Продолжение. Начало в №49
Немного из истории
В Юго-Восточном Забайкалье находится Торейская депрессия – обширное, протяжённостью в сотни километров, понижение, простирающееся от южных отрогов Борщовочного хребта на северо-западе до предгорий горы Баян-Ула (Китайская Народная Республика) на юго-востоке. Заложенная в мезозое Торейская депрессия в последующее время (конец мезозоя и весь кайнозой) претерпевала значительные изменения, в результате к настоящему времени образовалась обширная, местами всхолмленная равнина, на которой расположены крупнейшие по площади водоёмы Забайкалья – Торейские озера, и которую пересекает одна из крупнейших рек – Онон.
В 1964–1967 годах на части Торейской депрессии, включающей долину Онона и Торейские озера, проводилась геологическая съёмка, во время которой было обнаружено и обследовано более сотни археологических памятников разного возраста, большинство из которых относятся к поздней бронзе – раннему железу. Наряду с многочисленными изделиями из халцедона и яшмы (наконечники стрел, скребки, нуклеусы) обнаруживаются орудия и предметы быта из бронзы и железа (пряжка, пуговицы, наконечники стрел, нож), обилие обломков глиняной посуды, следы плавилен, шлак и даже рыболовные принадлежности (грузило), встречаются кострища, сохранившиеся обычно на дне котловин. Следует предположить, что жилища располагались там, где было хорошее наполнение многочисленных пресных озёр. В период усыхания озёр обитатели стоянок были вынуждены покинуть обжитые места и уйти в места с более благоприятными условиями жизни. И автор статьи «Археологические памятники и палеогеография Торейской депрессии» В.Х. Шамсутдинов утверждает, что изучение недавней истории обитателей Торейской депрессии должно осуществляться комплексно, с использованием археологических, палеонтологических и геологических методов.
По мере приближения к границе степной зоны показались выдувы. Обследовав их большие площади, ничего, кроме современного мусора с близлежащих стоянок, мы не нашли. Двигаясь дальше, наша дружная группа увидела небольшие места, где в результате кропотливой работы был найден, к великой нашей радости, подъёмный материал, состоящий из изделий из железа, правда, сильно попорченный разрушениями и временем: наконечники копий и стрел, удила и стремена, фрагменты казана, крепление юрты. Присутствовали находки из халцедона: часть обработанного желвака, обломанный наконечник стрелы, скребок с ретушью, обломок шлифованного орудия труда, различные заготовки, а также фрагменты керамической посуды из глины. Хорошие находки принёс опытный поисковик Сергей Александрович Бакшеев вместе с ватагой. Солнце клонилось к горизонту, все пошли ставить лагерь и готовить обед сразу с ужином, а Александр Иванович Рыдченко с Мироном направились в необследованный соседний выдув. Пришли они на запахи приготовленного опытными кулинарными руками Евгения Васильевича Вологдина яства и обалденного чая «с дымком». Усевшись культурно за походные столы, усталые, но радостные, рассматривали новые находки – металлические наконечники и каменные орудия.
Сон в сосновом лесу был крепким, слышно было лёгкое посапывание уставших за трудный жаркий день мальчишек, а взрослые тяжёлыми звуками своих «инструментов» стройно вторили им в унисон. Подъём немножко затянули, костровые разогрели завтрак. Дружно собрали палатки, рюкзаки, спальники, убрали за собой некоторый мусор. Телефонный звонок поведал, что нас ждут в библиотеке села Новая Заря.
Встречи с жителями Новой Зари
Дорога, по которой когда-то ехал есаул И.А. Третьяк со своими спутниками в далёкое путешествие в Монголию и Китай, привела нас в гостеприимное село, где проживают люди разных национальностей. Мы внимательно осмотрели комнаты местного музея, в котором собраны уникальные экспонаты о людях этого села, возникшего в годы коллективизации, об истории села, достижениях колхоза «Гигант», знаменитых односельчанах. Экспозиции оформлены со вкусом и многое нам рассказали. Я долго стоял около фотографии фронтовика, кинооператора, создавшего документальную историю своего родного колхоза, Дондока Халзаевича Халзаева, с которым мне посчастливилось встречаться. Об этом замечательном человеке есть материал в книге «Мы помним тебя, солдат», презентация которой состоялась в местной библиотеке.
Мы благодарны жителям села, пришедшим на встречу с нами. Познакомились с почётным колхозником, знаменитым чабаном, имеющим много трудовых наград, Насаном Очировичем Будаевым, который вызывал на социалистическое соревнование коллектив камвольно-суконного комбината. Несмотря на преклонный возраст, он мастерски водит машину. О своём отце, пропавшем без вести в боях за наш многострадальный народ, поведала жительница Оширова, рассказала о семейной реликвии – узеньком ремешке, с гордостью хранимом многочисленными потомками воина. Учитель физкультуры Любовь Ухимовна Раднаева вдохновенно прочитала наизусть замечательные стихи. Познакомились мы с простым в общении ламой Тумэном Нимаевым и другими жителями села.
Зал библиотеки был полон, присутствовали и молодые жители села, которые познакомились с авторами второго тома книги, изданного в «Академиздате» города Новосибирска. Дружно встретили своего земляка, одного из авторов книги Владимира Викторовича Рыбина, который учился в Новозоринской школе. Предоставили слово другим авторам – жителю посёлка Кокуй Евгению Васильевичу Вологдину и работавшему учителем в Ононском районе в 70-е годы Михаилу Трофимовичу Малахову. Было много пожеланий, благодарностей. На некоторые вопросы ответил краевед, участник многих экспедиций и сплавов житель посёлка Харанор Александр Иванович Рыдченко. После торжества нас ожидал шикарный стол, приготовленный радушными хозяевами. Посетили мы Тарейский дуган «Дэчен Лхундублинг», возведённый жителями села в 2012 году, где вновь зазвучали буддийские мантры. А встретил, повязав нам хадаки, лама Тумэн Нимаев, он рассказал об истории, древних традициях добрососедства, о людях, бескорыстно помогавших, чтобы претворить в жизнь задуманное, пожелал нам благополучия. С чувством благодарности и гордости за единство в делах и помыслах жителей этого гостеприимного села, мы снова двинулись в путь.
Продолжение следует…
Михаил МАЛАХОВ,
фото В. Рыбина