Льготная ипотека, благоустройство парков и дорог, создание новых рабочих мест, повышение уровня образования… Программа «Комплексное развитие сельских территорий» в Забайкалье заработала чуть больше полугода назад. Что было сделано за это время, с какими трудностями пришлось столкнуться при реализации программы и зачем она вообще нужна, рассказывает Альбина КОРЕШКОВА, первый заместитель министра сельского хозяйства региона.
От строительства до ЖКХ
– Альбина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, что это за программа и как она реализуется в Забайкалье?
– С 1 января 2020 года на территории Российской Федерации началась реализация программы «Комплексное развитие сельских территорий». Она пришла к нам вместо госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» и, в принципе, подхватывает все направления ранее действующей программы по созданию благоприятных условий для жизни сельского населения. В первую очередь она направлена на прекращение миграционного оттока, закрепление граждан на селе. Примерно 250 млн рублей из федерального бюджета в этом году будет потрачено на её реализацию.
Программа включает в себя несколько направлений, самое большое – «Современный облик сельских территорий», в рамках которого мы реализуем проекты именно по комплексному развитию сельских территорий.
– Например?
– Направления у нас очень широкие. Начиная от строительства, ремонта, реконструкции объектов социально-культурного назначения (школы, садики, больницы, спортивные сооружения, дома культуры), заканчивая коммунальной инфраструктурой. То есть в рамках программы мы можем построить очистные сооружения, сети водо- и теплоснабжения. При этом у нас есть возможность не только заниматься строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов соцназначения, но и приобретать оборудование для их оснащения. Те же автобусы для школ, домов культуры, учреждений спорта. Возможно приобретение оборудования для столовых, компьютерных классов.
Допустим, мы строим школу. И в рамках строительства мы полностью можем приобрести оборудование для начала учебного процесса и вообще для запуска этой школы. Фактически, мы решаем не только проблемы предоставления социальных услуг, но и такие проблемы, как, например, отсутствие интернета. В Забайкалье этот вопрос стоит достаточно остро, и в нашей программе есть мероприятия по строительству линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети интернет.
Победители отбора
– Как населённому пункту или району поучаствовать в направлении «Современный облик сельских территорий»?
– Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления готовят заявочную документацию по развитию того или иного муниципального образования, конкурсный отбор проводится Минсельхозом России. На самом деле, всё не так просто, потому что очень большая конкуренция между регионами по привлечению федеральных средств. В прошлом году мы первый раз заявлялись на участие в этом мероприятии с проектом по селу Олинск Нерчинского района. Там мы проводим капитальный ремонт трёх социальных объектов – школы, детсада и Дома культуры. Для этих целей в бюджет Нерчинского района направлено 54,1 млн рублей.
– А в этом году?
– В этом году на финансирование с 2021 года мы представили 19 проектов из 13 муниципальных районов. Наши органы местного самоуправления очень активно и продуктивно поработали, заявочная документация всех 19 проектов подготовлена хорошо. Фактически сейчас заседание комиссии по отбору проектов состоялось, и ни один наш проект не был отклонён. Но конкурсный отбор прошли только два – комплексное развитие посёлков Чернышевск и Карымское. На реализацию мероприятий из федерального бюджета направят 377,6 млн рублей. Софинансирование из краевой казны составит 7,7 млн.
– Что там будут делать?
– И в Чернышевске, и в Карымском запланировано строительство ФОКов. Также в Чернышевске проведут капитальный ремонт СОШ №78. В Карымском планируется провести капремонт трёх объектов: средних общеобразовательных школ №1 и №5, а также библиотечно-культурного центра.
Очень хорошо то, что оба этих проекта вошли в перечень проектов в пределах базового бюджетного финансирования. То есть сейчас у Минсельхоза России есть определённые средства, закреплённые федеральным бюджетом на 2021 год, и если смотреть по ранжированию, то проект по Карымскому стоит на втором месте, а проект по Чернышевску – на третьем. Мы предполагаем на 99%, что со следующего года они будут реализованы, и мы получим финансирование. Есть достаточно большое количество проектов, прошедших конкурсный отбор, но не попавших в базовое финансирование, то есть средств федерального бюджета на реализацию этих проектов не хватило.
Если пришёл отказ
– По каким причинам проект может не пройти конкурсный отбор?
– Низкий уровень баллов. Каждый проект оценивается по нескольким направлениям – экономически активное население, которое проживает на данной территории; привлечение внебюджетных средств, поскольку поиск инвесторов, предпринимателей – одно из условий реализации программы; количество вновь созданных рабочих мест; среднедушевые доходы населения и общественная поддержка проекта. За выполнение этих условий комиссия и начисляет баллы. Поэтому в первую очередь рассматриваются те населённые пункты, где есть какая-либо экономика, либо реализуется инвестиционный проект, либо планируется развивать малый бизнес. Поэтому мы рекомендовали органам самоуправления на период реализации проекта подхватить каждое вновь созданное рабочее место – начиная от магазинов и кафе и заканчивая реализацией крупных инвестпроектов. В непосредственной близости от Чернышевска, например, реализуется инвестиционный проект в сфере растениеводства. В Карымском также нашлись предприниматели, которые гарантировали создание рабочих мест.
– Были какие-то достойные проекты, которые не прошли конкурсный отбор?
– Очень жаль, что не прошли проекты из Урда-Аги Агинского района, Улёт, Зуткулея Дульдургинского района, Большой Речки Красночикойского района. В принципе, все районы, которые заявились, максимально отработали все условия. Специалисты, главы районов очень серьёзно отнеслись к этой работе. Нам все проекты жалко, которые не прошли.
Вообще, при других условиях мы более или менее равны с другими субъектами, но вот с созданием рабочих мест… У нас не очень активно развивается бизнес на территории края, поэтому здесь нам сложно конкурировать с той же Якутией, например.
Строим колодцы
– Программа «Комплексное развитие сельских территорий» в крае работает уже полгода. Что удалось сделать?
– Очень многое. Ещё одно направление комплексной программы – «Благоустройство сельских территорий». В рамках тех средств, которые нам были выделены из федерального бюджета, мы в этом году реализуем 45 проектов по благоустройству. Для сравнения, в 2018 году мы могли реализовать только 10 проектов, в 2019-м – 6. Обустраиваем общественные места отдыха, строим детские, спортивные площадки, возможно обустройство тротуарных дорожек, уличного освещения. Были проекты по реконструкции памятников, пять проектов – по обустройству общественных колодцев, водоразборных колонок. В настоящее время завершена реализация 7 проектов в сёлах: в Гунэе восстанавливали памятник, в Хойто-Аге Агинского района обустроили парк отдыха. В Борзинском районе в селе Цаган-Олуй наладили освещение детской площадки, скважины и автобусной остановки, в селе Ключевское обустроили площадку накопления ТКО. В селе Байхор Красночикойского района построили универсальную спортивную площадку, в селе Ага-Хангил Могойтуйского района благоустроили площадь перед Домом культуры, в селе Новый Олов Чернышевского района обустроили общественный колодец и колонку. Общий объём финансирования всех проектов по этому направлению за счёт средств федерального бюджета составляет 36,2 млн рублей.
– Почему такие маленькие объекты?
– Потому что это направление, которое имеет предельную стоимость проекта. Из федерального бюджета на его реализацию можно получить только до 2 млн рублей. Если стоимость проекта выше, то это средства либо муниципального бюджета, либо граждан, либо бизнеса. Край тоже участвует, обеспечивает софинансирование со своей стороны.
Не были готовы
– С какими трудностями и проблемами Забайкалье столкнулось при внедрении программы?
– Труднее всего было изменить мышление наших глав районов. Дело в том, что на протяжении многих лет все знали, что да, была программа «Устойчивое развитие сельских территорий», и все привыкли, что денег у нас в программе нет. И потом, когда деньги появились, районы к этому не были готовы. Например, для того, чтобы участвовать в программе «Современный облик сельских территорий», обязательно нужна готовая ПСД, то есть проектно-сметная документация. И получилось так, что желание у районов есть, а финансы не позволяют заблаговременно разработать ПСД. К тому же с 2020 года были внесены изменения в процедуру подготовки смет: если раньше этим могли заняться специалисты, работавшие в управлениях или отделах ЖКХ, то сейчас смета должна быть разработана либо организацией, либо ИП, которые входят в состав саморегулируемой организации сметчиков и имеют лицензию на разработку ПСД. Это большая проблема, с которой мы столкнулись, поскольку те ПСД, которые были разработаны органами местного самоуправления, служить основанием для участия в программе в этом году уже не могли. Конечно, некоторые районы уже имели готовую проектно-сметную документацию и даже разрабатывали комплексные проекты, исходя из имеющейся. Может быть, наши проекты были бы более значительными, если бы у органов местного самоуправления была финансовая возможность разработать ПСД на другие объекты. Я думаю, в каждом населённом пункте есть проблемы, с водозаборными скважинами, например. И если мы по проекту благоустройства только обустраиваем их, то в рамках проекта «Современный облик сельских территорий» полностью можем эти скважины построить, пробурить, реконструировать. Но чтобы осуществить эти работы, нужен проект, нужна ПСД.
– То есть эта проблема пока не решена?
– Да, пока она остаётся. В следующем году мы проведём более глубокий анализ всех проектов, будем точечно работать по каждому муниципальному образованию, посмотрим, что можно нам «докрутить», подправить, где поработать над ошибками, чтобы участвовать в 2022 году в конкурсном отборе. Потому что жалко – есть ПСД на некоторые объекты, есть желание районов, есть желание глав… Ну, будем смотреть.
Ипотека под 3%
– Какие планы на будущее?
– Мы заявили 141 проект, они представлены 18-ю муниципальными районами, плюс городской округ «Агинское». На реализацию мероприятия по предоставлению субсидий на улучшение жилищных условий граждан – «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства» – мы направили сводный список, состоящий из 127 семей. Нужно учитывать, что в этом году у нас всего 22 семьи получили социальные выплаты на строительство или приобретение жилья, это работники социальной сферы и АПК, в том числе ветеринарные специалисты.
– Почему так мало?
– Позиция и правительства РФ, и федерального министерства сельского хозяйства такова, что с каждым годом объём финансирования данного направления будет уменьшаться. Для примера, в 2019 году мы получили из федерального бюджета 71,3 млн рублей, а в 2020-м – всего 16,5 млн. Потому что в рамках «Комплексного развития сельских территорий» было включено такое мероприятие, как предоставление льготных ипотечных кредитов.
– Это та самая сельская ипотека?
– Да. Все граждане, проживающие на сельских территориях, имеют право сейчас получить льготный кредит по ставке от 2,7% – если человек пользуется программой страхования, и до 3% – если нет. Конечно, для регионов ДФО существует «Дальневосточная ипотека», но не все ею пользуются: там строгий возрастной ценз. Поэтому сельская ипотека, в принципе, один из таких хороших механизмов, который позволяет сельскому населению улучшить свои жилищные условия.
– Кто-нибудь уже воспользовался этой ипотекой?
– Очень многие забайкальцы. По последней информации, не только одобрено, но уже и выдано более 90 ипотечных кредитов. Активно в этой программе участвуют Агинский Бурятский округ, Читинский район, восточные, западные районы Забайкалья. География охвата очень широкая.
Поедем с ветерком
– Дороги тоже строите?
– Да, ещё одна подпрограмма – «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях». Сейчас активно ведутся работы по реконструкции автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к селу Тасей», расположенной в границах сельского поселения «Арахлейское» в Читинском районе. Обязательное условие реализации программы – заказчиком выступает не субъект РФ, а то муниципальное образование либо район, на территории которого реализуется проект. В данном случае это Читинский район.
В прошлом году наше министерство не принимало активного участия в защите дорог, потому что финансирование напрямую шло через Росавтодор по линии минстроя. В этом году ситуация изменилась. Конечно, министерство строительства также является ответственным за реализацию данного мероприятия, но защита проекта уже осуществляется в федеральном министерстве сельского хозяйства. Также в этом году совместно с минстроем Забайкальского края подготовлены заявки на строительство автомобильных дорог Знаменка – Беломестново, Чернышевск – Букачача, Ясная – Ясногорск и подъезда к селу Нуринск.
– Может, хотите что-нибудь пожелать читателям газеты?
– Я хочу пожелать, чтобы наши органы местного самоуправления завершили все наши проекты в установленные сроки без каких-либо проблем и нарушений. Чтобы все наши граждане, которые получили сертификаты на улучшение жилищных условий, приобрели либо построили свои квартиры и дома. И чтобы в 2021 год мы вошли с полностью выполненными показателями результативности реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий», что дало бы нам в будущем ещё больше аргументов для привлечения в край федеральных средств.
В Кыринском районе,нет общественного транспорта уже несколько лет,муниципальную автоколонну довели до банкротства,а ничего в замен так и не создали,новый автобус второй год ржавеет в гараже адмрайона.А население добирается до райцентра кто,как может,довольны одни таксисты,которые озолотились.Адм.трудится только на развитее инфраструктуры Кыры и Мангута,остальные села прошены,если что то там делается так для галочки,типа что то сделали.В Кыре и Мангуте асфальт,у других ямы,грязь,камни,в Кыре и Мангуте уличное освещение,в селах по ямам,камням и грязи в темноте дети в школу.Не все школы успели с ремонтом отопления и тп.
Давний вопрос,рекультивации хвостохранилищ в районе,так и не решается …
Сельская ипотека-это издевка над людьми.Что на эту ипотеку можно взять в селе,там ничего не строят,нет предложения на рынке.Строить самому?а когда работать,чтобы выплачивать ипотеку?И такая индивидуальная стройка обойдется дороже,чем взять готовую квартиру трешку в городе Чита.У нас же только в Чите что то строят под ипотеку.
А надо,что бы в каждом селе велась застройка целыми улицами под ипотеку,с возможностью с этой же компанией(работающей в районе)заключит ипотеку на строительство нового дома на личном участке(точечно).А пока одна профанация от властей,лапшу с ушей,не успеваем снимать.