Продолжение. Начало в № 49
В сопровождении Александра Номоконова мы посетили место, где миллионы лет назад было дно моря и до сих пор находят отпечатки личинок подёнок (насекомые), двухстворчатых рачков, рыб Lycoptera, у которых уникальная сохранность чешуи, плавников более крупных древних осетровых рыб, охотившихся на более мелких костистых рыб до 12 сантиметров в длину. Из-за скрюченного состояния рыб палеонтологи предположили, что они погибли из-за попадания в воду горячего пепла, выброшенного вулканами, и определили возраст находок – около 130–150 миллионов лет. Первым описал находки на реке Турге российский путешественник, географ, зоолог, ботаник и натуралист, академик Александр Фёдорович Миддендорф (1815–1894 гг.), с его лёгкой руки появилась наука мерзлотоведение. Отправившись в Сибирь в 1842 году, он составил карту Таймыра, используя работы С.И. Челюскина и Х.П. Лаптева, 18 дней выживал один в буран, первым исследовал Северо-Сибирскую низменность, Амурско-Зейскую равнину, Становой хребет, нижнюю часть бассейна реки Амура, южную часть побережья Охотского моря, Удско-Тугурского Приохотья, Шантарские острова. В отчёте своей обширной экспедиции он составил этнографическое описание сибирских народов, научную характеристику климата Сибири, определил южную границу вечной мерзлоты. Мы же, быстро поставив походные столики и сгоношив наскоро обед, вкусно трапезничали на берегу пересохшей от немыслимой жары Турги. Попрощавшись с Александром Андреевичем, двинулись дальше. Лицезрели развалины некогда красивого городка Мирного, станцию Бырка, а затем покатили в сторону Ононского района, к месту, где есаул Третьяк пересёк реку Онон.
На берегу седого Онона
Пыльная дорога вела наш кортеж к старинному селению караульских казаков под названием Первый Чиндант, но в районе Усть-Борзи нас встретил ливень, подтвердивший успех нашей небольшой экспедиции. Потоки воды устремились по дороге на подъёме от моста через узкую ниточку Борзянки, и мы, свернув по дороге на Старый Чиндант, спустились вниз, где нас ожидали внезапно появившиеся от дождя озерца. Где-то в этих местах стояла Старочиндантская крепость, отсюда уходили на караулы казаки.
На берегу Онона разбили лагерь, быстро поставив пять разноцветных палаток, и уже на костре готовилась пища в знакомых по прошлым поездкам котелках, раскинулась скатерть-самобранка походного производства. Дым костра и запахи варева манили наши нежные желудки. Поздравили друг друга с началом экспедиции, предоставив слово каждому, торжественно вручили дипломы тем, кто активно работал в прошлом году на раскопках в археологической экспедиции «Сухой Арбулак – 2023». Самые юные участники этой экспедиции – Владислав Полынцев и Мирон Малахов, внимательно обследовавшие окрестности и собравшие хороший подъёмный материал, помогавшие взрослым, повзрослевшие и многое познавшие в экспедиции.
Плотно подкрепившись, стали мы вспоминать давние поездки, друзей из археологических школьных объединений и их руководителей, находки на Ононской земле, которые хранятся в музее села Нижний Цасучей. Некоторые учёные мужи решали вопросы мировой археологии, готовя завтрак.
Ранний подъём. Завтрак. Сборы. Уборка территории. Снова в путь. Вчерашние озерца куда-то исчезли. Заехали на источник, спустились в ров за водой и двинулись дальше…
Первый Чиндант
Из дневника есаула И.А. Третьяка: «…16 июля. Утро было ясное; открывался величественный горный вид с обильными пастбищами, среди которых кое-где особняком бродили небольшие стада скота. Легко преодолевая невысокие перевалы, опустились мы в широкую и длинную долину. Следуя по извилистой долине, достигли реки Онон. Река в обыкновенное время, при отсутствии выпадения атмосферных осадков в её верхах, в низовьях при плоских своих берегах, во многих местах в брод проходима. Однако частые дожди усилили быстроту течения и увеличили ширину реки так, что левый её пологий берег, заросший мелкой древесной растительностью, был совершенно залит водою, и удобные прежде для переезда участки реки оказались теперь недоступными для переправы… Переправившись и нагрузив снова телегу, двинулись дальше, но уже к настоящему руслу реки, где имелся для переправы небольшой паром. Установили на паром телегу, привязали к ней лошадей, укрепили руль и переправились на шестах. Река Онон против Чиндант-Гродековского посёлка (так с октября 1904 года называлась Первая Чиндантская станица, находящаяся на территории Акшинского уезда, в которую входили посёлки: Борзинский (сейчас Усть-Борзя), Старо-Чиндантский и Цасучеевский) шириной до 100 слишком сажень, имеет берега: правый – скалистый, левый – более пологий, дно твёрдое, песчаное с примесью гальки и глубину более полутора сажени при быстром течении. Чиндант-Гродековский посёлок, расположенный за небольшим холмом правого берега довольно бурливого Онона, крайне беден – дома, в большинстве, старой постройки».
Мы посетили село Чиндант 1-й 28 июля. Посетили на берегу реки место, где причаливал в давние времена паром, а позже был мост. К большому сожалению, не смогли попасть в школьный музей и музей казачьей старины в Доме культуры: воскресенье – нерабочий день для культуры. По старинной, о чём свидетельствовала довольно глубокая наезженная колея, просёлочной дороге, петляющей среди сосен, мы двинулись в сторону села Кулусутай в дальнейший путь с остановкой на осмотр выдувов на границе соснового леса, где приятно работать на равнине древнейшего морского дна.
Продолжение следует…
Михаил МАЛАХОВ,
фото В. Рыбина