У нас в крае немало населённых пунктов, через которые протекают большие и маленькие речки. Мосты через водные преграды, к сожалению, ремонтируются не планово, а только тогда, когда разрушатся до основания…
Течёт ручей
На разрушение мостов влияют несколько факторов – ветровая нагрузка, перепады температур, износ материалов и, конечно же, явления природы. Так, в Шилкинском районе Забайкалья сейчас продолжают восстанавливать разрушенный паводками мост.
Специалисты производят капитальный ремонт моста через реку Кия на 120-м километре автомобильной дороги регионального значения Могойтуй – Сретенск – Олочи. Мостовой переход длиной 45 метров размыло в 2021 году. Строители уже установили береговые опоры, завершили монтаж всех балок пролётных строений, закончили устройство основания под дорожное покрытие. Сейчас готовность объекта около 80%, ввод в эксплуатацию запланирован на середину августа. Восстановлением искусственного сооружения занимается подрядная организация ООО «ЗабДорСтрой», стоимость контракта составила почти 400 миллионов рублей. Рабочим ещё предстоит положить асфальт, установить перильное ограждение, сделать водоотвод. Помимо этого, на сооружении требуется установить лестничные сходы.
Проезд невозможен
А вот в Александрово-Заводском районе обрушился мост через реку Кудикан на 167-м километре автодороги Ивановка – Александровский Завод – Борзя. В настоящее время проезд по мосту невозможен. Знаки установлены, движение осуществляется по временной схеме через улицу Косяковича. «Обрушился мост по региональной дороге. Он был аварийным, сейчас действует ограничение движения. Его будет ремонтировать «Служба единого заказчика», – говорит глава администрации Александрово-Заводского округа Сергей Солошко.
В районном центре также продолжают заботиться о том, чтобы предотвратить предстоящие сюрпризы природы. Здесь в последние годы всё чаще стали бить подземные ключи. Вырываясь на поверхность, они разрушают дороги и даже дома, «закипая» зимой в подполье. Глава района утверждает: «Мы сделали насыпь, минимизировали возможность возникновения таких ситуаций».
Две улицы села
В пгт Новокручининский Читинского района пострадал подвесной мост через Ингоду. Он наклонился из-за сильного ветра. Какие там ведутся работы, рассказывает глава городского поселения «Новокручининское» Вера Шубина: «Начали его строить в 2018 году, ввели в 2019 году. На мосту были украдены боковые растяжки, и он дал крен на 45 градусов. Мы его будем ремонтировать, но денег нет, их даст район только в 2025 году».
Самое интересное, что этот мост через широкую ленту Ингоды связывал не просто два берега, а разделённые части посёлка, ведь на другой стороне находятся улицы Верхняя и Заречная.
«И ходят люди по нему, и ездят. У нас две улицы на правом берегу Ингоды. Раньше там было подсобное хозяйство от лесозаготовки, люди начали активно строиться», – продолжает глава посёлка.
Важная дорога
Также в процессе восстановления находится мост через реку Унда в Балейском районе, его обновляют при поддержке нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». По информации краевого министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта, работы ведутся на автодороге Балей – Улятуй.
Мост протяжённостью почти 300 метров расположен на региональной дороге и соединяет две стороны села Ундино-Поселье, в котором проживает порядка 900 человек. Кроме того, по мосту жители муниципалитета проезжают в Оловяннинский, Борзинский и другие районы края.
На сегодняшний день на объекте выполнена цементация пяти промежуточных опор моста, завезён скальный грунт для укрепления конусов опор, выполняется устройство железобетонных рубашек, то есть армирование и бетонирование промежуточных опор с полным прогревом. Движение транзитного транспорта пока осуществляется по обеим сторонам моста.
Виктория АЛЕКСАНДРОВА,
фото из архива администраций районов