Байкерское движение в Чите зародилось относительно недавно, но при этом развилось стремительными темпами. Если в 2014 году на двухколёсных железных конях ездило примерно сто человек, то сейчас эта цифра увеличилась почти до пятиста. У людей непосвящённых сложились ошибочные представления об этой дорожной культуре. Благодаря зарубежным фильмам образ байкера представлялся нам так: здоровенный бородатый мужик с татуировками и перстнями, у которого за поясом висит пистолет. У него криминальное прошлое и нет работы. Он ценит свободу и всю жизнь проводит в «седле». На самом деле это всего лишь «киношные» архетипы. Кто такой современный байкер? Что такое мотобратство? Какие мифы и легенды связаны с мотодвижением в Забайкалье? В этом нам поможет разобраться Данил СОРОКИН, один из активистов читинского мотоклуба.
Как и многое другое, байкерская культура пришла к нам из-за океана. После Второй мировой войны солдаты, вернувшиеся с фронта, стали получать разовые пособия. Размера денежного довольствия хватало как раз на то, чтобы купить новенький мотоцикл. Быстрое и недорогое средство передвижения вскоре стало настолько популярным, что люди стали собираться в группы и организовывать совместные выезды.
Вскоре эту идею подхватили другие страны. До Забайкалья всё это докатилось только в XIX веке. Конечно, во времена Советского Союза были попытки организовать в Чите некое подобие мотоклуба, но оно заключалось лишь в незначительном тюнинге «Восходов», «Юпитеров» и «Уралов». Всё это носило точечный характер.
Когда открыли границы и рынок наводнили японские мотоциклы, в городе стали появляться первые зарубежные модели. Но они стоили дорого, и в условиях повальной бедности позволить себе такие аппараты мог далеко не каждый житель постсоветского государства.
Прошли годы. Стабилизировалась ситуация в России, появились дешёвые китайские байки. Сейчас мотоцикл может приобрести практически каждый человек. Цены на железных коней варьируются от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей.
Итак, что же собой представляет читинское мотодвижение? Допустим, у вас есть права на байк, вы копили необходимую сумму несколько месяцев, и наконец, заветная покупка сверкает хромом у вас в гараже. Что делать дальше? Просто кататься из точки А в точку Б?
На самом деле, с покупки мотоцикла всё только начинается. Ещё до похода к продавцу вы должны иметь чёткое представление, какой класс мотоцикла вам нужен. «Если вы отдаёте предпочтение спортивным мотоциклам, то должны чётко представлять себе степень ответственности, которая ложится на вас после приобретения спорт-байка. Именно спортивные мотоциклы являются объектом повышенной опасности на дороге. Они моментально ускоряются», – утверждает Данил.
Есть великое множество факторов, которые могут привести к летальным последствиям. Во-первых, в Чите на асфальте много песка, который смывается с газонов дождями. Попадая колесом в повороте на такой песок, мотоцикл сразу опрокидывается, так как сцепление с дорогой на слое песка равно нулю.
Во-вторых, огромное количество канализационных люков на улице во время дождя превращается в ледяную линзу, при попадании на которую велик шанс перевернуться (или разложиться, как говорят байкеры).
В-третьих, езда на мотоцикле – сугубо сезонное занятие. Нетерпеливым хочется покататься как можно раньше, и они выезжают на трассы чуть ли не в апреле. Холодный асфальт, холодная резина – эти два фактора также приводят к трагедии.
Теперь о мотобратстве. Никакого особенного обряда посвящения в байкеры у читинского мотоклуба нет. Купил двухколёсного друга – можешь приезжать на «тёрку». «Тёркой» байкеры называют место сбора, где мотолюбители обсуждают новости, делятся впечатлениями, планируют ближайшие поездки. Для примера, читинский клуб любителей внедорожников «Диверсант» каждого новичка прогоняет через обряд посвящения – человека кладут на землю и руками перекатывают через него колесо от джипа. Подводники предлагают моряку, впервые вышедшему в море, выпить забортной воды. У байкеров такого нет. «Если ты купил мотоцикл, ты уже автоматически становишься братом», – улыбается Данил.
Некоторые читинские мотоциклисты вообще не примыкают к мотобратству. Люди покупают байк для души и катаются на нём ради удовольствия в одиночестве. Но чаще всего мотоцикл приобретается именно для того, чтобы ездить в компании.
К сожалению, бывает, что человек непосвящённый и нагловатый по натуре очень многого ждёт от мотобратства. Мол, ему и бензин привезут, и колесо дадут, и масло поменяют – стоит только попросить. На самом деле, такие люди вызывают у байкеров презрение. Если мотоциклист попал в беду далеко от города, ему обязательно постараются помочь. Если же человек просит привезти топливо, так как ему лень пешком идти на заправку, это перебор, который не имеет ничего общего с братством.
У горожанина сложилось неправильное представление о культуре мотодвижения. Считается, что мотоциклисты только и умеют, что носиться на бешеной скорости, нарушая при этом правила дорожного движения. Конечно, и такие «элементы» есть. Но в большинстве своём мифы о скорости рождены техническими особенностями мотоцикла, которые легко объясняются с точки зрения физики. Во-первых, мотоцикл – лёгкое транспортное средство, которое, имея объём двигателя малолитражного автомобиля, может трогаться с места гораздо быстрее. Во-вторых, система выхлопа у него короткая – длинную автомобильную магистраль невозможно установить на байк. Именно поэтому создаётся впечатление, что мотоцикл с рёвом на громадной скорости несётся по трассе. Присмотритесь: если где-то ревёт мотоцикл, это совсем не значит, что он летит под 200 км/ч.
Отдельно Данил выделяет и так называемую околобайкерскую тусовку. Это люди возрастом 16–20 лет, имеющие китайские мокики и при этом считающие себя полноценными байкерами. «Многие из нас в детстве имели мотоцикл, доставшийся от деда или отца. Мы ездили на них на рыбалку или просто летали по просёлочным дорогам. Сейчас же это приобрело просто угрожающие масштабы. Дешевизна китайских мокиков привела к тому, что родители покупают их своим детям, не думая о последствиях. Мол, у меня в детстве был мотоцикл, куплю и сыну. Но современные дети выезжают без прав, шлема, знаний правил дорожного движения на дороги общего пользования. Юношеский максимализм и бравада зачастую приводят к трагедии, а тень от неё ложится на мотобратство – обыватель думает, что раз молодёжь так агрессивно ездит, значит, все мотоциклисты без царя в голове», – сетует Данил. Подростки пытаются ездить на заднем колесе мокика, который для этого технически не предназначен! В тёмное время суток пренебрегают средствами пассивной защиты – световозвращающими элементами и габаритами.
Многие из них, повзрослев, пересядут на старые «Жигули» или купят себе иномарку и станут заядлыми автолюбителями. И лишь немногие уже в сознательном возрасте приобретут себе для души солидное двухколёсное транспортное средство. Вот те, кто по прошествии многих лет покупают себе мотоцикл именно для души, и становятся настоящими членами мотобратства. Другими словами, не мотобратсво выбирает тебя, а ты – его.
Теперь давайте поговорим о самих мотоциклах, которые колесят по дорогам Читы. Как я уже говорил, классов несколько. Это может быть агрессивный спорт-байк, который привлекает своими обтекаемыми формами. Это может быть «эндуро» – лёгкий аппарат, совершающий на трамплинах головокружительные прыжки и способный передвигаться по полному бездорожью. Однако когда мы слышим слово «байкер», мы, прежде всего, представляем себе солидный, сверкающий хромом так называемый чоппер. Этот класс мотоциклов не предназначен для карабканья по горам. Он не может развивать большие скорости, как тот же спорт-байк. Данный класс создан для души. Не может не вызвать трепета неторопливая колонна чопперов с их благородным рыком двигателя, сияющими на солнце колёсами, немыслимым тюнингом с черепами и языками пламени. И не нужно думать, что байкеры – это очень богатые люди, у которых много свободного времени. Не стоит также считать, что мотобратья – некие бандиты, которых лучше обходить стороной. Все они – самые обыкновенные горожане, такие же, как и мы с вами, только с широкой душой и свободой тела. Мотоциклы зачастую куплены в кредит. Профессии тоже самые безобидные. Вот Данил, например, – юрист, а его друг по мотобратсву – учитель труда в школе.
Это нужно понять и этим нужно жить. Человек выходит из офиса после тяжёлого трудового дня в пятницу вечером. Он не идёт заливать свою усталость алкоголем. Он идёт в гараж. Снимает свой деловой костюм и надевает косуху, шлем и перчатки. Выкатывается на трассу и нажимает акселератор. И вся усталость сдувается встречным ветром.
«На автомобиле ты возишь тело, а на мотоцикле катаешь душу, – смеётся Данил. – Ты чувствуешь каждой клеткой своего тела окружающую действительность. Подъехал к озеру – стало прохладнее. Едешь мимо Угдана – пахнет позами. Мотоцикл – это не сама цель. Цель – те эмоции, которые ты получаешь от управления байком».