Друзья мои, сегодня мы вновь окунёмся в загадочный мир деревенских историй, коими со мной делятся читатели газеты «Земля» и подписчики социальных сетей. Это настоящий неиссякаемый кладезь фольклора, преданий, суеверий и событий, произошедших с реальными людьми в разное время. К большому сожалению, далеко не все указывают населённые пункты, в которых приключилась та или иная история, но, тем не менее, от этого качество их не ухудшилось. Некоторые происшествия передаются из поколения в поколение и доходят до меня, как говорится, из третьих уст, несколько видоизменённые, с отсутствием важных мелочей, однако суть их сохраняется. Для удобства чтения я предоставлю возможность очевидцам рассказать свои истории от первого лица.
«А из-за дома выплыла женщина…»
«История эта произошла не со мной, но я была свидетельницей всего происходящего. В то время я работала медсестрой в деревне и снимала небольшой дом. Мой сосед через дорогу дядя Валера был человеком добрейшим и ни разу в свой жизни (по крайней мере, так говорят местные жители) капли в рот не брал. Имея в хозяйстве трактор, он всей деревне распахивал огороды, а своим участком занимался уже в последнюю очередь. Картофельные поля находились на довольно крутом склоне, и только дядя Валера мог там мастерски водить трактор без риска его перевернуть. Той весной он впервые напился (причину я не знаю), сел за руль и поехал на пахоту. Собственно, не удивительно, что в таком состоянии сосед не справился с управлением и вместе с трактором свалился под откос. Всё обошлось. Мужчина отделался синяками и ссадинами и до самой середины лета чувствовал себя превосходно. Потом ему неожиданно стало плохо, его привезли к нам в фельдшерский пункт, а уже оттуда увезли в областную больницу. Там выяснили, что падение на тракторе не прошло бесследно. Дядя Валера получил какой-то внутренний ушиб головы, и половина мозга перестала получать кислород. Непонятно, как он сумел не замечать такой серьёзной травмы несколько месяцев. Вскоре он попал в реанимацию.
Его жена, также очень добрая женщина, промышляла знахарством и помогала всей деревне, к ней ехали даже из соседних сёл. Мы с ней по-соседски часто общались, и она всё жаловалась, что не может уснуть. Любила она своего Валеру и всё ждала новостей из реанимации. В тот вечер мой знакомый парень Игнат шёл ко мне в гости и, поравнявшись с соседским палисадником, увидел невероятную картину. Из-за дома выплыла женщина, одетая по-старинному, в платке, лежащем на плечах, старомодном платье и с распущенными волосами. В руках она держала блюдце. Самое ужасное, что у неё не было ног. Она парила над землёй и что-то шептала. Потом она, всё ещё находясь в воздухе, повернулась лицом к дому дяди Валеры, что-то сдула с блюдца и грохнула его об землю. Игнат даже услышал звон разбитой посуды. В следующее мгновение парящая женщина резко дёрнулась и стремительно исчезла в палисаднике. Игнат хотел бежать, но не смог. Он упал на колени и дико заорал. Я вылетела из дома и нашла его на дороге. Игнат был в шоковом состоянии и всё смотрел на пустой соседский палисадник, а на голове у него я увидела тонкую седую прядь волос. С трудом приподняв друга, я завела его к себе и сделала ему успокаивающий укол, а потом ещё долго отпаивала чаем. Утром я сбегала к соседке, и та сообщила, что у неё в доме тоже разбилось блюдце, странным образом упав со стола. Ближе к полудню позвонили из больницы с печальной вестью – дядя Валера умер ночью. Женщина посоветовала мне свозить Игната в церковь, поскольку в палисаднике он мог видеть смерть».
Здесь я сделаю небольшое отступление и добавлю от себя несколько строк. Игнат видел ту самую «белую бабу», историями о которой я очень дорожу. Это явление наблюдали в деревнях очень немногие, и только перед большой бедой. Я позволю себе процитировать некое определение этому существу: «Белая баба – злой дух судьбы, предсказательница болезни или самой смерти. Ведь белый цвет в исконном своём значении – цвет снега, символизирующего смерть живой природы, цвет самой смерти». Так что можно смело утверждать, что «белая баба» – это тот самый ангел Смерти.
«А мы саван твой стираем…»
«Эта история приключилась с моей прапрабабушкой в одной из забайкальских деревень задолго до революции. (К сожалению, точный населённый пункт выяснить не удалось. – Прим. авт.) Моя прабабушка Анна со своей матерью Ульяной жили в большом доме. Поскольку у Ульяны не было мужа, основная помощь по хозяйству легла на плечи старшей дочери Анны, а в семье были ещё дети. С ранних лет приучила Ульяна дочку к тяжёлому деревенскому труду и везде брала её с собой. Дружно ходили на покос, вязали снопы, заготавливали дрова к зиме. В общем, ближе к концу лета заблудились они в лесу. Я не знаю, что они там делали, то ли ягоды брали, то ли вязали веники для бани. Одним словом, не смогли девочка Аня и её мама Ульяна выйти засветло к деревне. (Теперь я передаю слово Анне, которая и рассказала эту историю своей правнучке. – Прим. авт.)
Мать меня всё подгоняла, говорила, что в этом лесу волки водятся, и боязно будет здесь остаться ночевать. Шли мы шли и понимали, что вообще куда-то не туда двигаемся. Наконец, уже в сумерках, вышли к небольшому лесному озеру, которое мама тут же вспомнила. Сказала, что теперь быстро до дому дойдём. Пошли мы вдоль берега сквозь страшный бурелом, пока продирались, стемнело окончательно и поднялась луна. Светила она шибко, поэтому было видно всё, почти как днём. Вдруг слышим какой-то плеск и тоненький девичий смех со стороны воды. Мне стало так страшно, словно ушат воды ледяной на голову вылили, я уже никаких волков не боялась. Мама же была смелая и, велев мне ждать, пошла к озеру. Не было её минут восемь, если не меньше. Она вылетела из прибрежных кустов, схватила меня за руку и потащила в лес, не разбирая дороги. Мне было больно, но я молчала, испуганно оглядываясь то назад, то на мать. Село было совсем недалеко, и мы благополучно вернулись домой. Мама всю неделю ходила угрюмая и неразговорчивая, а потом сказала мне: «Анюта, я скоро умру!»
Конечно, я испугалась и просила мать не говорить так. А она отвечает, мол, помнишь то озеро в лесу? Там были русалки, которые стирали саван: «Я когда на бережок вышла, их и увидела. Они как наши девки деревенские, только волосы распущенные, сидят у воды и смехом заливаются. Меня по имени к себе позвали. Я ещё подумала, откуда они, проклятущие, имя знают? А они мне говорят: «Немного тебе, Устя, жить осталось, мы тебе саван готовим, стираем». Баба Ульяна померла через четыре месяца, а детей её забрали к себе какие-то дальние родственники».
Здесь я тоже хотел бы добавить несколько своих слов. Истории про русалок очень редкие. В моей коллекции их буквально несколько. Эти существа славянской мифологии редко попадаются на глаза, и уж тем более реже люди рассказывают про такие встречи.
«Дрова привезли глубокой ночью…»
Для меня, как для исследователя деревенских фольклора и преданий, становится понятным, что среди невероятных происшествий, приключившихся с людьми, нет того, что мы привыкли наблюдать в фильмах ужасов. Нет монстров под кроватью, нет вампиров в замках, но зато есть удивительные истории, от которых кровь стынет в жилах. Аналогов следующей истории в моей коллекции нет, поэтому читаем, думаем, сопереживаем. Как всегда, со слов очевидцев.
«Когда я была маленькая, меня, как и почти всех детей с нашего двора, увозили летом в деревню к родственникам. Чтобы в городе не болталась, сил набиралась и к труду приучалась. В тот день почти все уехали на покос, а меня оставили вместе с прабабушкой дом охранять. Баба Галя спать ложилась рано (как и все в деревне), поэтому, чтобы свет с улицы не мешал, закрывала ставни. Только со стороны двора оставляла узкую щёлку, чтобы было видно улицу, так как были случаи воровства. Мы уже улеглись и выключили лампочку под потолком, как вдруг услышали, что с шумом открываются наши тяжёлые ворота и во двор, ревя мотором, заезжает какая-то грузовая машина. Мы соскочили и подбежали к той щёлке. И правда, во дворе стоял грузовик, и какие-то совершенно незнакомые мужики с шумом стали разгружать дрова. Они со всего маху скидывали их с кузова прямо к нашему дому. Удары о стену были такие, что всё вокруг сотрясалось. Казалось бы, ситуация житейская. Может, кто-то из родственников дрова заказал, а нас забыли предупредить, что придёт машина. Однако баба Галя упала на колени и стала молиться. Я испугалась тоже и залезла на кровать, боясь подойти к окну. А во дворе работа кипела: деревянные чурки стукались при падении, а мужики переговаривались друг с другом. Баба Галя потом говорила, что наши ворота невозможно открыть с улицы и уж тем более загнать в узкий двор такую большую грузовую машину. Так мы и просидели в доме, до утра не сомкнув глаз. Утром мы вышли во двор. Ворота были закрыты наглухо. Не было ни машины, ни дров, ни даже коры, которая при разгрузке непременно осталась бы на земле. Я до сих пор не знаю, что это была за пространственная дыра, но уверена, что это никакая не слуховая или зрительная галлюцинация».
От себя скажу, что такие истории тоже имеют место быть. Иногда люди слышат, как по их дому проходит рота солдат, как трясётся всё от тяжёлой поступи сапог. Иногда слышат, что через двор скачет табун лошадей. Я не знаю, как это объяснить, поскольку эти истории никогда не повторяются. Всё время происходит что-то уникальное. Берегите себя! Мы ждём ваши истории на адрес нашей газеты!
Все имена изменены.
Антон Доценко,
фото представлено автором