С чего начинается родина?.. Об этом можно узнать, путешествуя по родному краю. Забайкалье разное. По сути, на карте нашего региона север, юг, запад и восток настолько разительно отличаются друг от друга по климату и географии, что любое путешествие обещает быть интересным!
Но так исторически сложилось, что внутренним туризмом наши земляки массово не интересуются. Мало к нам приезжают и жители других регионов. Может быть, дело в том, что не в каждом районном центре или селе туристы могут найти гостиницу, а может быть, в том, что любой природный или архитектурный объект надо «вкусно» подать, чему ещё нам следует поучиться.
Уроки музейные
Уроки школьные стали уроками музейными. По экспонатам, фотографиям и фильмам юные нерчинцы узнают прошлое и настоящее не только родного города, но и других мест Забайкалья. В Нерчинском краеведческом музее большим успехом у школьников пользуются уроки забайкаловедения, которые им преподают научные сотрудники учреждения.
На уроке младшего научного сотрудника Натальи Хохловой ребята совершили виртуальное путешествие в Хилок, Петровск-Забайкальский, Борзю и Краснокаменск и узнали о самобытности каждого города. А в зале археологии четвероклассники познакомились с артефактами Кондуйского дворца, который когда-то находился на территории современного Борзинского района.
– У каждого города своё лицо, и дети определяли его по гербу города, в котором отражены его особенности. Хилок – это город-станция, такова его специфика. Краснокаменск – город-труженик, который даёт уникальное ядерное топливо. Борзя – это Кондуйское городище, недалеко от Борзи. У нас в музее есть привезённые оттуда фрагменты исторического памятника, – рассказывает младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея Наталья Хохлова. – Ну а Петровск-Забайкальский – город декабристов. Жаль, что не сохранили знаменитый металлургический завод, и из современных достопримечательностей остался только лес… Несмотря на то, что живём в одном крае, не каждый может побывать в разных городах Забайкалья, такое заочное путешествие пробуждает у детей интерес, возможно, потом они посетят эти места. Всем очень понравился Краснокаменск. Город-геолог, как его тоже называют. В этом городе много памятников.
По улицам города
Коллега Натальи Владимировны Евгения Легун для урока выбрала пешую экскурсию по улицам Нерчинска. Дети другими глазами увидели здания, мимо которых они ежедневно ходят в школу.
– Мы прошли мимо здания купца Рыжкова, через парк усадьбы Бутиных, – рассказала младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея Евгения Легун. – Посмотрели старое здание, где располагалась городская Дума. Здесь побывал цесаревич Николай. Потом там была аптека, а в советское время – жилой дом. Это красивое двухэтажное каменное здание с аркообразными входами. Жилые дома по улице Советской построены в архитектуре классицизма начала ХХ века. К сожалению, в последние годы красота этих зданий утрачивается. Чтобы облик дома был прекрасным, надо его систематически поддерживать, ремонтировать, что-то доделывать. Но никак нельзя оставлять под дождём и снегом.
Интересным оказался опыт самостоятельного изготовления и украшения ставен. Правда, школьникам пришлось потрудиться не с сосновыми досками и пилами, а с бумагой и красками.
– Естественно, это очень интересно, или дети просто прошли мимо дома, или же узнали его историю. Я объясняла ребятам, что такое фасад, что у него есть окна – его глаза. А на окнах – ставни, наличники. Когда мы пришли в музей, дети взяли раздаточный материал, сами нарисовали ставни. А потом фотографировались в украшенном ими окне. Затем приклеили эти ставни себе в тетрадь и получили оценку, – дополнила Евгения Легун.
Светятся самоцветы!
О природных богатствах, которые в буквальном смысле у нас лежат под ногами, школьникам рассказывала младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея Римма Фарманян. Посреди обычных сопок, под травой и деревьями земля здесь хранит несметные богатства. А какие именно, уточняет моя собеседница.
– Место Савватеевские копи находится на Борщовочном хребте. Это место исследовали учёные – Обручев, Ферсман, Юргенсон и другие. Там можно обнаружить такие самоцветы, как топазы, аметисты, бериллы, аквамарины. Сейчас это место заброшено, поросло травой и деревьями, но сохранились подкопы – углублённые рвы. Это место с 1991 года находится под охраной государства!
Сотрудники музея отмечают, что интерес к родному краю у школьников неподдельный. И вполне возможно, что кто-то из них вновь откроет спрятанные под землёй самоцветы.
– Самоцветы, которые можно обнаружить сейчас, очень мелкие. Но, тем не менее, когда они в твоей руке, их цвет так красиво играет на солнце! Хотя мы знаем, что в XIX веке находили самоцветы весом 10–13 килограммов! В недрах хранится ещё много интересного, удивительного, замечательного и не раскрытого до сей поры, – утверждает Римма Фарманян. – Мы просто сидим на бочке с самоцветами!
…А вообще, если перейти от частного к общему, такого рода уроки можно считать частью внутреннего туризма. Отличными темами для изучения для взрослых и детей могут стать, например, Цугольский дацан и красночикойские деревни, Чарская долина и Алханай, Торейские озёра и агинские степи.
А это означает, что ответов на вопрос, с чего начинается Родина, очень много…
Виктория АЛЕКСАНДРОВА,
фото автора и из архива Нерчинского краеведческого музея