Мой давний знакомый, с которым меня связывают дальние родственные отношения, засобирался вместе со своей семьёй в Краснодарский край. Несколько шокировав меня сим заявлением, он, тем не менее, красноречиво утверждал, что в Забайкалье ловить нечего и что настоящие возможности открываются только на юге. Сам он, имея музыкальное образование, работает мелким специалистом в крошечной конторе, а жена его, педагог дополнительного образования детей, на половину ставки получает в месяц восемь тысяч рублей.
Семейного фонда едва хватает на то, чтобы выжить. Львиная доля уходит на погашение ипотеки, которую выплачивать предстоит двадцать лет. Кроме того, у них растёт сынишка Иван, который также оттягивает на себя часть бюджета. Питается семья картошкой, макаронами и крупами, лишь в редкие времена выдачи премий балуя себя мясом. Не имея водительского удостоверения, знакомый (назовём его Максим) приобрёл в кредит за четыреста тысяч автомобиль и с удовольствием ездит на нём на работу. Передвигаясь по переулкам и вздрагивая при виде патрульных машин ГИБДД, он, тем не менее, считает, что всё делает правильно. Устраивайтесь поудобнее, давайте разбираться.
Неплохое начало
Человек по природе своей очень ленив, поскольку считает, что вокруг ему все должны, а сам он ничего не обязан делать. Человек любит комфорт и дорогие побрякушки, но позволить себе этого не может, поэтому винит кого угодно, но не себя. Итак, давайте вернёмся к Максиму. За десять лет супружеской жизни не изменилось абсолютно ничего, всё осталось на прежнем уровне. Будучи молодыми людьми, Максим и его супруга Иришка устроились на, как им тогда казалось, временные работы. Мол, сейчас подкопим денег, заработаем стаж, а дальше весь мир будет лежать у наших ног. Мир, тем не менее, не спешил расстилаться под их стопами, а посему молодые люди стали зрелыми, но временные работы свои не оставили, хотя давно переросли их. Причина проста и понятна: привыкли к коллективу, начальство не сильно докучает, какую-никакую зарплату платят – проживём как-нибудь. Жили они тогда, кстати говоря, в частном доме довольно далеко от города (за Смоленским кольцом). Каждый день добирались на автобусе до работы, а вечером спешили обратно. Нужно сказать, что Максим довольно сносно вёл домашнее хозяйство: поставил ладный забор вокруг дома, самостоятельно заменил окна на пластиковые и даже стал возводить баню, о которой давно мечтал.
Как баня съела бюджет
Собственно, с бани всё и началось. В молодой семье появилась сумма денег, доставшаяся по наследству, в размере ста десяти тысяч рублей. На семейном совете было приняло решение строить баньку, которая и высосала из бюджета всю сумму. В итоге фундамент и сруб были построены на славу, а вот дальше деньги закончились. Пять лет строение простояло открытым, сгнивая под ливнями и снегопадами, а наша неугомонная семья решилась на новую покупку. Не имея водительского удостоверения, как и желания его получить, Максим приобрёл в кредит автомобиль. Казалось бы, хорошее дело – можно не подстраиваться под расписание рейсовых автобусов, можно самостоятельно привозить на участок стройматериалы, можно, в конце концов, таксовать, что даст ощутимую денежную прибавку. Собственно, так бы поступили мы с вами, дорогие читатели, но вы плохо знаете Максима. Он приобрёл автомобиль с кузовом седан, следовательно, загрузить в салон какие-то габаритные вещи не получится. Седан этот был настолько старым, что практически жил на станциях технического обслуживания. Вдобавок ко всему, таксовать глава семейства посчитал ниже собственного достоинства. Летал по городу он так, что бедная машина едва справлялась. Максим от всей своей широкой души жал на педаль газа, выжимая из мотора все соки. Апофеозом этой автомобильной эпопеи стала лопнувшая головка блока двигателя. Машину сразу продали за полцены, дабы не делать дорогостоящий ремонт. Через неделю, увидев у свояка мотоцикл, он тут же взял новый кредит и тоже приобрёл дорогую игрушку. Гонял так, что несколько раз был на волоске от смерти, но, в конце концов, продал байк.
Если друг оказался вдруг…
Поняв, что дело в размахе, Максим решился на ещё один, теперь уже крупный кредит, дабы перегнать из Новосибирска дорогую машину с целью продать её в Чите дороже. Другими словами, стал мой знакомый перекупщиком. С горящими глазами он уговорил товарища съездить с ним в другой город, помочь выбрать автомобиль и перевезти его к нам, естественно, за вознаграждение. Концессионеры отбыли в Новосибирск и, к их чести, выбрали за очень невысокую цену очень хорошую машину премиум-класса. В случае её реализации в Чите можно было рассчитывать на отличную прибыль. Один Бог ведает, почему авто поставили на учёт не на Максима, как держателя капитала, а на друга. Друг этот, покатавшись с недельку по Чите и убедившись, что внедорожник ему нравится, махнул Максиму ручкой и исчез за горизонтом вместе с транспортом. Глава семейства пытался что-то доказать в суде, но всё было по закону, и автомобиль по документам принадлежал бывшему другу. Очень долго потом выплачивал Макс кредит и на некоторое время успокоился в своём стремлении быстро разбогатеть.
Квартирный вопрос
То, что стало происходить в дальнейшем, было похоже на какой-то кошмар. Решив, что жить в доме им надоело, пара стала думать, как приобрести квартиру. Желательно в самом центре и желательно четырёхкомнатную. К великой радости, на головы им свалилось очередное наследство в виде миллиона рублей, которое был решено немедленно потратить на первоначальный взнос. Сразу решили завести ребёнка, чтобы получить дополнительные выплаты от государства. Опьянённые деньгами, супруги переехали в новую громадную квартиру, где были шкаф, кровать, стол и люлька. Чтобы докупить мебель в остальное множество комнат, денег опять не хватило. Мол, ничего страшного. Решив, что судьба повернулась к нему приличным местом, Максим взял очередной кредит и приобрёл уже третью свою машину, так и не удосужившись за десять последних лет сдать экзамены на права. В первую же неделю сотрудники ДПС отправили автомобиль на штрафстоянку, прибавив к этому солидный штраф за езду без водительского удостоверения. К тому же неожиданно выяснилось, что ребёнка, оказывается, надо растить. Платить за детский сад, покупать игрушки, одежду, водить на кружки и тому подобное. Вот тут-то Максим решил, что дело не в его способности бездарно распоряжаться деньгами, а в месте жительства.
Такие сладкие груши
Его сосед, живший когда-то рядом в частном секторе и работавший плотником на побегушках, продал дом и купил некое подобие сарая в глухой деревне где-то в Краснодарском крае. Зарплата в разы меньше, добираться до работы в разы дальше, но зато во дворе растут груши. Вот этими-то грушами Максим и соблазнился. Он уже представлял себе, как будет выходить утром в шёлковом халате из собственного дома с бокалом шампанского в руке, как будет срывать прямо с дерева сочные груши и уплетать их за обе щёки. Громадный долг по ипотеке, который он выплатит ближе к пенсии, большой кредит, малолетний ребёнок, нищенская зарплата – всё это отходило на второй план. Максим, как отец Фёдор из «Двенадцати стульев», мечтал о неком подобии свечного заводика, и мечты эти поглотили его полностью.
Как стоило поступить
А теперь давайте разберём эту ситуацию. Максим – всего-навсего обычный человек, которого, к сожалению, слабость вкупе с ленью погубили окончательно и бесповоротно. Он хватался за всё и сразу без всякой последовательности, что и привело к печальному результату. Любые деньги, появляющиеся в семье, он без раздумий тратил, так и не решив, а действительно ли ему это нужно. Могло же быть совершенно по-другому. Если суммировать вместе наследство, зарплаты, продажу дома, мотоцикл и три эпопеи с неудачными покупками автомобилей, то они могли бы себе свободно позволить двухкомнатную квартиру в хорошем доме, пусть не в центре, но в черте города. Но «двушка» – это не тот размах, как вы уже поняли. Живя тогда ещё вдвоём, они решили, что четыре комнаты – в самый раз. Это было большой ошибкой. Несомненно, был и ещё один вариант, который сулил бы выгоду. Максим и его жена могли повременить с ребёнком, а на наследство взять квартиру в ипотеку. Дальше – дело техники: квартиру сдать (благо, цены за аренду жилья теперь космические), деньгами арендаторов покрывать львиную долю кредита, все собственные свободные деньги также вкладывать в погашение займа. Если бы не риски с машинами, то благодаря свободным средствам можно было бы сократить срок ипотеки с двадцати лет до семи. Но этот план тоже был ниже достоинства наших героев. «Как это так, мы будем жить в доме, а не в квартире?» Хотя потерпеть нужно было несколько лет. Люди терпят гораздо дольше. За два года до погашения ипотеки можно было продать дом, закрыть кредит и переехать в теперь уже полностью собственное благоустроенное жильё.
Вариантов тьма, на самом деле. Можно было сдать на права, купить маленькую надёжную японскую машинку и таксовать вечерами и на выходных. Это бы прибавило в семейный бюджет ещё больше денег, и ипотека бы закрылась года за три. Нет, дорогие мои, Максим слишком устаёт, сидя в офисе. Ему нужно отдыхать как вечерами, так и на выходных. Несомненно, после переезда в Краснодарский край его там встретят с распростёртыми объятиями. Сразу предложат самую лучшую работу, самый красивый автомобиль, самый большой сад. Так видится ему во сне и наяву. Это Забайкалье – дыра, а на юге начнётся райская жизнь! Хотя, по моему категоричному мнению, если ты ничего из себя не представляешь у нас, то ты таким и останешься на новом месте. Берегите себя!
Антон Доценко,
фото с сайта daily-motor.ru