Перловая каша с ошурками и хлебный квас с хворостом – так возрождают казачьи традиции в селе Доронинское Улётовского округа. Здесь даже молодёжь и дети знают, что бусы в казачьем женском костюме служили в качестве оберега. Ну а чтобы не скучать, в сельском ансамбле самые лучшие инструменты – это рубель, ширкунок и копытца.
В гости на день
Авторы этого уникального проекта – заведующая Доронинским домом культуры Марина Пупкова и его художественный руководитель Нина Богодухова – потомственные казачки. Для гостей села и района они устраивают туристический маршрут одного дня – готовят традиционные народные блюда, рассказывают об истории малой родины.
В их руках простые предметы старинного быта легко становятся музыкальными инструментами. К примеру, рубель – деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья и накатки кож.
А что ещё, рассказывает Нина Богодухова: «У нас есть такой инструмент – рубель. Есть ширкунок, сделанный из бересты. Есть кугиклы – это такие пластиковые трубочки, которые приткнуты с одной стороны, чтобы на них можно было играть. На инструменте под названием копытца можно извлекать звуки, которые похожи на стук копыт скачущего, шагающего или бегущего рысью коня. Также – деревянные трещотки. Даже такой инструмент, как обыкновенная стиральная доска, по которой играют специальной деревянной ложечкой, очень хорош!»
Ошурки похожи на шкварки
Специально для гостей там накрывают большой стол с традиционными казачьими блюдами – пшеничной, гороховой, ячневой и перловой кашами. Отличное дополнение к этому – густой кисель, забайкальский чай и хлебный квас. Ещё – пироги с разной начинкой, хворост и горячая картошка с ошурками – сильно зажаренными кусочками сала или жирного мяса.
Нина Богодухова поделилась с нашими читателями рецептами приготовления некоторых блюд.
«Пшеничную кашу варим на молоке. Вода закипает, потом доливается молоко. Всё доводится до кипения, спускается промытая крупа, чуть-чуть прокипит, добавляется соль и сахар. К концу варки, когда она уже набухла, сыпем соль и сахар, кладём масло сливочное и ещё немного томим. Потом каша снимается и настаивается, – такой рецепт она подсказывает нам. – Чтобы сделать мягкую и вкусную перловую кашу, крупу надо долго проварить в воде, посолить и добавить сливочное масло. Получается очень вкусно! Потом можно ещё добавить молоко и прокипятить в нём. А вот забайкальский чай – значит, очень густой, заваренный в чайнике, настоянный в тёплом месте и забеленный молоком. Тогда, конечно, он вкусный!»
Одежда тех времён
Заведующая Доронинским дома культуры Марина Пупкова по совместительству является руководителем народного фольклорного коллектива «Сударушка». Поэтому история казачьего костюма ею изучена не по журналам и энциклопедиям, а по настоящим лекалам, по которым шили улётовские бабушки.
«Казачий женский костюм состоит из юбки и кофты с баской. У нас очень много пуговиц – доходит до 30 штук – или впереди, или сзади. Все они застёгиваются и обшиты разными лентами, обшиты разными бейками и зигзагами, – рассказывает Марина Пупкова. – Одежду мы делали по лекалам нашего сельского музея. Есть у нас ситец – синий, красный и зелёный. Сейчас даже таких принтов нет, а раньше ситец был замечательный! И если кофта и юбка были одинакового цвета, значит, то была богатая семья. А если разные, то победнее. Пуговицы могли быть одинаковые или разные, как насобирали… В нашем костюме, а это не у всех казаков, обязательно есть запон. Тоже красиво украшенный, но в основном белый. И его украшали. И важно, чтобы бусы обязательно присутствовали – они как оберег. Раньше в первую очередь смотрели не на лицо женщины, а на бусы, чтобы не сглазить. И обязательно у забайкальской казачки, а их называли не женщины, а бабы, должен быть платок. Когда шли на гуляния, то они, конечно, могли надеть шаль, но обычно повязывали по-замужнему платок назад».
…Селу Доронинскому в этом году исполнилось 315 лет. О том времени сохранилось много интересных документов. Самый первый об истории села Доронинского 1709 года называется «Челобитная гулящего (свободного) человека Герасима Носырева», в котором «испрашивалось у местного начальства разрешение на поселение в местечке при впадении речки Доронинка в Ингоду». Поэтому потомственные казачки Марина Пупкова и Нина Богодухова готовы рассказать гостям своего района и села ещё много интересного!
Виктория АЛЕКСАНДРОВА,
фото Марины Пупковой