Тьфу-тьфу-тьфу… Это я так, уважаемые друзья, уже заранее… Так сказать, накануне… Ибо завтра сильно «счастливая» дата – 13-е число. Хотя и не пятница, но всё равно… А если навстречу кто-то женского пола с пустым ведром? Или сразу с двумя? А-а-а! Тьфу-тьфу-тьфу. А если кошан Той Самой расцветки пересечёт тебе дорогу? Мя-я-я-тьфу-тьфу-тьфу. А если соль рассыпать под воздействием дрогнувшей руки и гравитации? Быстро за левое плечо и «пулемётное» тьфу-тьфу-тьфу!!! А если вдрызг зеркало? Ка-ра-ул!!! А если посуда вдребезги??? А если… А вот туточки… «Стоп-мотор!», как говаривают киношники.
Во-первых, тема сегодняшней нашей встречи в суеверно-приметном «угаре» уже обозначилась, поскольку подавляющее большинство киношников так или иначе подвержено этому «синдрому». А во-вторых… Во-вторых, с битья посуды начинаются, по крайней мере в нашей стране, первые отснятые кадры любого художественного фильма. Итак…
Посудная Суперпримета
Первое, что непременно обязаны сделать отечественные киношники, – разбить тарелку. Просто обязательно! Любую. Хряснуть её, круглую, о штатив кинокамеры, чтобы осколки полетели. Это счастливая примета, всё равно, что разбить бутылку шампанского о борт нового судна, спускаемого на воду с пожеланием счастливого плавания. Разбитые осколки собирает вся группа, чтобы оставить хотя бы один у себя на память. В чём глубокий смысл этого ритуала и кто его ввёл, никому не известно, но эта исключительная традиция советских и российских киношников строго выполняется. Крайне неприятно, если посуда с первого раза не разбивается, это очень плохой знак для будущего фильма – как для дальнейших съёмок, так и проката картины. Примеров хватает: от великих Гайдая и Тарковского до одной из работ автора этих строк, которая после такого досадного случая была «заморожена».
Интересно, что особый ритуал первого съёмочного дня есть и у японских киношников. Только они ничего не бьют, а расписываются друг у друга на веерах.
P.S. Посудная Суперпримета малого «тоннажа». Ходят байки и слухи, что представители «короткого метра» – большинство документалистов-хроникёров и «кино-научно-популярщиков» – колотят не тарелку супового «калибра», а… блюдце. В этом случае в голову невольно приходит мысль: если так, то, согласно логике, режиссёры – съёмщики длинных сериалов должны колошматить сразу целые посудные сервизы?
…А ещё ритуал с тарелкой имеет и своё продолжение, но об этом знают лишь матёрые кинематографисты: в последний съёмочный день члены группы в том же составе должны принести кусочки тарелки и склеить их на банкете в честь окончания работы. Но и у застолий киношников есть свои традиции.
«Ну… за кино!», или Опасные тосты
Киношники точно знают, что ни в коем случае нельзя выпивать за фильм, пока он не снят.
Нельзя также произносить тосты за картину и её судьбу до тех пор, пока не состоится премьера. Но вот отметить первый съёмочный день (или последний) не запрещено… Но вернёмся к дню первому, в котором существует реально…
Запретная сцена
Если она, разумеется, имеется в сценарии. Речь идёт о том, что ни один режиссёр никогда не будет снимать в первый съёмочный сцену похорон, поскольку многие киношники уверены (или подозревают), что у актёра, лежащего в гробу, могут начаться реальные проблемы со здоровьем, из-за чего могут начаться проблемы и с производством всего фильма. И в продолжение сей приметы…
Самое зловещее киносуеверие…
…в которое верят буквально все актёры. В фильмах бывает, что героев убивают и хоронят. Многие актёры, как правило, не горят желанием отбрасывать приспособления для катания по льду даже понарошку, в кадре. А заставить лечь в гроб можно далеко не всех, даже самых смелых. Что же предпринимают для того, чтобы защитить себя, те актёры, которые всё-таки соглашаются на подобные съёмки? Для этого имеется верная «инструкция» – примета, что если предстоит съёмка с необходимостью возлежания в домовине, обязательно нужно положить себе под голову… бутылку водки. И она должна быть там до тех пор, пока сцена не будет отснята полностью. После этого следует отдать эту бутылку своим коллегам для того, чтобы они выпили за ваше здоровье. Самому из этой бутылки пить нельзя, но присутствовать в компании не запрещено, даже желательно. Если так поступить, то все неприятности и беды возьмёт на себя «родимая», а не вы. А ещё нужно договориться с режиссёром и оператором, чтобы после команды «Стоп! Снято!» они не выключали камеру. Если «умерший» актёр успеет поглазеть в объектив, улыбнуться и показать язык, с ним ничего плохого не случится… Хотя даже с этими приметами далеко не каждый актёр соглашается на подобную роль.
…Коль заговорили об актёрах, то надо заметить, что желать ему удачи, особенно во время съёмок, – это форменный… моветон (mauvais ton, с фр. – дурной тон), по крайне мере, в англоговорящих странах.
«May you break your leg!» – «Да чтоб ты ногу сломал!»
…улыбаясь и от души, скажет в том же Голливуде доброжелательный киношник своему коллеге по цеху или кумиру-кинозвезде, поскольку, согласно местным специфическим поверьям, это желается как раз с противоположной целью, поскольку вокруг полно всяческих зловредных примет, и можно таким образом «сглазить» актёра. Ну, это примерно как у нас принято всячески ругать сдающего какие-либо экзамены.
…Коль упомянули мировую «фабрику грёз», заодно и упомяну главную статуэтку – награду заокеанского кино. Оказывается, и у неё есть «фирменное»…
Проклятье «Оскара»… любовное
За океаном многие киношники верят, что актриса, заполучившая вожделенного золотого киноидола, не сумеет сохранить свой брак. Почему? А потому что это подтвердилось и продолжает подтверждаться многочисленными реальными примерами. Правда, существует и определённый ряд кинодив, на которых это «проклятье» не подействовало. Впрочем, как говорят, исключения лишь подтверждают правило… То же касается того, что зовётся…
…Проклятье… «вопросительное»
Ну не любят, можно сказать, просто терпеть не могут кинодеятели Голливуда, чтобы название выпускаемого фильма оканчивалось на… вопросительный знак. Считается это дурной приметой, ведущей к финансовому провалу картины. К примеру, известного режиссёра Роберта Земекиса (трилогия «Назад в будущее», «Форрест Гамп», 1994) продюсеры в своё время заставили «прогнуться» и убрать «проклятый» знак вопроса из названия одного из знаменитых его фильмов «Кто подставил кролика Роджера». Впрочем, и здесь имеются исключения в виде той же классической драмы «Кто боится Вирджинии Вульф?», комедии «Где твоя тачка, чувак?» и т.д. Ну, в общем, «вопросительных» названий фильмов за всю историю американского кино наберётся менее полутора десятков, и большинство оных имели весьма скромный финансовый успех, в связи с чем «проклятый» знак и по настоящее время у заокеанских продюсеров не приветствуется.
А вот ещё одна кинематографическая примета, связанная с важным «киноприбором», которым, как выяснилось…
Лучше не хлопать
Да. Лишний раз стучать планкой, прикреплённой к кинохлопушке, о её корпус точно не стоит. Проверено на опыте не одного режиссёра. Съёмка лишних дублей гарантирована на все 100%.
«Опасные» праздники…
Для русских киношников существует железное правило: не стоит проводить съёмки в большие православные праздники – Пасху, Троицу, Рождество. В советское время на эту примету частенько не обращали внимания, но незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности, – в подавляющем большинстве случаев все материалы, снятые в эти дни, уходили прямиком в корзину.
«Опасная» книга
…Для нерусских киношников, в первую очередь, американских, имеется тоже своё табу, связанное с религией, – во всех фильмах, где появляется в кадре Библия, используют только её… обложку, надетую на другую книгу. А если показываются некоторые страницы со священным писанием, то будьте уверенны, что те, остальные, не попадающие в кадр, будут… чистыми листами.
Цирюльник – источник… плохого звука
Каждый адекватный киношный звукорежиссёр, будь он русский, европеец или «голливудец», пока идёт работа над крупным проектом, держится на максимальном удалении от парикмахерской. Считается, что стрижка и бритьё – главное зло качественного звука в ленте.
О заморочках режиссёрских
Почти у каждого постановщика, независимо от страны «обитания», во время работы над фильмом имеются индивидуальные суеверия, приметы и талисманы.
Так, Эльдар Рязанов считал своим долгом хотя бы на несколько секунд мелькнуть в эпизоде каждого своего фильма, иначе успеха у картины не будет. Однако его обскакал классик мирового кинотриллера и саспенса, знаменитый культовый…
…Альфред Хичкок – режиссёр мелькнул в кадре аж в 37 своих авторских картинах (причём в двух фильмах – в двух разных «видах»)! Сам Хичкок не раз говорил, что мелькал в эпизодах исключительно для того, чтобы «заполнить кадр».
Георгий Данелия почти во всех своих фильмах, даже в крошечных кадрах, обязательно снимал Евгения Леонова, считая его личным счастливым талисманом. Была у Данелии ещё одна непременная «фишка» – ставить в свои ленты народную песню «На речке, на речке, на том бережочке…».
Фрэнсис Форд Коппола (трилогия «Крёстный отец», 1972, 1974, 1990, «Апокалипсис сегодня», 1979, «Дракула», 1992) не начинал ни одни съёмки, пока вся киногруппа не встанет, взявшись за руки, в круг и трижды во всё горло не прокричит на реальном индейском: «Пу-Ва-Ба!» Что означает сие в дословном переводе с языка племени восточных шошонов, неизвестно и звучит полной бредятинкой на английском. Однако это и по сей день реально «помогает» делать Копполе отличное кино.
Леонид Гайдай на выбор натуры для съёмок всегда ездил с одной и той же сучковатой палкой, а во всех своих фильмах обязательно снимал кошку и собаку.
Юрий Чулюкин, «папа» «Девчат», во время каждой съёмки наматывал на мизинец левой руки кусок киноплёнки – «на счастье».
Итак, выяснилось, что все киношники, как и полагается народу творческому и с фантазией, так или иначе верят в разные приметы, суеверия, талисманы и т.п. А кто говорит, что не верит, в глубине души всё равно придерживается мудрого народного «Не буди лихо, пока оно тихо».
В общем, тьфу-тьфу-тьфу, чур меня, всех вас, друзья, и все фильмы!
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора