Есть у каждого Родина малая,
Место, где ты родился и рос,
Где заря по-особому алая,
И всё трогает душу до слёз.
Моей малой Родиной является село Борщовка Нерчинского района. Село расположено на правом берегу реки Шилки, напротив села Нижние Ключи.
Основано оно в начале XVIII века неким Борщевским, поселённым здесь после отбытия каторги. До 1910 года село входило в состав Нижнеключевской волости, затем – в состав Успенской волости. В 1914 году в селе было 50 дворов.
В 1929 году был организован колхоз «Первое мая». В настоящее время в селе располагается 7 частных домов и небольшая пристань для лодок. К селу не идёт ни одной автомобильной дороги, единственный способ добраться до него – по реке. На данный момент село входит в состав сельского поселения «Верхнеключевское».
Хлеб растили, руду копали
Основными занятиями жителей были хлебопашество, скотоводство, охота, работа на золотых приисках. Село, прижатое с юга Борщовочным хребтом, имело одну кривую улицу и несколько переулков. На западе села протекает река Кулинда, берущая начало на северных склонах хребта и несущая свои хрустально чистые воды в реку Шилку.
История Борщовки – это история деревянных изб и тех, кто жил в них, топил печь и растил детей. По берегам Кулинды стояли усадьбы Викуловых, Карпенко, Андрейченко, Пименовых, Гудневых.
Очень хочется рассказать о своей малой Родине, о том, что осталось в моих детских воспоминаниях. Красивее и живописнее места на всей земле нет. Помните, Геннадий Головатов писал: «А у нас в Забайкалье сопки малиновые, вы, небось, и не знаете, что такое багул»? Я думаю, что это о Борщовке. Весной в Борщовке все сопки алые, алые от цветущего багула, смотришь, и глаз невозможно оторвать.
Каменистые сопки и горы покрыты красными маками. По селу протекает река Кулинда – чистая и звонкая горная речушка, вода в которой студёная и прозрачная, которую пьёшь и не можешь напиться. По берегам Кулинды растёт ольха. Тайга богата дарами природы, каких только ягод и грибов здесь нет! Тут и брусника, и голубица, и земляника, и жимолость. Ходили по ягоду с самодельными рюкзаками (к мешку привязывали чулки и ставили ведро). А утром бабушки с этими рюкзаками переплывали Шилку и шли пешком в город Нерчинск, а это ни много ни мало 20 километров, где продавали ягоду и пешком возвращались обратно. Было большим счастьем, говорила моя бабушка, если по пути попадалась подвода, и тебя подвозили.
А грибы! Вот тебе подберёзовик, подосиновик, белянки, рыжики, грузди. Все жители села собирали ягоды, грибы. По грибы ходили 2–3 раза в день. Зато вечером тебя ждала ароматная грибная жарёха. Грибы солили в больших деревянных бочках и сушили на верёвочках, подвешивая в сараях. По Шилке приходил теплоход, на котором принимали овощи, грибы, ягоды. Это было хорошим подспорьем для жизни. В тайге росло много целебных трав, которыми в основном и лечились наши бабушки. Семьи были большие, многодетные.
Викуловы
В селе было много семей Викуловых. Вот те немногие, которых я помню: Викулов Филипп Иванович, Викулов Афанасий Андреевич, Викулова Элизавета Андреевна, Викулова Варвара Гавриловна, Викулов Дмитрий Андреевич, Викулов Фёдор Андреевич, Викуловы Владимир, Юрий, Василий, Екатерина. Фамилия Викуловы была самой распространённой. Мои дорогие любимые родители – тоже Викуловы: Николай Иванович и Мария Александровна.
Люди села были очень гостеприимные (ни один из гостей не уходил без чая). Я много лет проработала учителем в школе села Нижние Ключи, и мне очень хотелось, чтобы мои ученики почувствовали ту огромную теплоту и добро, которыми было окружено село моего детства. Мы часто с детьми зимой ходили в поход, и каждый раз нас ждал горячий чай и круглый хлеб в доме гостеприимной борщовской бабушки Викуловой Пелагеи. Она для нас кипятила чай в шести чайниках на русской печке.
О традициях
А какие талантливые люди были в селе! В каждом доме играли или на гармошке, или на балалайке. Поэтому праздники села были весёлые. Звучала гармонь, звенела балалайка, пели песни задорные, грустные, частушки озорные: «Молодой Чубашек, что ж ты зажурился, тятька с мамкой померли, а ты не женился» или «Ты Подгорна, ты Подгорна, широкая улица».
Праздники всегда справляли всем селом, идя из дома в дом, такая была добрая традиция. Хозяйки готовились к празднику основательно. Чего только не было на столах. Тут тебе и картошка, и холодец, и солёные огурцы, и грузди, рыба, капуста, пироги и, конечно, душистый круглый каравай хлеба.
Хлеб пекли сами, в русской печи. Это была очень трудная и ответственная работа. Тесто ставили с вечера, замешивая его в деревянных кадушках. Полночи не спали, тесто нужно было мешать, надуваясь огромным шаром, оно лезло из кадушки. Зато утром на столе был огромный вкусный каравай. Откусишь краюшку хлеба, запьёшь холодным молоком, и вкуснее ничего не было!
Поднимают в небо гуси высоко.
Ах, как с чёрным хлебом вкусно молоко!
Наш говор деревенский
В селе был клуб, кинобудка, колхозный амбар, лавка, мельница, конюшня, кузница, детский сад, школа, которую к моему поступлению в 1 класс закрыли. Также в селе было установлено два деревянных поклонных креста: один – в падушке Разлог, а второй – на Стуковой горе, куда ходили на все православные праздники. Вне храмов и кладбищ у креста можно было помолиться.
А говор, а говор – особый деревенский, забайкальский! Вот, например: «Садитесь, девки, чаёвничать будем. Не бегайте долго, а то хиус охватит. Пошто долго не приходила?» С закрытием школы семьи переехали в село Нижние Ключи, где мы и живём сейчас. Приехав в Борщовку в очередной раз, стоя на берегу Кулинды, написала вот такое стихотворение.
Борщовка – родина моя!
Люблю тебя я всей душой,
И лучше нет деревни той!
Над Кулиндой вьётся синенький дымок,
И ольху качает лёгкий ветерок.
Посмотрю налево –
Там стоит скала,
Посмотрю направо – Стукова гора.
Озеро в деревне небольшое есть,
Говорят, желания загадывают здесь.
Вновь глаза закрою, тихо постою,
Вспомню своё детство, мамочку свою.
Клуб и кинобудка – вот стояли здесь.
На концертах в клубе негде было сесть.
И артисты местные были, все свои,
Пели и плясали чуть не до зари,
А наутро дружно на работу шли.
Вот на этом месте колхозный был амбар,
Зерно там караулил старый дед Макар.
Школа на пригорке, рядышком была:
Всех ребят борщовских к себе она звала.
И бежали дружно, весёлою гурьбой
К учительнице строгой, но такой родной.
Исчезли давно школа,
Исчез и клуб, амбар.
Зерно не караулит старый дед Макар.
Борщовка – родина моя!
Люблю тебя я всей душой,
Но больше нет деревни той!
Живя в Нижних Ключах, мы часто встречаемся с нашими борщовскими, разговариваем на ту или иную тему, у нас разные взгляды на тот или иной вопрос, но в одном мы едины. Спросите, в чём? Отвечу: «Нет ничего красивее, роднее, милее нашей малой родины, нашей Борщовки!»
Людмила Перекрестова,
село Нижние Ключи Нерчинского района,
фото из архива автора