Этот период моей жизни очень многому меня научил, в частности, беречь свои молодые годы и не тратить их на бесперспективные дела, что я, собственно, и сделал. Вообще, страдая с детства неизлечимым трудоголизмом, я предпочитал работать, что называется, «в поле», не строя каких-либо планов на будущее и уж тем более не мечтая о карьере. Полюбив свободу, я предпочитал держать руководство на расстоянии, дабы в любой момент сменить место работы или просто уйти на вольные хлеба.
К тому времени я уже отработал после окончания университета несколько лет в одной из местных ныне почивших телекомпаний, как вдруг мне предложили штатное место корреспондента, от которого я, не раздумывая, отказался. Сей поступок очень и очень оскорбил главного редактора, потому как она считала, что делает мне великое одолжение своим предложением. Однако я, видя, что людям по полгода не платят получку, решил через некоторое время покинуть стены сего заведения и перевестись в более перспективное место.
Короче говоря, помаленьку учился монтировать и снимать, вникал в разные нюансы работы рекламной тележурналистики, но при этом, повторюсь, планов никаких не строил. Алкоголь я тогда не употреблял, на работу ни разу в своей жизни не опоздал, да и работу свою выполнял на совесть. Руководство, заметив такого «ценного» сотрудника, решило непременно им попользоваться, уволив моего коллегу, пристрастившегося к бутылке, а на меня переместив его обязанности. Естественно, никаких дополнительных денег я за сие рвение не увидел, хотя компания была очень солидная и приносила баснословную сверхприбыль. Несомненно, меня хвалили, тешили моё самолюбие, слёзно просили поработать в выходные дни, чем я охотно и занимался. Даже когда спрашивали, не приписываю ли я себе «полётные часы» за сверхурочную работу, я не обижался. Не мог я тогда обижаться, поскольку любил своё ремесло. А вот потом случилось следующее. Заболел я ангиной, причём конкретно так заболел. До сего момента я ни разу в жизни не был на больничном, а посему компания не несла убытков. В этот раз я решил отлежаться пару деньков дома, но моя руководительница Таисия рявкнула: «Никаких больничных!» Кстати, это она меня обвиняла, что я приписываю себе лишние часы. В общем, уволился я в тот же день, хотя генеральный директор просил остаться, обещав, что во всём разберёмся.
Гордость возобладала, и я ушёл в другую, также уже не существующую телекомпанию. Здесь меня встретили как матёрого специалиста, здесь работал мой друг детства, здесь был душевный коллектив. Был очень силён корпоративный дух, мы ездили на шашлыки и на базы отдыха, сидели в кафе после работы, придумывали интересные проекты и так далее. Я был счастлив, меня ценили, и я ценил всех в ответ. Уволился мой коллега по цеху, и мне предложили взять на себя на пару месяцев его работу, на этот раз со всеми надбавками. Дело для меня было новое, но я освоился, и работа пошла на лад. Следом увольняется начальник цеха, и все сразу закивали на меня, мол, готовься к повышению. Я категорически не горел этой перспективой, а посему с превеликим удовольствием уступил место новенькому коллеге, который успел отработать полгода. Он с радостью вступил в должность, но почему-то с формулировкой «временно исполняющий обязанности». Я выдохнул и продолжил работать и отдыхать вместе со своими любимыми коллегами.
Прошло несколько месяцев. Вызывает меня однажды исполнительный директор и чуть ли не в приказном порядке назначает меня на должность начальника цеха, при этом одновременно увольняет того парня. В полной растерянности я вернулся на производство и, не обращая внимания на поздравления и всё такое прочее, погрузился в работу. Вот тут-то и начались мои шесть лет. В каком кошмарном состоянии находился цех, если на него смотреть с высоты руководителя. Заявки на изготовление продукции валялись по кабинетам и в аппаратной горами, отчёты и ненужная бюрократическая писанина тысячами были напиханы по шкафам. Нужно сказать, что я ещё и чистоплотный. В общем, решил разбирать.
Запросив акты приёма аппаратуры, я углубился в отчётности. Пришлось списать великое множество устаревшего оборудования, проверить каждый провод, каждый разъём. Я часами сидел в аппаратной и разбирал всё это ненужное, но подотчётное барахло. Параллельно избавился от бесконечного множества писанины, сформировав таблицы для удобства пользования заказчиков. Вот теперь можно было начать полноценно работать.
Знаете, я до того момента, как и все, не любил начальников, старался держаться подальше от руководителей и директоров. Мог ли я представить, что настанет такой день, когда не будут любить меня те самые коллеги, с которыми мы ещё вчера были не разлей вода? Всё больше меня сторонились, косились, замолкали, когда я заходил в помещение. Мне было не до этого, поэтому я не замечал перемен, а когда заметил, образовалась громадная пропасть. Мой директор мне так и сказал потом, мол, уже не будет того панибратства и коллегиальности, и ты уже никогда не сможешь работать так, как работал. Его слова оказались пророческими.
С меня спрашивали по всей строгости федеральных законов, которые мой отдел должен был свято чтить. Однако же святость эта не касалась моих подчинённых. Они были уверены, что раз будут требовать с меня, то я и должен мучиться. На многочисленных форумах и в беседах все поголовно ругают начальников, мол, они кровопийцы, буржуи и вообще сволочи, что они угнетают простой народ и так далее. Я был такого же мнения, пока не оказался по ту сторону баррикад. Приходит сотрудник цеха на работу к одиннадцати часам, а начало рабочего дня – в девять. Спрашиваешь, почему опоздал. «Да мне так удобнее приходить!» – равнодушный ответ. Ну, вы понимаете, уважаемые читатели, ему так удобнее. Планы горят, партнёры требуют, директора рвут и мечут, а моему сотруднику удобнее приходить чуть ли не к обеду. Объявляю выговор через несколько опозданий. Он удивлённо вскидывает на меня глаза, губы трясутся от обиды, а на лице немой вопрос: «За что?» Он даже не осознал, что что-то делал неправильно.
Знаете, сколько таких сотрудников было за первые два года? Шестнадцать человек! Все они приходили с таким самомнением и с таким нежеланием работать, что впору за голову хвататься. Работа была очень непыльная. Технически можно было за три часа сдать проект, а потом заниматься своими делами, даже отпроситься с работы. Нет, не хотят. То, на что требовалось два часа, люди делали три дня. Делали из ряда вон плохо, а отвечал за это ваш покорный слуга. Когда подходил отчётный период, я оставался ночевать в офисах, предупредив заранее охрану. С квадратными глазами переделывал косяки и готовил работу к приёмке. Директора смотрели на мои бессонные ночи спокойно – им-то что, главное, чтобы дело было готово.
Рабочий день с девяти утра до шести вечера, полноценные выходные, центр города, зарплата плюс премия, корпоративы и прочее. Я не знал, что нужно было людям, потому как работать не хотел никто совершенно. И не только в моём отделе. Соседние начальники также жаловались на планёрке. Приходит, говорят, красотка, не показала себя совершенно, но требует сразу повышенную зарплату и чуть ли не отдельный кабинет. Я-то тогда уже разбирался, что дело не в руководстве, потому как сам был простым работягой, я был уверен, что что-то случилось с людьми. Даже сейчас мои коллеги-предприниматели волком воют, не могут найти себе сотрудников. И зарплату предлагают под сто тысяч, и отпуск в любое время, и кучу поблажек, лишь работай. Не хотят!
Наверное, насмотрелись блогеров, которые рубят миллионы, ничего не делая, поэтому хотят также. Не понимают они, что чтобы стать успешным блогером, нужно очень хорошо поработать. Просто так ничего в этой жизни не даётся. Так вот я потерял друзей по цеху, которые воспринимали меня как злого начальника, умеющего только требовать. Я ещё некоторое время тянулся к ним, но они меня старались не замечать. Это была толпа тунеядцев, которых угнетало руководство. Я был таким же.
Когда прошли эти шесть лет и канал закрылся, я извлёк громадный урок, который до сих пор помогает мне в жизни. Даже два урока. Первый: я больше никогда не смогу работать на кого-то, только на себя, что, собственно, и произошло. Наверное, невозможно опять стать простым человеком. Любой труд мне по зубам, лишь бы не было руководителей. Ну, и второй урок: очень тщательно выбирай себе коллег по бизнесу или по тому делу, которым ты занимаешься. Знаете, скольких я людей нашёл за последние семь лет? Пятерых! Пятерых из многих тысяч. Все они хотели денег и не хотели работать. Все! Абсолютно все! Однажды мне требовался человек, который бы развозил буклеты по детским садам, а через неделю их забирал. Занятость – час в день утром и вечером. Я подал объявление и предложил за эту работу шестьдесят тысяч. И это по тем ещё деньгам. Сколько человек откликнулось? Никого! Совершенно. Звонили, узнавали, что за эти деньги нужно всё-таки поднять задницу от дивана, и вешали трубку.
Нет, дорогие мои, дело не в руководстве, а в нас самих. Ставьте себя на место начальника, когда завидуете его должности, машине и прочему. Честно говоря, я бы хотел всё вернуть назад, чтобы не было этого кресла руководителя, не было этой громкой и никому не нужной записи в трудовой книжке, не было бы всех проблем, которые на меня свалились. У меня бы были друзья, которые остались за порогом моего назначения, и были бы спокойствие и размеренная жизнь. Так что если решите строить карьеру, прощайтесь со своей прежней жизнью навсегда.
Пока я дописывал эти строки, решил уточнить у своего нанятого работника, в силе ли договорённость на завтра, озвученная месяц назад. Кругленькая сумма за час её непыльной работы – поснимать на телефон. Знаете, что она ответила? «Я не смогу приехать…»
Берегите себя!
Антон ДОЦЕНКО,
фото автора