Самый зловещий. Как это было

Осень – третье время года, так обожаемое авторами-постановщиками киноужасов, когда тёплое Добро готовится ко сну, а холодное Зло просыпается…

Осень. Лес. Вечер. Старая хижина. Группа молодых людей находит в подвале магнитофон. Мужской голос с плёнки. Страшные слова заклинания и… безумная фантасмагория леденящего ужаса. С экрана ТВ с декодером – цветные (!), заграничные (!), кошмарные лики оживших мёртвых! Сердце сжимается, колотится. Адреналин бушует. Невольные выкрики зрителей…

Вспомнили славное время видеосалонов конца 1980-х и главный хит ужасов? Жуткий и притягательный титр «The Evil Dead» – «Зловещие мертвецы». 40 лет назад завершились съёмки одного из ярчайших, хрестоматийных, классических и культовых фильмов ужасов. Самое время поговорить об этой картине. И для начала замечу, что…

…зритель любит бояться

По крайней мере, половина зрительской аудитории. Сидя в безопасном кинозале или дома, возле телевизора, так приятно пощекотать «захиревшие» от обыденности нервы страшным и необычным, тем, чего (или кого) не может быть.

Фильм режиссёра Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы», позже ставший трилогией, стоит особняком среди многочисленных фильмов-ужастиков. Его премьера состоялась в Детройте в середине октября 1981 года. Мы, жители СССР, увидели кошмарно-мертвецкие фантазии лишь спустя семь-девять лет, благодаря наводнившим СССР видеозалам и видеосалонам.

Как же создавался один из самых знаменитых фильмов ужасов за всю историю кинематографа? А вот как!

Дебютанты в «мертвецы»

В 1979 году кинолюбитель Сэм Рэйми (трилогия «Человек-паук», 2002, 2004, 2007; «Затащи меня в ад», 2009, «Оз: Великий и Ужасный», 2013), коему тогда исполнилось всего 20 лет, получил возможность дебютировать в большом кино благодаря независимой студии Renaissance Pictures. Молодой режиссёр решил сделать ставку на жанр фильма ужасов. Сценарий Рэйми написал сам. Сколотил съёмочную команду из таких же молодых ребят. С актёрами особо тоже не заморачивался – поступил по тому же принципу: взял дебютантов, снимавшихся только в полулюбительских короткометражках (всего шесть человек). На главную роль борца с ожившими мертвецами, Эша, пригласил (см. фото) своего школьного друга Брюса Кэмпбелла («Ловушка на Луне», 1988; «Побег из Лос-Анджелеса», 1996; сериал «Зена – королева джунглей»), впоследствии снявшегося во всех частях трилогии.

Вначале были… «Книга» и любительские 16 мм

Да-да. Ничего зловещего в названии будущего ужасо-шедевра действительно не было. Дело в том, что юный сценарист и режиссёр Рэйми изначально хотел назвать фильм «Книга мёртвых», но главный продюсер проекта Ирвин Шапиро отверг этот вариант, сославшись на то, что молодых зрителей может оттолкнуть слово «книга», как упоминание о школе. Режиссёр согласился и переименовал проект в теперь уже привычных «Зловещих мертвецов».

С финансированием же картины произошёл неприятный для Рэйми казус: вместо запрошенных скромных 350 тысяч долларов студия дала всего 85 000! Недостаток денег сказался даже на расходуемых материалах. Фильм пришлось снимать на 16-миллиметровую киноплёнку, которую обычно использовали продвинутые кинолюбители и телевизионщики (это только потом готовых «Зловещих» перевели для проката в профессиональный формат 35 мм).

«Зловещие» дом, гараж и… навоз

Решили снимать поближе к дому – в Теннесси. Но в местной «тайге» не было подходящей халупы, пока режиссёр случайно не обнаружил совсем рядом от выезда из городка Морристаун, где проживали киношники, заброшенный домишко. Строение было таким ветхим, что его пришлось ремонтировать, проводить электричество и чистить комнаты от конского навоза, коим они были завалены чуть не до потолка.

Съёмки «Зловещих мертвецов» начались 5 ноября 1979 года.

Одной из первых снимали сцену, где пятеро молодых людей едут на пикник в лес, в сданную на прокат хижину. Именно здесь, всего в одном эпизоде фильма, мелькнули двое самых обычных рыбаков, голосующих на обочине дороги. В крохотных ролях засветились сам режиссёр Сэм Рэйми и его друг, продюсер Роберт Таперт.

По ходу действия молодёжь находит в подвале хижины магнитофон, о чём я упоминал в начале, а ещё жуткого вида книгу в обложке из человеческой кожи, написанную кровью («Книгу мёртвых «Некрономикон»), и не менее жуткий кинжал. Интересно, что в самой хижине не было никакого подвала. Киношникам пришлось копать довольно большую яму под полом и устанавливать лестницу, имитирующую вход в подземный этаж. Сам же подвал снимали в собственном гараже режиссёра.

«Sam and da Robsa…», или Вызывая демона

Включив магнитофон, молодые люди узнали, что это за книга и кинжал, а спокойный мужской голос, принадлежащий погибшему доктору археологии, прочёл заклинание из «Некрономикона», вызывающее демонов. Слова заклинания, произносимые с плёнки, звучали настолько зловеще, что уже пугали зрителей.

Помню, как-то давно я провожал вечером из видеосалона после просмотра «Зловещих мертвецов» знакомую девушку. Попытался процитировать: «Сам анд да Робса дас ист хайкер дан ди родса!» Девушка побледнела, шарахнулась и стала слёзно просить меня не произносить «этот ужас». На самом деле, «этот ужас» – центральная фраза заклинания, вызывающего демонов, – значила всего лишь «Сэм и Роб голосуют у дороги» (Сэм Рэйми и Роберт Таперт в эпизоде с рыбаками). Но суровая латынь сделала безобидную фразу поистине «демонической»: «Sam and da Robsa das ist hikers dan dee roadsa!»

Зловеще обкурившиеся и…

Молодой режиссёр на протяжении всех съёмок занимался творческими экспериментами, но не всегда удачно. Так, оригинальный сценарий подразумевал курение марихуаны во время первого прочтения «Книги мёртвых». Рэйми позволил актёрам всё сделать по-настоящему… Увы, сцену пришлось переснимать из-за неадекватного поведения «экспериментаторов».

…зловеще вкусные

Больше всех во время съёмок пришлось повозиться создателям самих «зловещих мертвецов». Чтобы до одури напугать зрителя, вход шли не только грим и пластик. Дабы подчеркнуть адскую, нечеловеческую сущность ужасных порождений тьмы, из их рубленых ран вместо крови хлестала кошмарная белая жидкость, являющаяся на самом деле натуральным… молоком двухпроцентной жирности. В качестве кишок мертвяков использовали окрашенную зелёным цветом… кукурузу, а их содержимого – крем из той же кукурузы. Кровь «фабриковали» из сладкого сиропа «Каро», сливок и красного пищевого красителя.

Что касается пластика, то его тоже было с избытком, да так, что одна из актрис после съёмки не смогла самостоятельно снять грим. Не помогли и специальные растворы. Пришлось сдирать пластик всей группой, в результате чего девушка осталась без ресниц.

Демон, красотка, бельма и режиссёр на четвереньках

Любой уважающий себя монстр в фильме-ужастике, будь он зомби, демон или зловещий покойник, просто обязан хоть разок щегольнуть глазами, состоящими из одних белков. Фильм Рэйми не стал исключением. Однако актрисе Бетси Бейкер, исполнившей роль Линды, возлюбленной главного героя, в которую вселился демон, пришлось… ослепнуть. Временно. Контактные линзы, имитирующие мертвецкие бельма, оказались такими толстыми и почти непрозрачными, что актрисе пришлось играть вслепую. В сценах, где предусматривалось движение, Бейкер снимали только выше пояса: ниже, держа девушку за халат, бегали на четвереньках сам режиссёр и его помощник, «управляя» актрисой.

Канны, Кинг и «Мертвецы»

Съёмки картины завершились 25 января 1980 года. Отснятый материал составил аж 30 километров киноплёнки!

Фильм был смонтирован, оставалось последнее – продать его. И тут на помощь пришёл легендарный продюсер Ирвин Шапиро. Картину он одобрил и вызвался помочь ребятам с дистрибьюцией. Премьера фильма состоялась в Детройте 15 октября 1981 года и прошла с успехом. Далее для раскрутки Шапиро дал ценнейший совет – послать фильм на Каннский фестиваль 1982 года. В престижных Каннах «Зловещие мертвецы» произвели настоящий фурор. Сам «король страхов и ужасов» Стивен Кинг во всеуслышание объявил картину самым оригинальным «хоррором» (фильм ужасов) года.

Запрещённые, «порнографические» и классические

Являясь зрелищем далеко не для слабонервных, «Зловещие мертвецы» были запрещены в некоторых странах. Помимо разгула демонов, обилия крови и натурализма, от цензоров особо досталось сцене, где одну из героинь фильма насилуют деревья. Лента Рейми стала первой, отмеченной в Великобритании как «непристойное видео», её полная версия запрещена там и по сей день. В США «Мертвецы» получили совершенно убийственный рейтинг «Х», приравнивающий картину к… порнографии.

Отзывы критиков по поводу «Зловещих мертвецов» были неоднозначны, но большинство всё же склонялось в сторону положительных. Среди комплиментов – «лучший фильм ужасов года» и «новая классика жанра». Так, в конце концов, и вышло. Лента Рэйми и два её авторских продолжения выдержали проверку временем и гордо взошли на верхушку Олимпа в своём жанре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)