Как чикояне соболиную шапку земляку справили
Александр Давыдов, с. Красный Чикой
15 января Москва, да и вся Россия прощалась с народным артистом СССР, нашим земляком Юрием Соломиным. Нам, забайкальцам, этот великий человек особенно дорог, светлая ему память. Хоть он и не был на чикойской земле, но кое-что нас с ним связывает, и об этом хотелось бы поделиться с вами, уважаемые земляки.
Эта связь была установлена директором школы Николаем Семёновичем Бородиным, которому в этом году исполнилось бы 90 лет со дня рождения. Николай Семёнович рассказывал, что в годы своей юности занимался пением и в студенческую пору ходил на занятия к матери Юрия и Виталия Соломиных Зинаиде Ананьевне. Она ему ставила голос. Даже приходилось бывать у них дома, хорошо знал их отца Мефодия Викторовича, видел младшего Соломина – Виталия, а вот с Юрием тогда встречаться не приходилось: он учился в Москве.
На рубеже 60-х и 70-х годов красночикойская средняя школа при директорстве Николая Семёновича стала известна всему Союзу. Центральное телевидение показало фильм о нашей школе. Впечатлённая этим фильмом, в нашу школу приехала супруга Юрия Мефодьевича Ольга Николаевна. Школа ей очень понравилась, и она опубликовала статью в газете «Правда» «Школа для моей Даши» (Даша – это дочь Ольги Николаевны и Юрия Мефодьевича).
Похоже, что тогда установились контакты Николая Семёновича с Юрием Мефодьевичем. И вот Николай Семёнович пообещал адъютанту Его превосходительства подарить шапку из соболей. Приобрёл соболиные шкурки, выделали их и с какими-то попутчиками отправили в Москву.
После этого прошло много лет, и вот в разговоре выясняется, что соболя адресату… не доставлены. То есть обещание не выполнено! Это сильно задело Николая Семёновича, и он срочно взялся исправлять оплошность. На этот раз он заказал соболей, из них пошили шапку и теперь с надёжными нарочными отправили в Москву.
И вот как-то раз мы были в доме Бородиных, звонит телефон. Я беру трубку, приятный женский голос говорит:
– Это секретарь Юрия Мефодьевича, пригласите, пожалуйста, к телефону Николая Семёновича.
– А его сейчас нет дома, он в командировке, – отвечаю.
– Вы можете пригласить кого-нибудь из близких? Сейчас будет говорить Юрий Мефодьевич.
– Да, могу, вот его дочь Елена рядом, – ответил я.
Трубку взяла моя супруга. Они поздоровались. Юрий Мефодьевич поинтересовался, как дела у Николая Семёновича, как здоровье у него и близких. Ну и потом сообщил, что шапку получил, она очень понравилась, просил передать признательность за подарок и низкий поклон.
Николай Семёнович потом очень сожалел, что в этот момент не оказался дома, но звонить не стал.
Вот теперь, наблюдая по телевизору прощание с Юрием Соломиным, на меня накатила печаль-тоска по ушедшему времени, по столь замечательным людям, творцам и созидателям, конечно, разных масштабов, но сделавших столько замечательных дел. За ними целая эпоха, эра милосердия и «школа для Даши». Наша школа.
Фото webpulse.imgsmail.ru