От редактора:
Как ни крути, а нынешнему поколению, да и подрастающему в том числе, историю своей страны всегда интересно узнавать не из учебников, а от людей, которые застали то время, когда нас ещё не было. Вот и я в преддверии Первомая попросила своих старших коллег вспомнить – как проходил первый майский день во времена социалистических республик. Я люблю историю, особенно советскую. А мои коллеги, я думаю, с удовольствием вернулись в юность и в красках рассказали про свой Первомай. В общем, с праздником, дорогие наши читатели! Мир, труд, май! Ура!
В глазах рябило от красного цвета
Первомай далёких и невозвратных советских лет – не только золотые времена, но и яркие воспоминания, которые в моей судьбе пришлись на счастливые юношеские годы. К первомайской демонстрации в школе моего детства №6 начинали готовиться загодя: доставали кумачовые транспаранты, освежали наглядную агитацию. А ученикам давали задание – срезать в близлежащем лесу ветку берёзы, поставить её в графин с водой. Так, чтобы к началу мая из набухших почек успели прорезаться на свет нежные, бледно-зелёные листочки. Эти веточки каждый, как умел, украшал разноцветными искусственными цветами, сделанными на уроках труда. 1 мая был особенным днём не только в стране, городе, но и в каждой семье, в каждом доме, где было тепло и уютно, пахло вкусностями, а из радиоприёмника лилась торжественная музыка и сердце сладко замирало от того, что впереди целых два дня праздника. И ничего, что первым майским утром нужно было встать пораньше и поспешить на демонстрацию. Для нас, детей, это было волшебным словом. И в то же время очень ответственным мероприятием.
Все школы так же, как предприятия и организации Петровска, собирались в большие колонны и тянулись к площади по улицам города. В глазах рябило от красного цвета, шаров, лозунгов, транспарантов, алых знамён и разукрашенных грузовиков. Из громкоговорителей, установленных на площади Ленина, непрерывным потоком лилась музыка, звучали торжественные речи и призывы, которые никого не напрягали, – вокруг были сияющие лица горожан, праздничный гомон и море хорошего настроения. Ничего, что в режиме ожидания приходилось долго ждать начала демонстрации. И даже иногда слегка подмёрзнуть. Зато потом в своей колонне легко и радостно прошагать по площади Ленина мимо главной её трибуны, призывно помахать веточкой или цветным воздушным шариком в ответ на приветствие стоящих на ней руководителей города. А после примкнуть к тем счастливчикам, которые в это утро уже прошли в своей колонне демонстрантов, продемонстрировав солидарность и народное единство.
И блаженно наблюдать за всем, что происходит на площади. А это здорово впечатляло! Особенно многоликие колонны производственных коллективов – металлургического завода, мебельно-деревообрабатывающего комбината и молокозавода, мясокомбината и пивзавода, лесхоза и комбината бытового обслуживания, стеклозавода и районного узла связи. Это был нескончаемый людской поток. Затем стройными рядами шли многочисленные колонны студентов местных училищ – педагогического, медицинского и кузницы кадров металлургического завода – городского профессионально-технического училища №12, средних школ города. Гимнасты педагогического училища – грациозные девчонки и подтянутые спортивные парни, стоя на открытых грузовиках, демонстрировали настоящие чудеса акробатики, от которых захватывало дух. Такие массовые демонстрации и красивые колонны шли на Первомай в малых и больших городах! Это был настоящий праздник для взрослых и детей. Как жаль, что всего этого не стало. И не суждено увидеть, ощутить и пережить это нынешнему молодому поколению россиян.
Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото из архива фотокорреспондента районной газеты «Коммунистический труд» Леонида Михайлова
Машазводский гудок
Домашний вечер, 30 апреля был посвящён подготовке к походу на первомайскую демонстрацию. Мама готовит одежду Максимке, ему 6 лет. Он старше своего брата, поэтому отец берёт его с собой. Максимка любил ходить с отцом на демонстрацию. Например, в прошлом году они пришли в огромный цех, который заполнен станками разных размеров и отец почти целый час рассказывал о них.
«Завтра будет прохладно, утром -1, пойдёте в весенних куртках», – говорит мать своим мужчинам. Утром в 6 утра на заводе раздаётся гудок на весь район, как будильник, предупреждая заводчан о сборе к 08.00 часам по цехам. Ещё до 60-х годов гудок призывал просыпаться рабочих каждый день, но потом его запретили. «Гудеть» было разрешено только на 1 мая и 7 ноября.
И вот мы с сыном подошли к проходной. Грузовые ворота открыты. Сюда со всех сторон шли красиво одетые работники с детьми, целыми семьями. В руках у них флажки, шарики, ветки с самодельными цветами. У Максимки тоже был флажок и привязанные к нему два шарика. Из громкоговорителей играли музыка, первомайские марши и песни. И вот мы в цеху. Здесь Максимка увидел Машу, с которой ходил в детсад. Маша с родителями присоединилась к нам. Как же у ребятишек глаза горели, когда им предлагали потрогать обработанные детали, из которых строят компрессора и холодильные машины для всего мира.
По заводскому радио передали объявление, чтобы все покинули цеха и собрались у проходной. На выходе раздавали разные атрибуты для демонстрации. Мне с сыном достался портрет члена Политбюро Николая Рыжкова, который пришлось нести всю демонстрацию. Заиграл оркестр, и мы двинулись в колонне от завода к ул. П-Осипенко. На душе было радостно и хорошо. По дороге пели песни, а самые весёлые пытались плясать, но движение не остановишь. Колонна остановилась лишь перед ул. Ленина в ожидании, когда пройдёт военный парад, и только потом начнётся гражданское шествие. Первым в центральном районе пойдёт машзавод, как победитель в соцсоревновании среди предприятий. Во время ожидания оркестр играл разные вальсы, а вокруг танцевали и заводские, и незнакомые с других организаций.
Парад закончился, и заводская колонна пошла в сторону площади им. Ленина. При входе на площадь какие-то люди призывали идти строго рядами. А на площади играл другой оркестр, раз в десять больше нашего. Мы поравнялись с трибуной. Из громкоговорителя раздался призыв: «Да здравствуют читинские машиностроители, авангард рабочего класса Забайкалья, ура! И вся колонна подхватила – Ур-р-ра!
На улице стало теплее. И мы даже с сыном немного вспотели. Через пару кварталов нас ждал грузовик, куда мы сдали все праздничные плакаты. Сколько мы ни берегли надувные шарики, они всё равно лопнули, как эти весёлые шествия, став уже целой эпохой.
Домой мы пришли немного уставшие с розовыми лицами и очень довольные, где нас ждал праздничный обед.
Валерий МИРОНОВ
Веточка багула и пенопласт
Первомайская демонстрация. Это была моя самая любимая. Она была неизмеримо более комфортной, чем ноябрьская: теплее было. Потому что весна, потому что весело и торжественно. Уже точно не помню с какого возраста школьники ходили на демонстрацию классами, наверное, со среднего звена. В начале апреля кто-то из взрослых ходил в лес, срезал ветви багульника, и они опускались в вёдра с водой. К концу месяца появлялись первые листочки и цветочки.
Жили мы тогда в одном из северных районов нашего края, и потому веточки багула были самые доступные для украшения колонны. Но на этом подготовка не останавливалась. Активно скупалась яркая гофрированная бумага в книжном магазине и почти каждый день после окончания школьных уроков мы трудились над созданием чудных цветочных композиций. Создавались гвоздики, розы и лилии, и даже выдумывались новые небывалые цветы различных окрасок и видов. Всё это закреплялась на тех же ветках багула, либо лиственницы. А если где-то удавалось найти кусок пенопласта, то он срочно разламывался на мелкие шарики с помощью клея они крепились на голые веточки. Было очень красиво. Каждый из нас стремился превзойти другого в оригинальности композиции.
В спортзале школы писали транспоранты, лозунги. Нас, школьников, выстраивали в колонну по классам около школы и затем начиналось шествие по центральной улице посёлка. Мы очень чутко прислушивались к приветствиям и лозунгам, надо было не пропустить и вовремя крикнуть ответное «Ура».
– Да, здравствует Первомай! Ура, товарищи!
– Ура-а-а! – горланили мы в ответ.
Последняя первомайская демонстрация, в которой я приняла участие, была в 1987 году – перестроечная, весёлая. Я уже была студенткой педагогического училища, и мы тогда основательно промёрзли, пока ожидали на театральной площади, когда подойдёт наше время вклиниваться в поток трудящихся и учащихся. В этот раз мы уже не мастерили из бумаги цветы. Мы оберегали шары, которые пытался вырвать ветер, и лопнуть, пробегающие мимо шкодники.
О запрете покидать праздничное мероприятие постоянно напоминали милицейские посты по всему маршруту шествия. В итоге ничего не оставалось, как поддаться всеобщему подъёму. Благо этому способствовали многочисленные гармошки и гитары опытных представителей трудовых коллективов. Настроения добавляли огромное количество воздушных шаров, красные банты на лацканах плащей и курток и утверждённые партией кричалки в исполнении специально обученных дяденек и тётенек с рупорами. Все кричалки начинались словами «Да здравствует/ют…», и вновь нам оставалось только одобрительно и дружно прокричать свой текст из одного возгласа «Ура!».
Наталья КОЛПАКОВА