Хотя до конца года остаётся ещё больше месяца, уже можно подводить предварительные итоги и строить планы на будущее. В нынешних непростых экономических условиях фермеров Забайкалья волнует, останется ли государственная поддержка на прежнем уровне, будут ли работать всевозможные сельскохозяйственные программы развития? На эти и другие непростые вопросы нам поможет ответить Михаил Якимов, руководитель комитета по аграрной политике Законодательного собрания Забайкальского края.
– Михаил Александрович, бюджет Забайкалья на 2025 год одобрен в первом чтении. Как вы оцениваете краевую казну?
– Напомню, на 2025 год доходы бюджета – 131,2 млрд рублей, расходы – 139,8 млрд рублей, дефицит – 8,6 млрд рублей. Данный бюджет социально ориентированный, потому как более 53% расходов – средства соцсферы (образование, здравоохранение, культура и социальная политика). Бюджетный прогноз предполагает развитие экономики края в части реализации государственной политики и всех национальных проектов, которые работают в регионе.
Положительным в бюджете Забайкальского края стало увеличение зарплаты. Отдельным работникам соцсферы её поднимут на 13,7%, минимальный размер оплаты труда – на 16,6%. Оплата труда «неуказным» работникам с 1 октября увеличится на 4,2%.
Помимо этого, повысится сумма школьного питания для детей из малоимущих семей, что позволит сделать меню разнообразнее. С 1 сентября 2025 года сумма на эти цели с 45 рублей возрастёт до 86 рублей. Размер блюда увеличится почти в два раза.
Лекарственное обеспечение отдельным категориям граждан вырастет в 3 раза, расходы на подготовку к зиме увеличатся в 2 раза в 2025 году. Возмещение выпадающих доходов ресурсоснабжающим предприятиям будет полным и составит более 3 млрд рублей.
– А какие суммы в бюджете предусмотрены на сельское хозяйство?
– Так как я возглавляю аграрный комитет, то больше всего меня волнует размер помощи этой отрасли. Бюджет министерства сельского хозяйства, как и в 2024 году, составляет 1,3 млрд рублей. То есть вся господдержка сохранена. Ко второму чтению (декабрь этого года) появятся и федеральные средства.
Наиболее востребованные меры – это гранты: «Агростартап» (система поддержки фермеров, сельской кооперации – предусмотрено 131 млн рублей), «Агропрогресс» (семейная ферма, количество заявок было более 160, более 30 заявок удовлетворены, сумма в 84 миллиона сохранена). Разумеется, данную помощь необходимо увеличивать.
Другие формы поддержки – развитие овцеводства, производство шерсти, племенное животноводство, элитное семеноводство – сохранены в полном объёме. И, конечно же, очень необходима несвязанная поддержка фермеров на весенне-полевые работы. Последние 2 года она поставляется вовремя, к весне. Так будет и в 2025 году.
Сохраняется финансирование подведомственных учреждений министерства сельского хозяйства – Читинской госконюшни (25,5 млн рублей), ботанического сада (бюджет увеличен на 2 млн рублей). Госплемцентру также предусмотрено 20 млн рублей.
Из 1,3 млрд рублей на господдержку фермеров будет направлено более 450 млн рублей из регионального бюджета.
На протяжении последних лет в Забайкалье реализуется проект по строительству овцеводческих монокомплексов. Он позволит не только увеличить поголовье, но и сохранить забайкальскую тонкорунную породу овец, численность которой, к сожалению, снижается, а также сделать привлекательным труд чабана. В этом году на реализацию проекта выделено 29,8 млн рублей, в 2025 году будет направлено уже 65 млн рублей.
На товарное кредитование по программе помощи «Семейная отара» в 2024 году выделено 50 млн рублей, в следующем году предусмотрено уже 90 млн рублей. В рамках программы фермеру предоставляется поголовье овец на срок от 3 до 5 лет. Народившееся за это время поголовье передаётся новым фермерам. В нынешнем году на участие в программе поступило 27 заявок.
– Что, на ваш взгляд, ещё не учтено при формировании бюджета на 2025 год?
– Обеспокоенность вызывает модернизация сельскохозяйственной техники.
В этом году на неё предусматривалось 190 млн рублей, которые, в том числе, уходили на погашение долгов прошлых лет. На 2025 год на эти цели запланировано 125 млн рублей, это существенное снижение. Депутаты настаивают на увеличении средств на эти цели, поскольку износ техники составляет 80%.
Также в 2025 году необходимо выделить средства Государственной ветеринарной службе на приобретение специализированной техники для утилизации трупов больных животных. Не стоит забывать, что граница Забайкалья с сопредельными государствами составляет более 2000 км, в регионе есть природные очаги болезней, общих для человека и животных.
– Депутат Георгий Шилин говорил о том, что необходимо увеличить сумму на питание студентов средних профессиональных учреждений. Поддерживаете ли вы его решение?
– По долгу службы застал то время, когда студенты рабочих специальностей получали достойное питание. Сейчас оно составляет всего 45 рублей в день, но я считаю, что те ребята, которые учатся на рабочие профессии, должны питаться за 80–100 рублей. Это уже старший подростковый возраст. И они живут не дома. В Приаргунск, например, приезжают учиться из 6 районов, и понятно, что родителям трудно выделять средства на продукты детям.
– Весной этого года вы и ваши коллеги побывали на юго-востоке Забайкалья и обсудили проблемы с заготовкой дров. Удалось ли их решить?
– Эту проблему комитет отрабатывал в течение года, сделав анализ по природным зонам края (степным, лесным и лесостепным). Основные проблемы: дорого и далеко. Расстояние до лесосек увеличилось от 100 до 200 километров, стоимость одной машины топлива возросла до 30 тыс. рублей. В Ононском районе почти нет лесосек, местные жители заготавливают топливо в близлежащих районах. Буквально в октябре принят закон края, позволяющий заготавливать единичные погибшие деревья вблизи от населённых пунктов. Речь идёт о горельнике, сухостое, буреломе и ветровале. Плюсы решения: лесосеки находятся не дальше 10–15 километров от сёл. При этом цена кубометра дров в 10 рублей (закон 2014 года) продолжает действовать. Схема работы теперь такая: частное лицо обращается в местное лесничество муниципалитета, оно отрабатывает с минприроды края вопрос, где отводить лесосеку. Затем местному жителю предоставляется территория, на которой он может вести заготовку древесины. Я считаю, что такое решение позволит снизить стоимость заготовки дров. Сейчас в регионе насчитывается 325 тыс. гектаров лесных насаждений с одиночными погибшими деревьями, где нельзя проводить санитарную рубку. Зато теперь в них можно заготавливать погибшие деревья. В целом на нужды отопления населению Забайкалья в год требуется 700 тыс. кубов древесины.
Также везде есть валежник, который можно брать бесплатно, достаточно оформить документы. Это тоже плюс и для леса – устраняется пожарная опасность, и для населения – есть доступ к топливу. А если лесосеки удалены от села, то лучше всё-таки для нужд отопления использовать твёрдое топливо – уголь. Полномочия по организации заготовки топлива – в ведении муниципалитетов, значит, надо возвращаться к райтопам, гортопам. В Нижнем Цасучее, и подобном ему райцентре можно подключить дома к централизованному теплоснабжению.
– Появились ли новые райтопы в Забайкалье?
– Остались те, что были сохранены ещё с советских времён. Но топливо предоставляют лесничества, подведомственные минприроды края.
– Не проще ли пустить народ в лес за валежником безо всяких документов? Пусть люди в зимнее время, когда нет пожарной опасности, свободно приходят в леса и убирают его от упавших деревьев, устраняя эту самую пожарную опасность, как думаете?
– Нельзя никого распускать. Есть правила и порядки, которые позволяют готовить дрова, и этот порядок должен работать. Не будет порядка, мы вообще останемся без леса.
– А насколько выдача разрешений на заготовку топлива заволокичена?
– Много зависит от информирования на местах. А в местных лесничествах порой информации о возможности заготовить дрова нет. Важно, чтобы муниципалитет оговорил порядки с лесничествами, всё зависит от того, как нарежут лесосеки.
Общий срок процедуры составляет 1–2 месяца. Я считаю, что до пожароопасного периода все желающие топливо заготовят.
– Как, по-вашему, решить проблему с бродячими собаками? Усыплять их, содержать пожизненно? Ситуация чрезвычайная: бродячие псы убивают людей.
– Законодательство должно обеспечивать безопасность для жизни и здоровья граждан. Аграрный комитет заксобрания на протяжении всего третьего созыва плотно работал над тем, чтобы внести поправки в федеральное законодательство, предусмотрев эвтаназию безнадзорных животных, которым не могут найти хозяев. Мне и моим коллегам здоровье и жизнь человека дороже всего. Но наш закон был отклонён в Госдуме, его даже не стали обсуждать. В дальнейшем вступил в силу федеральный закон о наделении субъектов РФ полномочиями в части безнадзорных животных.
Пользуясь этими полномочиями, в апреле 2024 года мы приняли закон, который предусматривает эвтаназию социально опасных и больных животных. Однако Конституционный суд России на примере аналогичного закона Республики Бурятии отклонил возможность умерщвления собак. Но власти ряда регионов, например, Оренбургской, Магаданской областей и Республики Бурятия, пошли по другому пути. Они вводят режим экстраординарной ситуации на 3 месяца, который позволяет в связи с увеличением численности животных отлавливать их, содержать 10 дней, пока не найдётся хозяин, и, если этого не произошло, умерщвлять. Сейчас комитет изучает этот опыт. Поголовье бездомных собак в крае – 7 тыс. особей, более 4 тыс. содержится в приютах и пунктах временного содержания. Сегодня мы расходуем 279 млн рублей на их содержание. Эти деньги можно было бы направить на какие-то другие насущные нужды.
– Вернёмся к проблемам сельскохозяйственной отрасли. Что с компенсацией за урожай, погибший от засухи и снега?
– Всё-таки находимся мы в зоне рискованного земледелия. К сожалению, нынешний год для селян стал трудным. Летом была засуха, а в сентябре урожай погубил внезапно выпавший снег. Сейчас важно возместить ущерб, причинённый стихией. Речь идёт о более чем 400 млн рублей. Селяне ждут этой помощи. Власти края ставят вопрос перед федеральным центром о компенсации ущерба из федерального бюджета. В то же время параллельно прорабатывается вопрос компенсации ущерба за счёт регионального бюджета.
Тем, кто готовил сено в других районах, компенсировали 40 млн рублей. Но корма низкого качества, так как косили их в августе-сентябре, а не в июле. В итоге получается лишь 10 кормовых единиц на условную голову скота вместо 20. Ну а 10 недостающих кормоединиц фермерам придётся восполнять концентратами.
Михаил Александрович Якимов
Депутат Законодательного собрания Забайкальского края, председатель комитета по аграрной политике.
Родился 20 марта 1962 года в селе Булдуруй 1-й Нерчинско-Заводского района Читинской области.
В 1983 году окончил Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности «Зоотехния»; в 2005 году – Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию им. В.Р. Филиппова по специальности «Экономика и управление на предприятиях АПК».
С 1983 года главный зоотехник совхоза «Рассвет», с 1987 года заведующий учебным хозяйством Приаргунского профессионального училища №31, с 1995 года и.о. директора этого училища, с 1996 года директор государственного профессионального образовательного учреждения «Приаргунский государственный колледж».
Избирался депутатом Законодательного собрания Забайкальского края с 2018 года.
Заслуженный работник образования Читинской области. Почётный гражданин Забайкальского края.
Виолетта ВДОВЯК,
фото автора