты.

Да, когда в квартире гаснет электричество, однозначно что-то случилось, но это не конец света. Быть может, это показатель того, что энергетики предотвратили какую-то куда более крупную аварию. Хотя внезапное отключение электричества всегда не полезно для бытовой и производственной техники. Без электроэнергии невозможна работа котельных, что грозит коммунальным коллапсом в районах.

ТГК спешит на помощь

Снижение мощности Харанорской станции 2 ноября энергетики компенсировали увеличением выработки мощностей на двух Читинских ТЭЦ, а также на Приаргунской и Шерловогорской электростанциях. Все они принадлежат другой энергокомпании, ТГК-14.

Станции ТГК-14 успешно вывезли заданные нагрузки для стабильной и бесперебойной работы энергосистемы края. «Читинская ТЭЦ-1, а также Читинская ТЭЦ-2, Приаргунская и Шерловогорская ТЭЦ со 2 ноября стали вырабатывать максимум электрической энергии для того, чтобы не допустить энергодефицита в Забайкальском крае», – такую информацию публиковало ТГК-14 в своём телеграм-канале.

«ТЭЦ компании успешно несли заданные нагрузки и справились со своей задачей. Можно сказать, что объекты прошли проверку на прочность в непростых условиях. Спасибо всему персоналу компании за проделанную работу», – прокомментировал Константин Люльчев, председатель совета директоров ПАО «ТГК-14». Также он отметил, что благодаря оперативным и профессиональным решениям директоров филиалов «Читинская генерация» и «Генерация Бурятия» Андрея Воротынцева и Владимира Антонова была исполнена команда системного оператора. Максимум электроэнергии стала вырабатывать и Улан-Удэнская ТЭЦ-1, обеспечивая перетоки с запада объединённой энергосистемы.

Снижение надёжности

Ещё весной этого года, встречаясь с депутатами Законодательного собрания Забайкальского края, Дмитрий Эпов, директор филиала «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Забайкальского края», рассказал, что энергетика Забайкалья дефицитна, что год от года потребление электричества растёт.

«Выработка электроэнергии в 2022 году на 4,5% выше уровня 2021 года. Почти треть выработала Читинская ТЭЦ-1, половину – Харанорская ГРЭС, – сообщал Дмитрий Эпов. – Потребление в 2022 году выше уровня потребления 2021 года на 3,8%. Это говорит о том, что у экономики есть тенденции к росту».

Автору этих строк на днях удалось узнать у Дмитрия Эпова, что за 10 месяцев 2023 года рост электропотребления по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил почти 2%. Да, немного, но это свидетельство роста спроса на электроэнергию, несмотря на экономические проблемы.

Юго-востоку Сибири, а Забайкалье географически и энергетически всё-таки осталось частью Сибири, требуется электромощность. Такой вывод сделан руководителями отрасли согласно схеме и программе развития электроэнергетических систем России на 2023–2028 гг., разработанной Системным оператором и утверждённой 28 февраля 2023 года. Потребление увеличивается, с конца зимы (то есть с февраля 2024 года) может возникнуть дефицит электроэнергии на юго-востоке объединённой энергосистемы Сибири, в том числе в Забайкалье и южных районах Бурятии. Требуется 690 мегаватт генерации, из них 230 – Бурятии и 460 – Забайкалью. Основной прирост электропотребления традиционно дают добыча полезных ископаемых, железная дорога, население.

Помимо генерации, в Забайкалье существенно влияет на аварийность и состояние электросетей. Николай Злыгостев, директор филиала ПАО «Россети Сибирь» –«Читаэнерго», на той же весенней встрече с депутатами говорил, что необходима масштабная реконструкция линий электропередачи и прочего оборудования.

«С 2018 года ремонтная программа увеличилась с 439 млн рублей до 512 млн рублей в 2022 году. За этот период более чем на 200% возросла стоимость материалов, в два раза снизилось количество обновляемого оборудования (металл, провода и т.д.). Чтобы поддержать его в работоспособном состоянии, мы ремонтируем опоры и линии электропередачи, но не меняем», – сообщал руководитель.

Нужна взаимозаменяемость

Теоретически, если Забайкалью необходимо 460 мегаватт, возместить их могли бы и новые мощности Читинской генерации и Харанорской ГРЭС, грубо говоря, и там, и там необходимо построить энергоблоки по 230 мегаватт. В случае с Харанорской ГРЭС это мог бы быть четвёртый энергоблок, со стороны ТГК-14 – третья очередь Читинской ТЭЦ-1, тем более что в самом городе Чите в 2032 году ожидается дефицит тепловой мощности. По предварительным подсчётам ТГК-14, новая электростанция обойдётся в 27,5 миллиарда рублей.

По сути, ситуация 2 ноября показала, что сбои на относительно новой Харанорской ГРЭС возможны, чтобы их компенсировать, станции ТГК-14 должны работать на полную мощность. А если что-то произойдёт, например, на Читинской ТЭЦ-1? Стабильность работы энергосистемы обеспечивается именно взаимозаменяемостью. Невозможно перегружать один источник энергии или одну сеть, просто отключив в целях оптимизации другие энергообъекты, как это порой могут представить себе менеджеры, но не специалисты-энергетики.

Очевидно, что на строительство новых источников электроэнергии, развитие электросетей требуются миллиарды рублей. За счёт населения эти средства не собрать, а потому необходимы инвестиции самих энергетиков, крупных потребителей и вложения государства. Хотя любой лишний рубль, потраченный производственниками, в итоге скажется на конечной стоимости продукции, что всё равно будут оплачивать граждане.

Правила развития объектов генерации в нашей стране такие, что сейчас перед возведением любой электростанции проводится конкурентный отбор мощности новых генерирующих объектов. Энергокомпания, которая обоснует экономическую выгоду своего энергоблока, по сравнению с другими энергокомпаниями, будет строить и получать на это финансирование. То есть собственники Харанорской ГРЭС тоже могут заявить и аргументировать строительство новой мощности. Кто при этом учтёт факт, что ресурсы Читинской генерации гораздо старше Харанорской станции и в их задачи входит не только электроснабжение Забайкалья, но и теплоснабжение краевой столицы?

Год назад «ФСК – Россети» приступила к строительству линий электропередачи в Забайкальском крае, которые свяжут тяговую железнодорожную подстанцию Зилово с ключевыми центрами питания региона – 220 кВ Холбон и Могоча. Проект позволит обеспечить дополнительной мощностью Транссибирскую магистраль и повысить надёжность электроснабжения центральных и восточных районов Забайкалья.

Строительство линий электропередачи 220 кВ Зилово – Холбон и Зилово – Могоча, а также реконструкция двух центров питания входят в состав нацпроекта – «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также в макропроект группы «Россети» по развитию схемы внешнего электроснабжения Восточного полигона РЖД. Хотелось бы узнать, на какой стадии реализация данной стройки?

По сетям меньшего напряжения, как мы видим, тоже проблемы. Забайкальский край зависит от перетоков электроэнергии с запада, но не решена задача по перетокам электричества с востока, а именно восточное Забайкалье испытывает влияние тяговой нагрузки железной дороги. С разворотом экономики России на восток, с увеличением перевозок по Транссибу это влияние будет только расти. Старшее поколение энергетиков, в том числе ныне покойный Аркадий Остроумов, неоднократно заявляли, что в Забайкалье необходимо развивать электрические сети, а не только лишь одну генерацию.

Не понятно, как обстоит дело с кадрами для энергетической отрасли, которая на себе тоже испытывает отток специалистов из Забайкалья. Можно построить энергоблоков на 100500 мегаватт, а они замрут мёртвым грузом без специалистов и их знаний… Как видим, по поводу энергетики Забайкалья слишком много неясностей, и недавняя история с Харанорской ГРЭС снова обозначила их актуальность.

Тем временем

Механизм действия конкурентного отбора мощностей новой генерации обозначила в начале этой осени газета «КоммерсантЪ». В Крыму и на Кубани нужно построить ещё около 1 ГВт ТЭС (тепловых электростанций), сообщает издание.

Дефицит энергомощности на юго-западе энергосистемы Юга в ближайшие пять лет может достигнуть 860 МВт с учётом перетоков электроэнергии на новые территории. Новую генерацию будут строить через механизм конкурентного отбора мощности новой генерации (КОМ НГ). Конкурс проектов, как говорили в Минэнерго, может пройти в начале 2024 года. Механизм КОМ НГ уже применяется, в частности, для строительства Сакской ТЭЦ в Крыму (120 МВт, КрымТЭЦ) и Ударной ТЭС в Тамани (550 МВт, «Технопромэкспорт» – ТПЭ). Затраты на стройки окупаются за счёт платежей промышленных потребителей первой (Урал и европейская часть РФ) и второй (Сибирь) ценовых зон оптового энергорынка.

Виолетта ВДОВЯК,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)