Ещё раз напомним, как не попасться мошенникам
Вспоминая случаи, когда люди переводят огромные деньги преступникам, удивляешься, как легко обмануть взрослого и образованного человека. Вроде бы и предупреждения о мошенниках звучат на каждом шагу, и сами пострадавшие прекрасно знают о такой беде. Но в момент обмана потенциальные жертвы почему-то уверены, что «это другое», что с ними никогда подобного не случится. А злоумышленники тем временем, играя на страхах доверчивого гражданина, искусно выведывают всё, что им нужно.
Как же противостоять кибермошенникам? Знаем ли мы их слабые стороны?
Как доверчивый Буратино
Чтобы обмануть потенциальную жертву, в ход идут разные приёмы. Гражданам звонят и пишут с неизвестных номеров и аккаунтов в соцсетях с предложением поучаствовать в биржевых проектах, как в сказке «Золотой ключик»: «Вложишь тысячу – получишь десять!»
«Ещё один способ: потенциальной жертве звонят неизвестные или пишут сообщения якобы от руководителя с предупреждением предотвратить переводы денег и сомнительные операции. Набирает оборот схема, когда кибермошенники представляются сотрудниками «Госуслуг» и операторов сотовой связи», – говорит Алексей Позолотин, заместитель управляющего Отделением Чита Банка России.
Преступники, примерив маски, убеждают клиента, что надо прямо сейчас продлить срок действия сим-карты (на самом деле она бессрочная) и/или предотвратить взлом личного кабинета на «Госуслугах». Под различными предлогами злодеи выманивают код входа в личный кабинет. А затем оформляют кредиты, получают доступ в личный кабинет банка онлайн. В свете последних событий иногда граждан берут на испуг обвинениями в госизмене, переводами средств на счета ВСУ. Чтобы этого не произошло, злоумышленники предлагают гражданам всё тот же набивший оскомину безопасный счёт. К слову, сообщения о родственниках, попавших в беду, встречаются в арсенале мошенников всё реже.
Иногда от имени знакомого в соцсетях вам может прийти ссылка на сайт, где якобы идёт какой-либо конкурс. «Проголосуйте за моего сына, он у меня такой умница»! – просит ваш друг. Конечно же, вам не сложно порадовать приятеля и помочь выиграть в конкурсе его ребёнку. А вот тут как раз и скрыта ловушка. Сообщение от друга вам пришло потому, что его аккаунт взломали. Пройдёшь по ссылке, зарегистрируешься, затем тебе отправят код, который нужно куда-то ввести… А тем временем доступ к вашим деньгам и персональным данным получил злоумышленник.
«Жертвами мошенников становятся и дети, точнее, их родители. Многие современные ребята любят онлайн-игры, где можно купить какие-то сверхспособности для персонажа игры. Чтобы получить новую опцию, злоумышленники предлагают воспользоваться картой родителя, не сообщая мамам и папам об этом. Вот дети под диктовку злоумышленника и передают данные. Важно, чтобы родители не оставляли гаджеты без присмотра и не давали их детям», – предупреждает Роман Жигалин, начальник отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Забайкальскому краю.
Кто же они?
Пытаясь справиться с кибермошенниками, правоохранители стараются узнать привычки потенциального врага. Почему же они так искусно обманывают людей? Сразу скажем, что раскрытых преступлений в сфере мошенничества немного. Как правило, попадаются исполнители мелкого и среднего звена. Их кураторы находятся порой и вовсе в другой стране…
Каждый преступник хорошо поставленным дикторским голосом ведёт беседу так, чтобы человек поддался на эмоции. Например, переживал за родных, своё благосостояние.
В роли кибермошенника выступают люди разного возраста и образования, не обязательно специалисты в айти-технологиях. Средства преступления доступны, приобрести их может любой. Злодеи действуют и группами, и в одиночку. По сути, о своих врагах мы не знаем практически ничего.
«Самая главная ошибка – взять трубку при звонке с незнакомого номера, – предупреждает Алексей Позолотин. – Можно настроить блокировку неизвестных номеров, хотя и тут мошенники нашли способы добраться до вас: они будут звонить и направлять сообщения с мессенджеров. Второе: как правило, что бы ни говорил неизвестный человек, вопрос сведётся к деньгам. Тут лучше положить трубку, даже если у вас создалось впечатление, что нужно выяснить, по какому поводу вам звонят. Если вопрос касается банковской темы, обратитесь сами в свой банк, если якобы сообщение от руководителя, позвоните ему лично».
Поимки подозреваемых в мошенничестве, конечно, совершаются. Однако, как говорилось выше, попадают за решётку посредники, так называемые дропперы, которые предоставляют другим мошенникам свои счета. Они могут и не знать, что их карта используется в преступных целях. А ответственность за совершение хищения несёт держатель банковской карты. Он должен и возмещать ущерб гражданам. В посредники порой тоже завлекают обманным путём, обещая за работу приличный доход. Некоторые не обременённые муками совести люди пытаются обеспечить свою жизнь. Впрочем, кураторы, которым вы пересылаете средства, далеко, а ответственность за содеянное близко. Зачастую посредники как раз и возмещают миллионы рублей, похищенные у доверчивых граждан.
А вот кураторы остаются на свободе, средства уходят на биржи, в том числе в виде криптовалюты (виртуальных денег).
Время подумать
А как могут противостоять мошенническим действиям банки? В нынешнем году вступил в действие новый федеральный закон. В соответствии с ним в случае, если счёт, на который клиент желает перевести средства, находится в базе сомнительных счетов (база ФинЦЕРТ, подразделение Центробанка), то перевод приостанавливается на двое суток. Если по прошествии двух дней клиент не передумает совершить перевод, средства уйдут. В данном случае это выбор клиента. Если же сам банк допустил перевод на подозрительный счёт, тогда он должен вернуть клиенту средства в течение 30 суток.
Тем не менее, счёта злоумышленников может и не быть в списке подозрительных. В этом случае вернуть деньги не получится. Впрочем, правоохранители советуют всегда всё перепроверять: сохранность ваших средств – ваше дело.
Один из признаков мошеннической операции – нестандартное поведение клиента, огромная сумма отправления. Даже если счёт не мошеннический, банк может приостановить перевод. Что касается номеров телефонов и сомнительных сайтов, то их должен блокировать Роскомнадзор.
Поддавшись на уговоры неизвестных, люди не только опорожняют все свои финансовые закрома, но и лезут в долги. Есть предложение уже на стадии выдачи кредитов в банках отслеживать такое поведение клиента, уточнять мотивы и отказывать в выдаче кредита.
А вот переубедить клиента, который решил-таки отдать свои кровные непонятно кому, порой бывает сложно. Из практики сотрудников коммерческих банков известен случай, когда пожилая женщина пыталась сделать сомнительный перевод. Весь офис банка пытался её отговорить, однако женщина спорила и доказывала, что помогает не незнакомому дяде, а своему сыну. Другая женщина перевела злоумышленникам деньги, не осознавая, что она отдаёт средства мошенникам. Она знала о таких преступлениях, но в своей ситуации подумала, что происходит «что-то другое». Вот такой бывает сила зомбирования и манипулирования.
Статистика
За 9 месяцев текущего года в Забайкалье совершено больше 4000 преступлений в сфере ИТТ, рост на 26,5% в сравнении с прошлым годом. Из них дистанционных мошенничеств – 1866, рост на 18,3%, сегодня каждое четвёртое преступление совершается с использованием сотовой связи или интернета.
Точка зрения
Алексей Позолотин, заместитель управляющего Отделением Чита Банка России:
– Мошенничество остаётся актуальной проблемой на сегодня. Несмотря на все действия банков и МВД, направленные на предупреждение этого злодеяния, махинации злоумышленников всё ещё успешны. Несмотря на механизмы защиты, надо быть бдительными самим.
Новый закон, вступивший в силу в июне этого года, гласит, что банк должен проверять переводы граждан на признак мошеннических действий. Один из таких признаков – наличие счёта получателя перевода в базе данных ФинЦЕРТ. Эта организация работает в рамках Банка России, собирая информацию о сомнительных счетах. В свою очередь, база ФинЦЕРТа формируется из базы «Дистанционное мошенничество», хранящейся в МВД. Между правоохранителями и Центробанком достигнута договорённость об обмене данных по совершенным преступлениям.
Роман Жигалин, начальник отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Забайкальскому краю:
– Преступления в сфере IT, совершённые при помощи средств связи и интернета, остаются проблемой как для Забайкалья, так и для России. Потерпевшими и жертвами становятся не только престарелые граждане, но и молодёжь, люди среднего возраста. Профилактика данной проблемы должна быть направлена на информирование граждан.
Потерпевшими могут стать любые граждане, любых слоёв населения, как в районах, так и в краевом центре. Под каждый возраст жертвы мошенники подбирают свой способ совершений преступлений. Для престарелых граждан используют схему «ваш родственник попал в беду, ДТП», для среднего поколения – выгодное участие в различных биржевых проектах, для молодого поколения – займ денег, приобретение различных товаров в сети интернет.
Порой мошенники удерживают внимание жертвы в течение нескольких дней. При этом злоумышленники угрожают абоненту привлечь его к ответственности при разглашении информации. Как правило, такое происходит с пенсионерами, которые проживают одни, редко общаются с родственниками. Хотелось бы обратиться к детям: общайтесь со своими престарелыми родителями почаще, напоминайте им о мошенниках. Только профилактика поможет защитить граждан.
Полезные советы
Запомните и не доверяйте!
Можно не знать каких-то схем мошенников, но реально обезопасить себя, понимая принцип действия преступников, будучи подозрительным. Даже если тебе пишет твоя мама. Потому как за номером мамы может скрываться злоумышленник. Способов одурманивания много, но цель одна – забрать ваши деньги, а ещё побудить взять кредиты.
Итак, запомните пять правил, на которые опираются мошенники.
Первое правило – эмоций: вызвать у вас чувство страха за себя, близких, деньги или чувство радостного ожидания от какой-то выгоды.
Второе правило – времени: мошенники будут торопить вас с принятием решения, не давая возможности подумать, усомниться, позвонить в свой банк или родным, чтобы убедиться, что всё в порядке.
Третье правило – инициативы: вы живёте и не подозреваете, что каким-то неизвестным людям от вас что-то нужно. С чего бы этот звонок? Кладите трубку. Вы прекрасно жили без заманчивых предложений, а все спорные вопросы решаете лично в офисе банка или коммунальной конторы. Родные и близкие на связи, и вы можете убедиться, что с ними всё хорошо.
Четвёртое правило – денег: о чём бы вам ни говорили незнакомцы, речь всё равно идёт о деньгах.
Пятое правило – данных: мошенники, с какой бы легендой вам ни звонили, всегда вас просят предоставить какие-то данные, смс и CVC-коды и так далее. Если вы перестали пользоваться номером сотового телефона, отключите все услуги, которые подключены на данный номер. Тогда личная информация не попадёт посторонним.
Подготовила Виолетта ВДОВЯК,
фото автора