О кинообложках: логотипо-история с деталями. Часть 2

Как известно, абсолютно любой фильм, будь он художественным, документальным, анимационным, научно-популярным, учебным, любительским, всегда начинается, подобно книге (журналу, брошюре и т.п.) с обложки. Разумеется, если фильм не какой-либо специфической шпионско-развед-оперативный и тому подобной «тематики». Обложки сии, иначе говоря, заставки, логотипы (лого) представляют собой разного рода картинки-изображения, символизирующие киностудию (кинокомпанию), изготовившую произведение, которое зрителю предстоит увидеть, её, так сказать, фирменный знак…

Сегодня «Телемания» продолжает «расследование» истории заставок-логотипов разных лет известных отечественных и зарубежных кинопроизводителей, а также изучение и толкование того любопытного, что на них изображено (включая загадочное «не разбери чего поймёшь»). В прошлый раз мы остановились на знаменитых «лейблах» студий великой кинодержавы СССР – «Мосфильме», «Ленфильме», студии им. Горького и некоторых крупных республиканских кинопредприятиях. Прежде коротко напомню (а затем и продолжу) о том, что…

Скромно. Но со вкусом…

Являясь одной из самых кинопроизводящих стран мира, СССР, в отличие от Голливуда, был весьма скромен по части пафосности фирменных заставок своих студий. Самым большим, но достаточно эффектным и запоминающимся зрителям, было использование в логотипах объёмных скульптурных объектов. Так, очередную картину «Мосфильма» открывала заставка с изображением в динамике композиции «Рабочий и колхозница», «Ленфильма» – «Медного всадника» – памятника Петру Великому, «Арменфильма» – памятника легендарному средневековому герою национального эпоса Давиду Сасунскому.

Также зримыми, так сказать, «предметными» фирменными заставками отличались Одесская киностудия с отчеканенной барельефной медно-бронзовой бригантиной, а также «альтернативная» от кинопроизводящих центров художественного кино РСФСР Москвы и Ленинграда Свердловская киностудия (основана 9 февраля 1943 года) – на её лого красовался и сверкал… золотой самородок!

Обложки-заставки других крупных киностудии СССР были скромней – в них использовались рисунки. Так, студия «Молдова-фильм» украсила своё лого восходящим солнцем и летящим белым журавлём, «Казахфильм» – изображением силуэтов пиков гор. «Лейбл» Рижской киностудии украсился символическим петушком-флюгером, «Таллинфильма» – изображением старинного уличного керосинового фонаря и буквенной анаграммой, а «Узбекфильм» «обзавёлся» стилизованной кинолентой…

Остальная же масса республиканских и российских кинопредприятий вполне довольствовалась фирменными шрифтами: «Беларусьфильм», Киностудия им. Довженко, Литовская киностудия, «Таджикфильм», «Грузия-фильм» и т.д., включая знаменитое объединение «Экран», производившее фильмы для показа по телевидению. Вся эта «скромность» в заставках не мешала советским мастерам снимать шедевры.

…А теперь перенесёмся из киноСССР в современную Россию и расследуем наиболее загадочно-таинственные лого одних из ведущих производителей отечественного синема. Итак, в кадре-заставке…

Бабулина статуэтка?

Неизвестно, то ли в силу традиции, то ли национальной ментальности, но российский кинематограф ХХI века так и остался весьма скромен по части заставок-символов студий, хотя и обрёл некоторые черты «таинственности». Так, к примеру, петербургская кинокомпания CTB, основанная в 1992 году, выпустившая в свет «Жмурки», «Особенности национальной охоты» («рыбалки», «политики»), дилогии «Бумер», «Брат», «Конёк-горбунок», «По щучьему велению» и т.д. (всего на данный момент более 160 кинокартин), имеет логотип, в котором фигурирует фаянсовая статуэтка маленькой девочки. У статуэтки имеется своё название – «Маленькая вышивальщица» («Девочка, вдевающая нитку в иголку»), изготовлена она в СССР в начале 1950-х годов скульптором Г. Полифнером на Полонском фарфоровом заводе.

Что конкретно означает этот симпатичный символ, толком неизвестно даже руководству компании. Может, мастерство, терпение и усидчивость? Поговаривают, что эта статуэтка – наследство любимой бабушки главы СТВ, режиссёра и продюсера Сергея Сельянова. Насколько сие верно, судить не берусь. Главное – лейбл СТВ узнаваем зрителем.

«Чудо-юдо» на страже удачи

Рисованное изображение чёрного грифона с цветными крыльями символизирует кинокомпанию Тимура Бекмамбетова «Базелевс», основанную ещё в 1994 году. Логотип с мифическим животным как нельзя лучше подсказывает зрителям, что основное направление студии, выпустившей ночной и дневной «Дозоры», «Особо опасного», «Он – дракон», «Хардкор» – фантастика и фэнтези. Заодно и различные сказочнообразные «Ёлки» и др. Название же компании происходит от греческого слова «басилевс» – так назывались античные правители Афин, Македонии, Спарты.

А на Среднем Востоке в этот период словом «базилевс» называли мудрое грифоподобное «чудо-юдо», приносящее удачу, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла – страж золота. А ещё это Нечто с львиным туловищем и головой орла, возможно, никто иной, как… василиск – также хранитель вообще богатств-сокровищ.

«Тройной» мишка

Ещё более скромнее по части внешнего вида логотипа-заставки выступил Никита Михалков. Не мудрствуя лукаво и не тратя деньги на дорогостоящую анимацию, он избрал символом своей компании «ТриТэ» («Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем – 2», «Турецкий гамбит», «Легенда №17», «Экипаж», «Т-34», «Чемпион мира», «Бременские музыканты») простенько нарисованного «русского» косолапого Топтыгина, сжимающего в лапах три больших буквы «т». Тайна объясняется несложно – это аббревиатура слов «творчество», «товарищество», «труд». Правда, строго говоря, «ТриТэ» – это не кинокомпания, а творческо-производственное объединение, основанное Никитой Сергеевичем ещё в СССР, в 1987 году.

Горный дирижабль

Захватывающей красоты горы, облака и величественный металлический зеркальный дирижабль. Самая узнаваемая и наиболее пафосная, даже по голливудским меркам, заставка российской кинокомпании, занимающейся как прокатом, так и производством фильмов, – «Централ партнершип». «Импортное» название русской компании объясняется тем, что она, помимо собственного производства фильмов и сериалов, занимается дистрибуцией и прокатом лент, произведённых крупнейшими студиями Голливуда и Европы.

«Что это за горы в облаках, и причём тут дирижабль?» – томятся вопросом любознательные зрители. Являясь первым генеральным директором кинокомпании (с 1996 по 2011 гг.) и одним из её гендиректоров, Рубен Дишдишян, заказывая на студии компьютерной анимации Dr. Picture заставку-логотип, пожелал, что бы в ней было что-нибудь «гордое и летяще-орлиное». В результате на заставке появилась на фоне облаков гора Арарат (видимо, напоминание о близкой родине гендиректора). Орёл предстал в виде мощного сверкающего дирижабля, летящего сквозь облака над всем киномиром и, по-видимому, со всеми партнёрами компании на борту (дословный перевод Central Partnership – «центральный партнёрский корабль»).

Последние пару-тройку лет вид фирменной заставки стал немного скромней, но дирижабль всё также бороздил воздушные просторы над горами Кавказа. Впрочем, совсем недавно заставка кинокомпании «Централ партнершип», которая с 2014 года входит в холдинг «Газпром-Медиа», несколько изменилась: теперь «партнёрский» дирижабль, летевший над горами-облаками, устремился в космическое пространство, тем самым символизировав, что оставляет всех своих конкурентов позади и ниже.

…А теперь обратимся лицом на Запад, к Истории с большой буквы, к той европейской кинодержаве, которая издавна пользовалась особой любовью у нашего зрителя, – Франции, особенно к паре её крупнейших синема-компаний и относительно недавно примкнувшей к ним третьей, в логотипах которых изображены загадочные «шестерёнка» (?) или «цветочек» со странным словечком по центру, птица и, соответственно, некая фея в космосе. Но расследуем всё по порядку…

Цветок для мамы

Первое – это не что иное, как официальный слоган-девиз самой первой в мире (!) и самой старейшей на планете кинокомпании «Гомон» (Gaumont), основанной на родине кино в 1896 году продюсером, предпринимателем и одним из основоположников мирового кинематографа Леоном Гамоном. Разумеется, слоган в логотип кинокомпании не входил.

Второе – не что иное, как действительно… цветок для мамы. Правда, стилизованный, с множеством лепестков, цветок маргаритки (вот вам и «шестерёнка». – Прим. авт.) с надписью по центру Gaumont. Почему именно маргаритка? И для мамы? Да всё просто: великий месье Гомон «зафиксировал» в заставке кинокомпании память о своей маме Маргарите, большой любительнице цветов своего имени. «Маргаритка» «Гомона» – самая старейшая в мире заставка кинокомпании, она существует почти в неизменном виде уже 128 лет (лишь в середине 1950-х в лого появилось изображение планеты – глобуса, окружённого рисованными солнечными лучами, но к концу 60-х его вновь сменил цветок). Советский зритель начал массово и активно знакомиться с продукцией «Маргаритки» с просмотров культовой трилогии А. Юнебеля «Фантомас», комедий «Замороженный», «Оскар» и др.

Теперь о…

Но нет… Здесь, как говорится, «стоп-мотор» и «стоп-кадр»! Продолжение нашего экскурс-расследования тайн символов лого-символики заставок знаменитых кинокомпаний и концернов последует на предстоящей неделе.

Сергей Балахнин,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)