Картина – это произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. Понятие «кинокартина» трактуется как сленговое, означающее у кинематографистов кинофильм. В нашей сегодняшней встрече кинокартина являет собой отнюдь не сленговое понятие, а… подлинное. Именно кинокартина! Киноживописное произведение в великолепных солнечных красках, пейзажах, образах, персонажах, да ещё и брызжущее русским колоритом (в том числе и музыкальным), юмором и даже иронией. Блистательному, самобытному, весёлому и поучительному кинополотну «Женитьба Бальзаминова», любимому двумя, а то и тремя поколениями зрителей, ныне исполняется юбилейных 60 лет! Сегодня – об истории его «написания» и создателях…
Два друга и мечта
Тогда они были просто Костя и Гоша. И тому, и другому было всего лишь 18 лет, а дело было в далёком 1936 году. Друзья-приятели учились в то время в московских театральных училищах и собирались стать актёрами. Правда, Костя позже подвизался и в театральной режиссуре, ставя после окончания учебного заведения в 1938-м спектакли. На этом поприще он добился успеха, к 1951 году став главным режиссёром Московского областного театра драмы (Ногинск). Занимался он и постановками в Театре-студии и Московском театре эстрады. Однако успешного служителя Мельпомены, режиссёра и актёра Константина Воинова (в будущем он снимался в фильмах «Золотой телёнок», 1968, – Скумбриевич; «Гори, гори, моя звезда», 1969; «Бег», 1970, – генерал Крапчиков, и др.) все эти годы манила магия более «реалистического» искусства, нежели театр, а именно – кинематограф.
Здесь надо заметить, что ещё с упомянутого 1936 года Воинов лелеял мечту со своим другом, который стал в 1950-х уже известным актёром, Георгием Вициным («Запасной игрок», 1954; «Максим Перепелица», 1955; «Она вас любит», 1956) снять кинокартину с его участием. Да ещё и в главной роли. Несмотря ни на какие перипетии и два десятилетия творческой жизни от мечты Воинов отказываться не собирался. Успешный театральный режиссёр и актёр наконец решился окончательно и поменял сцену на киноплощадку в 1957 году, перейдя на киностудию «Мосфильм».
Режиссёр-экспериментатор
Сняв несколько довольно крепких разножанровых и серьёзных кинокартин, среди которых зрителям особо запомнились военная драма о партизанах и подпольщиках «Трое вышли из леса» (1958) и лента о молодых строителях «Молодо-зелено» (1962), Воинов в 1963 году понял: пришло самое подходящее время осуществить свою давнюю мечту. Либо сейчас, либо никогда. При этом он решил попробовать себя в жанре, в котором никогда в кино не работал. Он собрался снять… комедию!
В качестве «жертвы» режиссёр выбрал русского писателя-классика Александра Николаевича Островского и наметил экранизировать сразу три его пьесы, представляющие собой трилогию. Воинов решил собрать их воедино и выдать «в одном флаконе»: «Праздничный сон – до обеда» (написана в 1856 году), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь», также именовавшуюся «Женитьба Бальзаминова» (обе – 1861 год).
Зарекомендовав себя неплохим драматургом в работе над лентой «Молодо-зелено», режиссёр вновь как автор взялся за сценарий и в конце октября 1963 года представил худсовету «Мосфильма» будущий шедевр отечественного кинематографа под названием «Женитьба Бальзаминова».
Воинов атакует
Непосредственно сам сценарий был принят сразу и без оговорок. Однако вдруг выяснилось, что на главную роль 25-летнего мямли и тюфяка, мелкого чиновника, ищущего со своей маменькой богатую невесту, будет играть… Георгий Вицин.
«Товарищ Воинов, это что, шутка такая? – не поняло руководство. – Вицин – прекрасный актёр, даже выдающийся. Но ему 47 лет!» «Ну и что? Сыграл же Вицин в свои 37 семидесятилетнего хрыча деда Мусия в «Максиме Перепелице», и никто не догадался», –парировал Воинов. «Так это молодого в старика загримировать, а здесь – наоборот…» Воинов вновь бросился в атаку, отстаивая участие друга в будущей картине. В конце концов руководство махнуло рукой: «Делай как знаешь… Если запорешь картину, сам отвечать будешь…» И сценарий был подписан в производство.
Из «бальзамированного» – в Бальзаминова
В начале нового 1964 года начался отбор актёров на «Женитьбу Бальзаминова». Когда Георгий Михайлович Вицин узнал, что его утвердили на главную роль, он сначала обрадовался – сбывалась старая мечта о совместной картине с другом, пускай и через 27 лет. Потом засомневался: всё-таки на пороге 48-летия потянуть образ 25-летнего…
«Гоша, – успокоил Воинов, – у тебя всё получится». «Ладно, попробую. Чем чёрт не шутит, – засмеялся Вицин. – Буду омолаживаться…»
Актёру подобрали парик с кудрями. Гримёры щедро добавили красителя в тональный крем, дабы лицо стало румяней и худее. Сам будущий Бальзаминов нарисовал себе веснушки и, слегка злорадствуя над тем, что получилось в зеркале, вздыхал: «Ну, воистину «Женитьба бальзамированного». А затем весело смеялся…
Для того, чтобы окончательно превратиться в молодого провинциального чиновничка, Вицин ещё за месяц до съёмок выехал в Сухуми, где на стадионе тренировался с местными футболистами, сбрасывая лишние килограммы и обретая молодую стройность. А позже, уже на съёмках, постоянно контролировал свою походку, осанку, движения, которые могли выдать его возраст.
Так «бальзамированный» через коллективный и самоотверженный труд помолодел и стал Бальзаминовым.
О старушке-пионерке и маменьке
Подобный возрастной эксперимент неугомонный и рисковый Воинов решил выкинуть и с маменькой Михайло Дмитриевича Бальзаминова – Павлой Петровной. Режиссёр поручил воплотить образ 75-летней женщины популярной актрисе Людмиле Шагаловой, которой на момент съёмок исполнилось всего лишь 40 лет, да и тех ей никто не давал.
«Я что, так страшно и дремуче выгляжу?» – расстроилась и даже рассердилась актриса. Однако причиной такого, казалось, абсурдного предложения режиссёра послужило то, что ему на глаза попался рабочий материал его коллеги по студии Александра Птушко, который в тот момент снимал «Сказку о потерянном времени». Воинов увидел на экране пионерку-старушку Марусю в исполнении Шагаловой и проникся образом.
В конечном итоге очень симпатичная, выглядящая моложе своих 40 лет актриса приняла предложение Воинова и взялась активно и с энтузиазмом… стариться. Лицо миловидной Людочки мастера-гримёры обработали паром. В результате перепада температуры по мере остывания кожа «съёживалась», далее всё лицо «фиксировалось» специальным клеем, затем тщательно и кропотливо наносились многочисленные сетки морщин. В результате всех этих действий лицо актрисы становилось похожим на сморщенное варёно-печёное яблоко. Носик дополнительно приподняли специальными «невидимыми» нитями (использовали нейлон).
Факт о маменьке Бальзаминова. Маменька Миши – актриса Л. Шагалова – в жизни была моложе «сынка» на 6 лет!
Для старческого редкозубья часть зубов Людмилы подкрасили чёрным лаком. Здесь выяснилось, что актриса из-за этой «операции» не могла нормально говорить – язык время от времени прилипал, хотя и не сильно, к зубам. В какой-то момент актриса догадалась опустить «говорящий орган» под нижний ряд резцов и… обрадовалась – у неё появился типичный старушечий, фирменный голос маменьки Бальзаминова.
Поскольку Людмила Шагалова в жизни была женщиной очень стройной, то для создания «приятной полноты» пришлось подкладывать под платье не менее 8 кг ваты.
В общей сложности перед каждой съёмочной сменой актрисе приходилось «стариться» и «поправляться» до трёх часов кряду. Но результат оправдывал все мытарства – стороннему человеку и в голову не приходило, что бабулька-живулька – вполне себе элегантная, стройная и далеко не возрастная женщина. Без грима Шагалову просто не узнавали.
А после каждых съёмок и снятия грима Людмила Шагалова разглаживала кожу на лице маленьким, слегка подогретым… утюжком!
Сваха
Ещё один центральный персонаж будущего фильма, чрезвычайно яркий и колоритный, –Сваха (с большой буквы!) Акулина Гавриловна Красавина.
На эту роль также без особых проб утвердили актрису Лидию Смирнову («Моя любовь», 1940; «Парень из нашего города», 1942; «Мичман Панин», 1960). До сего времени она играла исключительно положительных и вполне солидных персонажей отечественного кино, и вдруг режиссёр Воинов «подкинул» ей совершенно удивительное амплуа в виде комической роли хитроумно-глуповатой, пронырливой, хотя и добродушной тётки, занимающейся, как сказали бы в наши дни, брачным бизнесом.
Режиссёр и актриса долго придумывали образ героини, пока однажды Смирнова не припомнила, что ещё во время войны в эвакуации встретила на одном из рынков шепелявую тётку, которая всячески тряслась над своими «тряпками».
Затем Свахе придумали эдакую утиную, как бы вкрадчивую походку. Далее был рыжий парик с «зализанной» причёской. Смирновой также подтянули кверху кончик носа и сделали красноватые глазки из-за пристрастия Акулины Гавриловны к spuritus vini (даже включая, по её же признанию, одеколон). В довершение всего персонаж обрядили в кринолин, и… получилась Та Самая живописная Сваха, известная ныне всякому зрителю.
Ну, а теперь о… Впрочем, здесь, как традиционно говаривают киношники, «Стоп-мотор!». Продолжение истории – в следующей нашей встрече.
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора