…Лёгкое нарастающее мелодичное гудение – активирован генератор дифракции пространственно-временного континуума. Всем вам, друзья, уважаемые зрители-читатели, вновь добро пожаловать на борт синема-машины времени «Телемании». Вот уже 19-е сутки через все порталы-экраны киноплощадок нашей страны, включая краевые кинотеатры Забайкальской государственной кинокомпании, орудуют космопираты. С ними борется neoАлиса сотоварищи столетней давнос… нет, правильней – будущности – в кинопохождениях «Сто лет тому вперёд» (6+). И мы также отправляемся в эту «будущность».
Точнее, в её… первоисточник, с миссией изучения истории одного из самых успешных кинопроектов телевидения СССР, пятисерийной культовой картины Павла Арсенова «Гостья из будущего», со дня создания которой исполнилось 40 юбилейных лет. Внимание! Мы вновь уходим транзитом через настоящее, в гости к «прекрасному далёко». Хронодвигатель активирован. Три. Два. Один. Старт! …Вперёд – в прошлое и будущее!
КосмоЗоо. Продолжение…
(хроносектор – осень 1983-го, транзит – весна 1984-го)
О пресмыкающемся Сене. …В кадре страстно увлечённая биологией шестиклассница, используя миелофон, общалась со здоровенным крокодилом Сеней. Муляж страшной рептилии был выполнен, как говорится, на уровне мировых стандартов, даже С. Спилбергу было бы не стыдно снимать Сеню в каком-нибудь «Парке юрского периода». Вот пример: во время съёмок пошёл дождь, и вся команда Арсенова с аппаратурой и главным реквизитом забежала в здание, где обитали ботаники сада.
– Кто это у вас?.. Крокодил? – шарахнулись ботаники.
– Да, он самый… – ухмыльнулся режиссёр.
– Вы что, с ума сошли? С вами же дети, а вы его даже не связали!
– А зачем? Мы ему такую дозу снотворного вкатили…» – продолжал шутить Арсенов.
– Да? – но на всякий случай мимо крокодила и киношников ботаники пробирались сторонкой. Учёные так и не догадались, что земноводное чудовище было муляжом… А вот сняли крокодила неудачно – аквалангисты, управлявшие Сеней, недостаточно глубоко опустили его в воду, к тому же забыли двигать его лапами, создавая иллюзию плавания. А особо внимательные зрители вообще смогли рассмотреть аквалангистов. Переснимать эти кадры по ряду причин оказалось невозможным.
И ещё, оказывается, по сценарию пираты должны были столкнуть Алису к крокодилу (видно, чтобы Сеня употребил её на обед), а Коля должен был спасти девочку. Но поскольку в мае вода была ещё очень холодной, режиссёр не хотел рисковать здоровьем Наташи Гусевой и от сцены отказался. Наташа стала уверять, что холода не боится и готова бухнуться в воду. «Нетушки, дорогая. Мы это снимать не будем…» – сказали режиссёр с оператором.
О Наполеоне… рогатом и говорящем. Фигурировал в КосмоЗоо и совсем «экзотический» зверь – козёл. Говорящий! По имени Наполеон. «Надзирал» за козлом биолог Электрон Иванович (актёр Игорь Ясулович). Рогатый был дрессированным и явился на съёмки вместе со своим наставником. Ясулович опасался, что своенравная животина его не будет слушаться.
– Игорь, будь спок! – уверил дрессировщик. – Мой парень сделает всё как надо!
– Да как же это?
– Увидишь…
Подошло время съёмки сцены погони за пиратами. Вот-вот раздастся команда «Мотор!».
– Что делать-то? – рванулся к дрессировщику актёр.
– Сигареты есть?
– Да.
– Быстро доставай курево и… козлу дай. Помани…
«Съёмка!» – раздалась команда. Ясулович незаметно вынул сигарету и побежал. Козёл помчался за актёром. Едва раздалась команда «Стоп! Снято!», козёл настиг Ясуловича, отнял сигарету и… сожрал. Сожрал с явным удовольствием на «лице». Оказалось, блеющий «актёр» обожает сухую зелень под названием «табак», особенно предпочитая её в папиросах «Беломорканал». Трескал оные просто пачками. Позже Ясулович, подозревая дрессировщика в «склонении» животного к вредной привычке, выяснил, что все козы любят эту «траву».
О «чудо-юдах» в КосмоЗоо, которых мы… не увидели
(хроносектор – лето 1984-го (сбой и выпадение из киноконтинуума))
Чем дальше продвигалась работа над фильмом, тем острей ощущалась нехватка финансирования, ситуацию ухудшало то, что в успех картины почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Несмотря на энтузиазм и творческую выдумку съёмочной группы и актёров, пришлось авторам отказываться от целого ряда интересных сцен. Так, в КосмоЗоо Коля должен был сталкиваться с разными инопланетными животными: с трёмя склиссами – летающими двуногими коровами с планеты Паталипутра, с гигантскими 50-метровыми змеями, а в огромном аквариуме – с оранжевым шаром – существом из болот планеты Анкудина, который вдруг открывал свой единственный глаз и пугал Колю. Пионер из прошлого глазел на зелёный росток, что появлялся из-под земли, рос на глазах, превращался в куст с бутонами, которые раскрывались, а вместо цветов в них появлялись блестящие шары, похожие на ёлочные. В КосмоЗоо была ещё масса удивительных существ из других миров. Но отсутствие финансов не позволило киношникам снять все эти чудеса.
Али-баба, гроссмейстер и зубрилка
(хроносектор – май 1984-го (выпадение из киноконтинуума)
Имелся в сценарии «Гостьи» эпизод, где Алиса выигрывала в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Интересно то, что эпизод был снят. Гроссмейстера играл «джентльменский» Василий Алибабаевич – актёр Раднэр Муратов. Почему эпизод не вошёл в фильм, неизвестно до сих пор. И ещё одна деталь: Наташа Гусева очень любила играть в шахматы, играла хорошо и даже время от времени «изводила» своим увлечением всю съёмочную группу. Несмотря на загруженный съёмочный график, девочка умудрялась отлично учиться (в отличие от Коли – Алёши Фомкина, который учёбой был не слишком озабочен), всегда носила с собой учебники и что-то решала из них. Пират Весельчак У. (Вячеслав Невинный) всегда посмеивался над «зубрилой»: «Не наш ты человек, Наташка, не киношный».
Двухэтажная Алиса
Весельчак У. всё же был неправ – «зубрилка» Наташа была всегда весёлой, в кадре чувствовала себя как рыба в воде, не боялась камеры, чётко исполняла задания режиссёра и сама выполняла некоторые трюки. Один из них, на первый взгляд, простой, долго не давался: Алиса, «загримировавшись» (чёрные очки, длинный плащ) под высокую «двухэтажную» гражданку, уходила от преследования пиратов. Вначале Наташу, как и в сценарии, посадили на плечи Марьяны Ионесян (подруга Алисы Юлька Грибкова) и надели плащ. Марьяне оказалось не под силу нести подружку. Тогда на помощь пришёл Алёша Фомкин. С него сняли брюки, надели девчачью школьную форму, на ноги – гольфы и сандалии, затем усадили на парня Наташу и отправили дефилировать по улице, причём съёмочная группа с камерой спряталась в укромном месте. Редкие прохожие (снимали рано утром) шарахались от этого странного двухэтажного «монстра». Было снято свыше 20 дублей, а всё потому, что первый «этаж» Алисы почти ничего не видел и его, несмотря на подсказки девочки, несло в разные стороны. В конечном итоге удалось отснять небольшой фрагмент (22 сек.), где «двухэтажная дама» двигалась по нужной траектории. Позже Наташа призналась, что боялась, как бы первый «этаж» не рухнул вместе с ней на асфальт от дезориентации и усталости.
Любопытная цифра: ежемесячная зарплата юной гостьи из будущего составила 140 рублей! (Средняя зарплата молодого инженера в СССР равнялась 120 рублям.)
Мега-ажиотаж, мегазвезда, мегахит и…
(хроносектор – март 1985-го, транзит – июнь 2016-го)
Съёмки фильма окончательно завершились в сентябре 1984 года, а в конце декабря – начале января 1985-го полностью смонтированные пять серий лежали, готовые к первому эфиру. В общей сложности работа над экранизацией повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» длилась почти три года. Премьера картины «Гостья из будущего» состоялась в дни весенних каникул – с 25 по 29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ СССР. Что произошло далее? Молодое (и не только) поколение зрителей всей страны охватил форменный ажиотаж. Такого, пожалуй, ещё не было за всю историю отечественного телевизионного кинематографа! Юные актёры, занятые в фильме, моментально стали «звёздами», а одиннадцатилетняя Наташа Гусева, со своей таинственной, удивительной улыбкой и лучистыми большими глазами – просто мегазвездой, превзойдя популярностью многих взрослых актрис. Повсюду слышалась сверхпопулярная песня «Прекрасное далёко»… Даже в космосе! На борт орбитальной станции «Салют-7» её транслировали космонавтам, которым она очень понравилась.
Алисомания
В считанные дни в СССР началась форменная алисомания: гонка за фотографиями из фильма, прежде всего, с самой Алисой, причёски у девочек «а-ля Алиса», горы писем Наташе Гусевой и… преследования армий фанатов «гостьи». Девочка была ошеломлена такой невероятной популярностью, шокирована… Фанаты свисали гроздьями с деревьев напротив дома, где жила Наташа, дежурили и даже ночевали в её подъезде, обрывали телефон, ходили по пятам, куда бы Наташа ни пошла (в магазин, в библиотеку, в школу). Она уже не могла спокойно выйти погулять. Фанаты, живущие далеко от Москвы, требовали, как от режиссёра фильма, так и от автора книги Булычёва, почтовый адрес Наташи Гусевой и телефон. Даже приезжали. Сотнями! Доходило до смешного абсурда: писателя обвиняли, что он «хитрый бандит и жулик», который «скрывает в туалете Наташу». Блистательным рекордсменом среди безумствующих алисоманов стало полученное Булычёвым письмо с текстом: «Я учусь в шестом классе, я люблю ваше творчество… Мне нужен телефон Наташи Гусевой. ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЕРИТЕ В СЕРЬЁЗНОСТЬ МОИХ НАМЕРЕНИЙ, Я МОГУ ЖЕНИТЬСЯ…»
Сама «Алиса» даже стала бояться своей популярности – Наташу всюду преследовали толпы алисоманов (даже приехавшие из других городов). Арсенов пытался успокоить девочку, мол, о фильме скоро подзабудут, и поклонники успокоятся. Не тут-то было. Время показало, что фильм «Гостья из будущего», как и его главная героиня, так и не потерял своей популярности. Даже в избалованном компьютерными спецэффектами XXI веке фильм продолжают смотреть всё новые и новые поколения юных зрителей и мечтать о «прекрасном далёко», которое мы, обычные «гости из прошлого» ХХ века и алисоманы, кажется, потеряли, но всё же надеемся найти.
Сергей Балахнин,
иллюстрация автора