О ветеранах Читинского машиностроительного завода
Всем известно, что любая фабрика или завод – это всегда непрерывный цикл производства. Многие приходили работать на завод, но, не выдерживая такого темпа, просто уходили. Те, кто оставался, показывали и доказывали, что и в далёкой Сибири может развиваться промышленность не хуже западной.
Сегодня у меня прекрасная собеседница – Любовь Дмитриевна Кириллова, ветеран труда машиностроительного завода. 46 лет трудилась она в техническом контроле, из которых 20 лет принимала сборку военных машин. Невероятно, но Любовь Дмитриевна до сих пор помнит всех своих коллег поимённо.
«На завод я пришла в 1966 году в инструментальный цех №5 учеником фрезеровщика. Начальником цеха тогда был Илларион Мищенко. За 3 года я повысила свой разряд до 4-го, а в 1969 году перешла работать в ОТК, контролёром в цех №2. Отдел находился в здании заводоуправления. Начальником ОТК был Иван Калёнов. Также в ОТК работали Н. Максимова, Т. Перфильева, в цехе мастером был Николай Звягинцев, контролёры –Инчина, Колеватова, Антонова, Верхотурова. Отдел состоял в основном из женщин», – рассказывает Любовь Дмитриевна.
До 1980 года Любовь Дмитриевна работала на участках в цехах №№2, 15, 16, где собирали компрессоры К-9, кузовы для ПВ-10, НВ-10, станции 5ВКГ. Во время работы изучала чертежи, общалась с конструкторами и технологами. В 1976 году за хорошую и грамотную работу имя Любови Кирилловой было занесено в «Книгу почёта» завода.
«Большая ответственность лежала на техническом контроле по проверке работоспособности и приёмке компрессорных станций 5ВКГ. Они предназначались для откачки попутного газа при добыче нефти, и некачественная работа компрессора могла привести к печальным последствиям. Вместе со мной тогда работали контролёры Сара Шишкина и Людмила Сафронова. В 1980 году меня назначили контрольным мастером в цех №4 на участок по сборке и обкатке холодильной машины 1МХМВ-250. Участок был отдельный, и работала на нём бригада Мартова. Цех тогда возглавлял Володя Кривонос, начальником ОТК был Юрий Морозов. Холодильные машины, которые собирали наши работники, рабочие и ИТР, после проверки ОТК проходили проверку представителями заказчика. Руководитель представителей заказчика всегда являлся офицером, проходившим службу на кораблях Военно-морского флота России, минимум капитан 3-го ранга. Их влияние на производство было очень большое», – продолжает моя собеседница.
Такая ответственная работа требовала грамотного мастера своего дела. Холодильные машины по заказу Министерства обороны машиностроительный завод всегда изготавливал в срок и с надлежащим качеством.
«В цехах, где осуществлялся технический контроль, иногда возникали споры между рабочим и контролёром по приёмке деталей, – вспоминает Любовь Дмитриевна, – тогда в работу шли разные калибры, мерительные инструменты, приборы. Мы находили компромиссы в споре, и всё решалось миром. Тогда на заводе существовало положение по поводу качества механической обработке деталей и сборочных операций. Рабочему, если в течение года он не имел замечаний к качеству своей работы, выдавалось личное клеймо. То есть сделанные им детали шли сразу на сборку, минуя ОТК. Такой подход к улучшению качества подстёгивал и других заводчан на хорошую работу».
Любовь Дмитриевна проработала на заводе 49 лет. Кроме звания «Ветеран труда», в 1989 году ей было присвоено звание «Почётный машиностроитель», а затем – «Почётный ветеран труда». В 2010 году фотографию Любови Кирилловой поместили на стенде почёта Читинского машиностроительного завода.
Валерий МИРОНОВ,
фото предоставлены автором