Пробираясь в третье измерение. Часть 3

Итак цель – прорваться, пробиться, переместиться из убогого двухмерного мира плоскости изображения в полноценное трёхмерное пространство со всеми его прелестями и реализмом в виде восхитительных параметров: длины, ширины и глубины. Коротко напомню, друзья, чем закончилась вторая часть нашего разговора о попытках кинематографа проникнуть в мир третьего измерения: к концу 1960-х годов, несмотря на то, что 3D-кино обогащалось всё более новыми техническими достижениями, оно оставалось стереоскопическим, то есть, по существу, не выходящим за рамки киноэкрана. Ситуация стала меняться с открытием в 1971 году венгерским физиком Деннисом Габором голографии (от древнегреч. holos – полный и grapho – пишу, то есть полная запись).

Голографическое изображение, в отличие от стереоскопического, на самом деле является трёхмерным (!), и его можно видеть под разными углами и без очков. Однако учёные и деятели искусства вскоре признали, что голографические фильмы скорее показали свои ограничения, чем свой потенциал, что было результатом больших технических трудностей, связанных с этой технологией. Например, во Франции голографический фильм хронометражем порядка десятка секунд можно было смотреть всего двумя зрителям одновременно и только внутри аппарата, который представлял собой кабину около 2 метров высотой, 60 сантиметров шириной и 70 глубиной, что всё вместе было неприемлемо для массового показа…

Ну что, уважаемые друзья, продолжим. Ибо далее была…

Русская сенсация

В 1976 году, 7 октября, после напряжённых исследований группой профессора Виктора Григорьевича Комара (Научно-исследовательский кинофотоинститут СССР – НИКФИ) был снят первый по-настоящему голографический экспериментальный мини-фильм. Он был продемонстрирован во время очередной ежегодной престижной международной научно-практической конференции UNIATEC (Международный союз технических кинематографических ассоциаций), которая проходила в том же году в Москве. В тот день на небольшом специальном голографическом экране (60×80 см) четыре человека одновременно (по обе стороны экрана!) увидели чёрно-белый полуминутный ролик, в котором на крупном плане девушка, одетая в русский наряд, медленно перебирала драгоценности в хрустальной вазе. Девушка, ваза и сокровища казались абсолютно реальными и как будто просто висели в воздухе… Зрители были в шоке. В зале, когда был включён свет, стояла тишина, а потом пространство взорвалось овацией. Эта сенсационная демонстрация показала громадные возможности и перспективы развития абсолютно нового, революционного развития художественного кинематографа.

Несколькими годами позже группа профессора Комара всё же решила проблему цвета. В 1984-м было снято несколько коротких голографических фильмов с цветным трёхмерным изображением. Голография наконец-то продемонстрировала свой настоящий потенциал. После этих фундаментальных достижений идея голографических фильмов обрела популярность среди кинематографистов. Так, Андрей Тарковский, выступая в 1985 году перед итальянскими коллегами по цеху, сказал: «Важнее всего для кино было бы стать голографическим».

Как снимается и как смотрится?

В отличие от обычного кинематографа, оно использует иные принципы съёмки и воспроизведения. Главным источником, гарантирующим в дальнейшем полноценное объёмное изображение в съёмке голограмм живых динамических объектов (люди, животные, движущаяся техника и т.д.), являются импульсные лазеры. Снимаемая сцена освещается лазерным светом трёх длин волн – красного, зелёного и синего излучения – и фиксируется специальной кинокамерой (единственной в мире, разработанной учёными НИКФИ) на особую голографическую киноплёнку шириной в 70 мм и непривычным кадром размером 5×5 сантиметров.

Что же касается массового показа голографических фильмов, то для этого группа В.Г. Комара также разработала специальные проекторы и уникальные экраны. Просматривая ныне, уже в двадцатых годах XXI века, современный 3D-фильм, мы всё равно будем видеть изображение, идущее всё с того же большого плоского белого экрана. На сеансе голографического кино всё по-иному: «хитрый» экран представлял собой запись голограммы вогнутого зеркала на большой стеклянной светочувствительной пластине диаметром порядка 2,5 метров.

Дело в том, что голограмма имеет весьма удивительное свойство. Если методом голографии сфотографировать, допустим, линзу от какого-либо оптического прибора, то голограмма этой линзы и будет этой линзой со всеми её оптическими свойствами. Если сделать голограмму зеркала, то она и будет являть собой зеркало с теми же его возможностями – оптическими и отражающими. Прямо чудеса! Итак, на это голографическое зеркало проецировалось полноценное трёхмерное изображение, причём такое, что его можно было запросто оглядывать с любой стороны зала. При этом создавался эффект нахождения картинки прямо в воздухе. В ближайших перспективах подобный экран планировалось увеличить в несколько раз, и зал такого голографического кинотеатра мог бы уже вмещать до 1000 зрителей.

Кино в настоящем третьем измерении

В процессе дальнейшей работы группой Комара была создана действующая экспериментальная система голографического кинематографа, и в 1986 году на студии им. Горького в Москве была начата киносъёмка первого 20-минутного голографического фильма. Одновременно Правительством СССР было принято решение о постройке в Москве первого в мире голографического кинотеатра. К сожалению, с началом разрушительной горбачёвской перестройки финансирование работ по голографическому кино было прекращено. Тем не менее, в 1991 году советские учёные и киноинженеры НИКФИ получили самую престижную кинематографическую награду – «Оскара» – за технические достижения в области трёхмерного кино. Интересен тот факт, что до сих пор никто в мире, кроме России, подобными технологиями не обладает. Теперь вернёмся в наш 2024 год.

3D: как это показывается и смотрится

С приходом XXI века и его компьютерно-цифровых технологий интерес к 3D-кино вспыхнул с новой силой. Производство объёмных фильмов и последующая демонстрация оных значительно удешевились, что окончательно развязало руки продюсерам и режиссёрам. Стала исчезать привычная киноплёнка (хотя, забегая вперёд, отмечу, что так, к счастью, и не исчезла), всё более уступая свои и позиции продвинутым компьютерным видеофайлам. Архаичные сине-красные анаглифические и простые поляризационные очки заменились на крутые «умные» очки с жк-стёклами и спектральными фильтрами. В цифровом проекторе для кинотеатра (для примера берём самую общую и простейшую схему процесса рождения объёма на экране), снабжённом мощнейшей лампой в 7000 Вт и вращающимся со скоростью 1440 оборотов в минуту перед объективом прозрачным диском (в продвинутых моделях диск был расположен внутри проектора, а в современных его вообще заменили на неподвижную поляризационную рамку-экран перед объективом на отдельном блоке – приставке) с такими же спектральными фильтрами, как и на очках, изображение, разложенное на красный (К), зелёный (З) и синий (С) цвета, проецируется на обычный широкоформатный экран. За последовательностью разложения кадров по цвету следит сервер. Простым глазом картинка видится троящейся и смазанной, но стоит надеть «умные» очки, как изображение обретает объём и небывалую глубину пространства. 3D-эффект возникает благодаря тому, что стёкла очков фильтруют разложенное проектором на три цвета изображение и собирают в единое, но своё для каждого глаза в отдельности. Именно по такому принципу демонстрируются 3D-фильмы в наших кинотеатрах (см. схему) и не только. По крайней мере, до недавнего времени, ибо к настоящему 2024 году можно с большой долей вероятности сказать, что 3D-фильмы исчерпали свои возможности и стали просто не нужны как зрителю, так и тем, кто вкладывал финансы в создание такого кино. Иначе говоря…

Наигрались, насмотрелись

Немного простой статистики (сразу отмечу, что речь идёт о полноценных 3D-фильмах, а не адаптированных в объём картинах обычного плоского формата). В 2007 году в формате 3D в мировой прокат вышел всего один фильм – фэнтези-боевик «Беовульф» и пара мультиков, 2008-й отметился также единственным 3D-фильмом-мультиком «Мухнём на Луну». Но новое объёмное кино уже было готово к старту. И он состоялся! После сенсационного выхода в декабре 2009 года 3D «Аватара», да ещё в формате IMAX, следующий, 2010-й, уже порадовал соскучившуюся по объёмно-масштабным зрелищам публику – сразу 33 картины (включая мультики). В 2011-м в прокат вышло уже 49 фильмов (это был исторический максимум). Интерес к 3D-кино держался ещё 6 лет, пока не настал 2018-й с его резким спадом в виде жалкого десятка фильмов. В 2019 вышло лишь две картины, а в 2021-м вообще всего один (!) фильм, да и тот – мульт. К настоящему 2024 году в мировой прокат вышло вновь всего 3 фильма и 7 мультов. Судя по всему, в силу ряда причин интерес к кино в формате 3D уже вряд ли повысится. Почему? Первое: несмотря на доступные ныне технологии, в объёмном кинематографе фильмы всё равно получаются более затратными (более громоздкие и дорогие камеры и прочий киноинструментарий и т.д.), чем обычные плоские. Второе: зритель во время просмотра обязан надевать специальные очки, что связанно с рядом индивидуальных неудобств. Третье: несмотря на совершенство проекторов, картинка на экране время от времени может двоиться, троиться, доставляя зрителям дискомфорт, а у некоторых вызывая чувство неприятного головокружения, головной боли и даже тошноты. Четвёртое: изображение на экране, несмотря на «ум» очков, остаётся более тёмным, нежели во время просмотра плоского фильма. И, наконец, пятое, пожалуй, самое неприятное и отталкивающее зрителя: входной билет на 3D-фильм стоит в среднем в два раза дороже! Что может спасти оказавшееся в глубоком кризисе 3D-кино (если его вообще надо спасать)? Только революция! А её движущей мощнейшей силой может стать настоящее кино третьего измерения – голографическое. Ну или, как альтернатива, все зрители могут удрать в виртуальный мир при помощи стремительно развивающегося ИИ, что может быть чревато…

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)