Великие, легендарные и… хиппово-хитовые Бременские. Часть 2

Всего каких-то пару недель назад вступил в свои права новый 2024 год, три дня назад раздался, как его называют с чёрным юморком, «контрольный выстрел в печень» – Старый добрый Новый год. А праздник, между тем, ещё вовсю продолжается – во всех кинематографах страны неутомимо и успешно «гастролируют» «Бременские музыканты».

Понятное дело, как было обещано в прошлой нашей встрече, «Телемания» также продолжает свою «гастроль» по первооснове этого фильма – прелюбопытной истории наших любимых, классических мультиков. А именно – «Бременских музыкантов» режиссёра Инессы Ковалевской и его продолжения, коему ныне 50 «золотых» лет со дня рождения, – «По следам бременских музыкантов» автора Василия Ливанова. Готовы продолжить «гастроль»? Поехали…

Жена-принцесса и… ой-ля-ля-разбойники

В конце октября 1968 года художник-постановщик «Бременских» Макс Жеребчевский, занимаясь вместе с Ливановым разработкой персонажей мультика, целиком срисовали Принцессу с… жены поэта и сценариста Юрия Энтина Марины. Даже в сексапильное короткое красное платье наследницу престола одели «с плеча» Марины. Платье было вполне реально – ценой в 40 рублей. Именно в нём жена Энтина когда-то выходила за поэта замуж.

Довольно долго возились с разбойниками. Рисовали их и косыми, и рыжими, и зелёными, разными, – всё было не то, пока однажды редактор мультика Наташа Абрамова не принесла календарь с фотографиями популярной в то время троицы – Вицина, Моргунова и Никулина. Режиссёра немедленно осенило: вот они, ну, чистые разбойники! Так и срисовали с Труса, Балбеса и Бывалого.

Главарша-балерина и шоу на бочке

Удивительно, но и Атаманша имела вполне реального прототипа – балерину Тамару Вишневу из Театра оперетты. По совместительству жена режиссёра Вячеслава Котёночкина, создателя «Ну, погоди!», она и в самом деле иногда устраивала зажигательное танцевальное шоу на бочке. Однако большинство зрителей до сих пор видят в прототипе Атаманши актрису Нонну Мордюкову.

«Бременская» мегаплатина

Пластинка «Бременские музыканты» вышла немного раньше мультфильма. Сумасшедшие тиражи диска в 28 миллионов (!) экземпляров даже затруднительно обозначить. Диск считается «золотым», если количество проданных копий составляет 100 тысяч экземпляров (в США – 500 тыс.), «платиновым» – 300 тысяч (в США – 1 миллион). Небывалая популярность мюзикла и вышедшего в ноябре 1969 года мультфильма Инессы Ковалевской стала всенародной. И если всё население СССР с упоением в -цатый раз пересматривало мультфильм, слушало пластинки, с энтузиазмом распевало хиты Гладкова и Энтина, то официальная критика и музыкальная номенклатура безжалостно их громила.

Композитор Ростислав Бойко назвал мюзикл и мультфильм «марихуаной для детей», а известная театральная деятельница Наталья Сац с возмущением говорила: «…Тихона Хренникова было продано всего 3 миллиона экземпляров, а «Бременских музыкантов» – 28, что даёт свидетельство о приближении развала страны». В Министерство культуры от чинуш разного ранга приходили гневные письма: «Как можно петь для детей про разбойников и покойников?!»

Народ требует!

Однако, несмотря на официальную «антибременскую» канонаду, многомиллионная армия зрителей стала требовать продолжения. В течение трёх лет «Союзмультфильм» заваливали письмами, а от руководства некоторых кинотеатров даже пошли телеграммы: «Народ требует! Имейте совесть!»

К этому времени режиссёр «Бременских» Ковалевская успела снять знаменитый «Катерок» с хитом «Чунга-чанга» и уже занялась другими проектами. Оставшиеся авторы – поэт Юрий Энтин, композитор Геннадий Гладков и актёр, писатель, сценарист Василий Ливанов – решили действовать своими силами, «избрав» режиссёром будущего Шерлока Холмса «всех времён и народов» – самого Ливанова.

Хулиганствующий Гениальный

Поначалу вся эта «бременская» компания вообще не имела понятия, о чём снимать продолжение, пока Энтина в январе 1972 года не осенило: «Раз принцесса, хотя и со своим законным мужем, но удрала, Король должен непременно нанять детектива и отправить его на поиски». Поэт даже черкнул четыре строчки «партии Сыщика» и, заранее хихикая, понёс их Гладкову с Ливановым.

«Ну и чего ты там выдумал?» – измученные поиском сюжета, они были настроены пессимистично. Энтин с порога заявил, что вторая часть начнётся с того, что глупый Король нажимает на кнопку, появляется гениальный Сыщик и поёт:

Я гениальный сыщик,
Мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик
На ж…пе у слона.

Гладков и Ливанов с минуту смотрели на поэта-хулигана совершенно безумными глазами, а потом с ними приключилась форменная истерика с диким хохотом до слёз, до икоты…. Идея продолжения была настолько хороша, что готовый сценарий «По следам бременских музыкантов» уже проходил на «Союзмультфильме» формальности по запуску в производство, для чего понадобилось всего три дня! (Разумеется, то место, где гениальный сыщик обнаружил дефект кожи у слона, перенесли на более нейтральную телесную территорию.)

Анфориев, с нетерпением ожидавший продолжения работы над озвучиванием полюбившихся персонажей, с ужасом прочёл сценарий второй части. «Спятили вы, что ли? Да это же бред сивой кобылы!» – и… отказался участвовать в проекте, о чём впоследствии очень жалел.

Как у микрофона Муслим «бесчинствовал»

Место Анфориева занял уже царящий на советском музыкальном олимпе великий Муслим Магомаев. Певца пригласили ещё и потому, что авторам мультфильма нестерпимо хотелось снова выкинуть что-нибудь эдакое, ошеломить публику. И это было идеальным попаданием «в яблочко». Во время записи фонограммы мюзикла Магомаев с видимым кайфом хулиганил, а иногда и «бесчинствовал» напропалую перед микрофоном, во всю изображая то хитрого Сыщика, то молодчагу Трубадура, а то и саму разбойничью Атаманшу. Активно включился в запись и сам композитор. Помог случай. Однажды Магомаев не смог прийти на студию по причине срочного концерта и, чтобы заполнить «окно», Гладков вместо Муслима попробовал спеть за глупого Короля в известном хите «Такая-сякая». Ливанов с Энтиным прослушали пробную запись: «Гена, да ты Король, и точка!»

«Инновации» мужа и жены

Во второй части сказки семейная пара главных героев претерпела некоторые изменения, особенно Трубадур. Лицо стало более выразительным, лучше прорисовали глаза, исчез нос картошкой, подбородок стал более мужественным. Изменилась у Трубадура и причёска: на смену лохматости в стиле «Битлз» пришла стрижка с аккуратным пробором и бакенбардами. И вообще, он стал постарше. Принцесса тоже заметно повзрослела, вместо двух хвостиков появились распущенные волосы, но облегающее платье-мини из первой части осталось – оно как нельзя лучше подчёркивало женственную фигуру.

Трубадур Элвис, хвостатые «битлы» и осёл «Джаггер»

Большинство зрителей в момент выхода второй части мультика видели в Трубадуре не иначе как Элвиса Пресли, а в его друзьях-музыкантах – легендарную ливерпульскую четвёрку. По мнению советских поклонников «Битлз», пёс походил на Джорджа Харрисона, Кот – на Пола Маккартни, барабанщик Петух – на Ринго Старра, а осёл – на Джона Леннона. Правда, Осёл, особенно когда группа «заграничных певцов» пела бессмертное «Баю-баюшки-баю» виделся многим музыкально-продвинутым зрителям лидером другой британской рок-группы – Миком Джаггером из «Роллинг Стоунз». В первую очередь, из-за «агрессивного» поведения на сцене, манере на весь экран растягивать «по-джаггеровски» губы, а также выпячивать небритую челюсть с крупными зубами.

И вновь мегахиты!

Как и первая часть мультика, его, как сейчас говорят, сиквел, вышел почти одновременно с пластинкой в конце июня 1973-го. Победа вновь была поистине триумфальной. Страна взахлёб смотрела мульт и самозабвенно распевала новые хиты Гладкова и Энтина. Супершлягер «Серенада Трубадура», более известный как «Луч солнца золотого», прибавил ещё больше славы Магомаеву. Диск «По следам бременских музыкантов» разошёлся миллионными тиражами, да и те было невозможно достать.

«Бременские» – растлители и намекатели

Впрочем, как и в случае с первой частью «Бременских», нашлось место и свирепой критике. Вновь на мульт обрушились стоящие на страже идеологии и нравственности. «Растление буржуазной поп-культурой», «идолопоклонничество Западу…» и ещё массу подобных обвинений пришлось вынести авторам. Дошло до того, что в песенке глупого Короля «Такая-сякая, сбежала из дворца…» усмотрели намёк на… дочь генсека Галину Брежневу. Славясь развесёлым образом жизни, она увлеклась на тот момент цирковым акробатом, вышла за него замуж и отправилась «по городам и весям».

Задет «Бременскими», причём ещё первой частью, был и могучий КГБ, правда, в… положительном смысле. Спустя много лет стало известно, что охрана тов. Брежнева, отправляясь в специальном автобусе за генсеком, постоянно распевала: «…Величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч». Сам глава команды, сотрудник КГБ, признался, что эта песня стала, по существу, гимном всех охранников Леонида Ильича.

…С той поры минуло уже полвека, снято несколько версий сказки, включая и новую – уже не мульт, а кинофильм (6+) (и тоже очередной), на этот раз режиссёра Алексея Нужного, что и по сегодняшний день «гастролирует» по всем киноплощадкам страны. Однако все они так или иначе перекликаются с весёлым, неунывающим Трубадуром и его друзьями из далёких «золотых» 1969 и 1973 годов, продолжая радовать и покорять сердца всё новых поколений зрителей.

Сергей Балахнин,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)