Если бы я выступал на сцене, то обратился бы к вам: «Похлопайте те, кто сейчас хотел бы снова ходить в школу». Зал бы точно взорвался аплодисментами. Действительно, какими невинными кажутся нам теперь уроки, домашние задания и двойки, когда вокруг наросла вместе со взрослой жизнью огромная масса проблем: ипотеки, работы, ссоры, смерти родных и близких и прочее. Недавно мой одноклассник прислал мне школьное видео 1995 года, где мы выступаем на каком-то утреннике. И я, давно позабывший те времена, решил вспомнить, чем для нас тогда была школа и пригодилось ли нам то, что вдалбливали в наши головы учителя?
До шестого класса я учился на четыре и пять, а посему вопросов со стороны родителей ко мне не было. Я понимал объясняемые темы, усердно делал домашние задания, а проскальзывавшие время от времени трояки не выбивали из колеи. И когда зацветала черёмуха, а впереди маячили летние каникулы, оценки за четверть были той платой родителям, которая гарантировала мне спокойный отдых. Все же помнят случаи, когда ты приходил с двойкой и тебя засаживали за повторение пройденного? Особенно это было обидно именно перед летом.
А вот в седьмом классе началось! Ух, началось! Появились химия, физика, алгебра и геометрия, то есть те предметы, в которых я, как истинный слуга гуманитарных наук, не понимал вообще ничего. И если бы тогда не было решебников (дай бог здоровья тому, кто их придумал), то я бы школу окончил со справкой. Более того, если бы уже был ЕГЭ, то мне была бы закрыта дорога в университет. Короче говоря, в первой четверти седьмого класса у меня вышло пять троек, во второй четверти – восемь троек, ну а в третьей и в четвёртой я получил двойки по английскому и физике. Собственно, вплоть до выпускного мои оценки не улучшались. Родители были в шоке, мама хваталась за голову, но ничего сделать не могла. Я сейчас на работу хожу с большим удовольствием, чем тогда ходил в школу. Мои одноклассники бегали по дискотекам, вместе проводили время, отрывались по полной и учились очень хорошо, а я сидел дома над учебниками и не понимал абсолютно ничего.
Нужно сказать, что алгебра, физика, геометрия и особенно химия мне до сегодняшнего дня совершенно не пригодились. И среди моих знакомых нет тех людей, которые бы построили на этих предметах карьеру. Мой товарищ, инженер на железной дороге, высококлассный специалист, который недавно получил повышение, сказал как-то: «Синусы, косинусы, первообразные и производные, а также интегралы мне не нужны. Мы рассчитываем всё совсем по-другому: проще и эффективнее!» Кто мне может сказать, для чего я несколько лет подряд два раза в неделю по два часа учился брать первообразные от производной? И ведь это был гуманитарный класс, куда я пошёл целенаправленно. Я понимаю, физико-математический класс, где дети, имеющие способности, легко разбираются в алгебре и началах анализа. А мне, любителю истории, литературы, географии и русского языка, для чего эти знания?
Однажды по геометрии я получил подряд семь двоек, потому что не мог доказать ни одной теоремы. Достаточно было просто выучить правило и рассказать его. А я не мог. Я не видел логики в том, что непересекающиеся параллельные прямые действительно не пересекаются и это нужно доказать. Это же очевидно. Видимо, в этом и была моя проблема – в математике, как в точной науке, любая теорема требовала доказательства, а я этого не понимал. В то время я зачитывался Толстым, Чеховым, Зощенко, Достоевским, Проспером Мериме и десятками других отечественных и зарубежных классиков. По литературе у меня были только пятёрки. Я так легко справлялся с различными текстовыми анализами и прочим, что учителя при возможности ставили бы мне и шестёрки, и семёрки, если бы они были. Однако те же учителя удивлялись литературному дару и абсолютной бездарности в математике.
Почему в школах в старших классах не готовят к той жизни, которая нас ждёт? Я глубоко убеждён, что было бы очень полезно знать, как правильно подготовить документы в суд, какие льготы положены студентам, на какую поддержку от государства могут рассчитывать молодые семьи. Короче говоря, житейские мудрости, с которыми мы постоянно сталкиваемся. До сих пор жду, когда мне пригодятся знания по химии, особенно когда смешивают, грубо говоря, медный купорос и синильную кислоту, ещё и какой-нибудь реактив добавляют. Для чего их смешивать, и как это пригодится в жизни? Химия – интереснейший предмет, но для тех, кто в нём разбирается и кому он пригодится в будущем. Зачем всем детям подряд учить такие сложные формулы? Однажды я задал своей супруге тот же вопрос. Она ответила, что, мол, в голове во время обучения появляются новые нейронные связи, и пусть тебе не пригодятся какие-либо знания, но они в процессе сделают из тебя высокоразвитого индивидуума. Господи, я могу эти связи по-другому получить.
Вы, наверное, можете назвать меня невеждой. Отнюдь! В институте я учился на одни пятёрки, получал повышенную стипендию и шёл на красный диплом. И это после всех моих двоек в школе! Если бы с седьмого класса я занимался только моей любимой литературой, а не интегралами, то к окончанию школы мог бы книги писать. А в итоге получил чувство неполноценности, потому что не смог вызубрить формулы тригонометрии. Однажды моему соседу понадобилось сварить в свою машину дополнительный топливный бак, и нужно было узнать объём. Он пошёл в библиотеку, нашёл параграф вычисления объёма в книге и через пять минут довольный приступил к работе. И я так делаю! И все вы так делаете! Если мне нужно узнать, сколько рулонов обоев уйдёт на комнату, я делю длину периметра на ширину обоев. Господи, но это же математика шестого класса. Нужно ли ради решения простых житейских вопросов гробить нервы? Я до сих пор не знаю, абсолютно не знаю окончательно, что такое синус и косинус и для чего они нужны. Я понятия не имею, что такое функция, дисфункция, число Пи, молярная масса вещества и прочее.
Запомнились, отложились со школьной скамьи только термины, но не их содержание. Меня же во взрослой жизни не поставили на учёт и не ограничили в правах за то, что я этого не знаю. Я живу полноценно, растут дети, работа хорошая, есть свои увлечения, вроде рыбалки. Вопрос: кто мне вернёт время, лучшее время в жизни каждого человека, которое я потратил на изучение того, что мне не нужно было?
Вы знаете, теперь я понимаю людей, которые уходят из школы после девятого класса. Я бы сам с удовольствием так сделал. В десятом и одиннадцатом классах мы на уроках литературы постоянно изучали творчество Пушкина, Бунина, Есенина. В одиннадцатом классе! Учеников в этом возрасте стоит готовить ко взрослой, самостоятельной, такой сложной жизни! Самое смешное, что на факультете журналистики мы до третьего курса снова изучали творчество Пушкина, Бунина, Есенина… Три первых года университета, где должны учить работать, мы проходили одну и ту же повторяющуюся школьную программу.
Моя дочь первые четыре года школы была абсолютной отличницей. Пятёрки по всем предметам, гордость школы, на Доске почёта фотография висит. В пятом классе появились четвёрки. Бабушки нервничают, а мы с женой решили: пусть учится как учится. Голова на плечах есть, уже получает первую профессию в художественной школе… Так зачем ломать психику ребёнка за то, что он не понимает функции и дисфункции? Да вы и сами, мои дорогие читатели, оглянитесь вокруг. Все работают, у всех семьи. И двоечники становятся директорами, и отличники метут улицы. Среди моего окружения есть отличники, которые остались таковыми до сорокалетнего возраста. Они со школы привыкли, что ими восторгаются учителя, им вручают грамоты и медали. Теперь же, в условиях суровой реальности, они продолжают жить прошлым и ждать от жизни подачек и похвалы. А двоечники и троечники, наоборот, рассчитывают только на себя. Одноклассница моей жены, круглая отличница, до сих пор не может найти себя в жизни, ни мужа, ни детей, ни работы, хотя ей уже давно за тридцать. А мой одноклассник, который научился читать по слогам к шестому классу, теперь работает директором завода по добыче алмазов в Якутии. Баснословная зарплата, семья, ребёнок, рыбалка.
Мы привыкли со школьной скамьи жить здесь и сейчас, не заглядывая в будущее. Ко мне подходят мои дети и интересуются, сложно ли получить загранпаспорт, далеко ли до Москвы, трудно ли переехать в другой город… А ведь они совсем маленькие. И я думаю про себя: «Спрашивайте, спрашивайте всё, что вас интересует, потому что в школе вы будете учить то, что посчитали нужным где-то наверху. Вам никогда не расскажут, трудно ли попасть на стажировку или на учёбу за границу, зато будут вдалбливать в ваши головёнки знания о солях и кислотах».
Моя знакомая училась, как и все. Были и тройки, и двойки, и пятёрки. Потом поступила в Иркутск на геолого-почвенный факультет, параллельно получила специальность биолога и теперь работает в очень престижной клинике с очень хорошей зарплатой. Вот! Если у человека тяга к узким специальностям, то он и с тройками по химии станет выдающимся учёным. А теперь вопрос: много ли среди ваших друзей и знакомых биологов и химиков? Среди моего многочисленного окружения только вот эта девушка, про которую говорил выше. Собственно, а для чего поголовно зубрить химию, когда она пригодится одному человеку из ста, если не из тысячи? И ладно бы, если бы точные школьные науки были факультативами, так нет. По каждой нужно сдавать экзамен и получать оценки.
Я безмерно благодарен всем учителям, поскольку этой профессии достоин не каждый, и даже в моём роду было много представителей этого ремесла. Я говорю о проблеме в целом. Если ученик не может понять формулы и не проявляет интереса к точным наукам, то это же не значит, что из него вырастет плохой человек. Учителям приходится сейчас очень непросто. Если раньше ребёнок получал двойку, то спрашивали с него, а сейчас – с учителя. Моя дочь забыла на физкультуру форму и получила двойку. Заслуженно? Заслуженно! В следующий раз будет внимательней. И ещё несколько её одноклассников получили двойки. И что вы думаете? Родители созвали педсовет и требовали чуть ли не увольнения учителя физкультуры. Палка о двух концах.
Внимательность и собранность ой как пригодятся в жизни, и к этому надо приучать с малых лет. А если двойка по математике? Опять учитель виноват, что не смог объяснить? А он и не обязан каждому разжёвывать. В классе тридцать пять детей, а урок длится сорок минут. Невозможно достучаться до каждого, на это просто не хватит времени.
Берегите себя!
Антон Доценко,
фото автора
В 11 классе идет литература 20 века. Так что читать Пушкина автор никак не мог. Горький, Шолохов, Пастернак, А.Толстой и т.д. А я литератор, но ничего против химии, математики, физики и даже астрономии не имею. Все предметы знакомят с миром. Одни даются лучше, другие хуже, ну и что? Все знать хорошо необязательно, но представление иметь надо. А невежество всегда агрессивно и ненавидит то, что не могло усвоить. А главное, пытается это навязать.
А кому-топредставлялось мукой отличать суффиксы от окончаний,причастные обороты от деепричастных.Кто-то терпел муки,выводя образы Татьяны,Катерины,Базарова и других литературных героев.Кому-то как кость в горле было запомнить имена фараонов,даты сражений.А кто-то овладевал всеми этими знаниями без проблем.И ставить в заслугу незнание числа пи по меньшей мере странно.