Европа 1960-х… Блеск Парижа и его бриллиантов. Южные города Франции и Италии с разодетой публикой. Дворцы, роскошные интерьеры элитных квартир и… ограбления, похищения, убийства, «двойники» и даже «тройники» (не путать с «тройняком»! – Прим. авт.) на фоне совершенно сногсшибательных приключений с подводными лодками, секретными лабораториями, летающими автомобилями, погонями лихой полиции во главе с неугомонным, неубиваемо-непотопляемым инспектором Жювом и его «конкурентами» – журналистом Фандором и его невестой, фоторепортёром Элен, за суперпреступником и гением, кошмарным, многоликим, чудовищным Фантомасом! Сегодня мы продолжаем киноисторию…
Фантомас говорит и наступает
Первые экранизации книг писателей Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе были хотя и чрезвычайно захватывающими, но всё-таки немыми, но вот пришёл 1932 год, и Фантомас, наконец, обрёл речь в одноимённом фильме французского режиссёра Пала Фейоша. Но звуковой «Фантомас»… провалился в прокате. Спустя пять лет «дело» Фантомаса поддержали бельгийцы, создав в 1937 году совершенно безбашенно-фантастически-сюрреалистическую короткометражку «Месье Фантомас», причём, что странно, немую. В 1946 году на экраны Франции, а затем и Европы, недавно освободившихся от реальных «коричневых» германских «фантомасов», вновь вломился затаившийся было многоликий неуловимый преступник в третьей французской экранизации романов Сувестра и Аллена – картине «Фантомас» режиссёра Жана Саша. А в 1949-м режиссёр Роберт Вернэй снял продолжение – «Фантомас против Фантомаса». Криминально-приключенческий триллер собрал неплохую кассу, но главный триумф популярности похождений суперпреступника был ещё впереди. Минуло 15 лет, и наконец он настал – 1964 год.
Та Самая Трилогия!
Андре Юнебель – уже именитый французский мастер комедий и приключенческих фильмов, снявший свыше двух десятков картин (был также известен и в СССР по фильмам «Горбун», 1959, «Капитан», 1960, «Тайны Бургундского двора», 1961, и «Парижские тайны», 1962), вдруг решил выкинуть фортель. Он покусится на «святое» – героя романов, многочисленных комиксов и криминальных триллеров – Фантомаса! Да всё бы ничего, только Юнебель решил снять… нет, не простой ремейк на старые классические фильмы о Фантомасе, а большую приключенческую… пародию на него (а заодно и на набиравшие в то время популярность картины об агенте 007 Д. Бонде), да ещё и с элементами… комедии. Режиссёр явно рисковал, идя на такой творческий киноэксперимент с серьёзным злодеем.
На две главные роли – Фантомаса и журналиста Фандора, а также лорда Шелтона и тюремного надзирателя – был приглашён Жан Маре. Юнебель решил обратиться к актёру, когда увидел его, выполняющего без страховки опасный трюк на ежегодном гала-представлении Союза актёров. Маре забрался по железной конструкции на высоту 15 метров, где зажёг от полыхающей газовой горелки сигарету. Мускулистый красавец, мужественный взгляд… Готовый Фандор и Фантомас. Фоторепортёром и невестой Фандора была «назначена» французская актриса с русскими корнями Милен Демонжо.
И наконец, ещё на одну главную роль – антагониста Фантомаса инспектора Жюва – был поначалу утверждён известный французский комик Бурвиль, но вскоре он был заменён на Луи де Фюнеса. Месье де Фюнес был к этому времени признан самым талантливым комедийным актёром Франции после выхода в прокат фильма «Жандарм из Сен-Тропе» (1964).
Съёмки начались 15 июля и завершились 7 сентября 1964 года. Премьера состоялась 4 ноября. Фильм, несмотря на опасения продюсеров, имел немалый финансовый успех – зрители отлично восприняли оригинальную, не слишком серьёзную трактовку нового «Фантомаса», и уже на следующий год появилось его продолжение – «Фантомас разбушевался». Интересно, что в этой картине дебютировал сын «инспектора Жюва» – 15-летний Оливье де Фюнес, исполнивший роль Мишу – младшего брата фоторепортёра Элен. Фильм изобиловал погонями, перестрелками, техническими гаджетами, трюками и даже летающим автомобилем элитного бизнес-класса Citroën DS («летал» он, конечно, благодаря комбинированным съёмкам).
Через год после второго фильма, в 1967-м, вышел «Фантомас против Скотленд-Ярда». Картина также получила неплохие сборы, но всё же меньшие, чем две первые. Сам режиссёр планировал снять ещё как минимум две картины о Фантомасе (максимум – 12!) с тем же актёрским составом, причём у четвёртой было даже рабочее название «Фантомас в Москве», но в конечном итоге отказался от проекта совсем, породив массу слухов. И наконец 3 июля 1967 года произошло то, чего не могло не произойти…
«Фантомас» прибыл в СССР
Произошло это явление синелице-многоликого гения-преступника в нашу страну благодаря… «Анне Карениной». Именно за эту новую картину Александра Зархи от 1967 года в качестве культурного обмена французская сторона предложила «Фантомаса», причём сразу всю трилогию. 3 июля во всех кинотеатрах СССР состоялась, хотя и с задержкой на три года, премьера первой части, которую советский зритель, не знакомый ни с предыдущими фильмами о Фантомасе, ни с первыми фильмами о британском суперагенте 007 Д. Бонде, воспринял не как «лёгкую» приключенческую комедийно-пародийную ленту, а как полноценный захватывающий «авантюрный» боевик с некоторыми вкраплениями чёрного юмора. Картину дублировали на самой продвинутой в этом деле студии – «Союзмультфильм» – высочайшие мастера, профессионалы, актёры: Владимир Дружников (Жан Маре – Фантомас и Фандор), Владимир Кенигсон (Луи де Фюнес – инспектор Жюв) и Татьяна Конюхова (Милен Демонжо – Элен). Вскоре после премьеры первого же «Фантомаса» в стране, особенно среди юного населения, началась форменная «фантомасомания». Масла в огонь подлили и два последующих продолжения. Дети начали самозабвенно играть в «Фантомаса».
Опасная «фантомасомания»
Города, посёлки, деревни: дома, заборы, стены, асфальт засверкали фирменным «логотипом» злодея – буквой «F». Неуловимый преступник – грабитель богачей, а затем и мститель всему человечеству, скопом и в розницу, с его лягушечье-зелёной (в ряде прокатных копий – синей) маской и глухим смехом при сомкнутых намертво губах, вдруг стал одним из подлинных культурных героев конца 1960-х и начала 1970-х годов СССР. Фантомасами начали называть зэков и просто любых лысых субъектов. В Киеве это определение прилипло к памятнику Косиора (демонтирован в 2008 году) на улице Артёма до тех пор, пока на его плешь не «надели» гранитный кашкет (кепку).
Газеты с тревогой писали о скачке молодёжной преступности, об угрозах по телефону («Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас» и т.п.) и просто ограблениях – чаще всего первоклашек и подвыпивших полуночных прохожих. Голый череп Фантомаса местные злоумышленники имитировали, натягивая на голову вывернутые наизнанку резиновые купальные шапочки, мазали лица синей краской (или надевали чулок), как это проделывало пацаньё в фильме «Анискин и Фантомас» (1973), который зафиксировал в советском кинематографе сложившуюся ситуацию, в общем-то, ничуть её не приукрасив.
Фантомасы и министр МВД
Уже к концу 1968 года руководство страны поняло, что «фантомасомания» стала действительно опасной, когда в Ростове-на-Дону начала действовать реальная банда под названием «Фантомасы», возглавляемая братьями Толстопятовыми. Преступники, воспринявшие кинотрилогию о Фантомасе как руководство к действию, начали грабить сберкассы и магазины, используя чёрные женские чулки, надетые на голову, и самодельное огнестрельное оружие. На счету бандитов было также два трупа. «Фантомасы» орудовали до 1973 года, затем были пойманы. Толстопятовых приговорили к расстрелу. Терпение руководства страны лопнуло, тогдашний министр МВД Щёлоков издал распоряжение на запрет демонстрации трилогии в кинотеатрах. Фильмы были сняты с проката. Фантомасо-ажиотаж начал спадать, и всё же, несмотря на запрет, в дальних уголках страны и сёлах фильм всё равно демонстрировали.
Телевозвращение
В 1980 году (снят в 1979-м), на этот раз вновь «серьёзный», фильм вернулся, правда, только к европейским зрителям, уже в минисериале (4 серии) франко-германского производства под режиссёрским началом Клода Шаброля и при участии Хуана Луиса Бунюэля. Но поскольку зритель, особенно старшего и среднего поколения, привык к элегантному синелицему злодею-юмористу Фантомасу и его главному «оппоненту» – хитромудрому балбесу комиссару Жюву, – сериал провалился.
Труп в зелёном чемоданчике
Ещё во время «фантомасо-угара», когда на экранах нашей страны во всю «чудил» финальный фильм трилогии «Фантомас против Скотленд-Ярда», в СССР, а также в ряде европейских стран начали упорно ходить слухи о четвёртой серии похождений сверхпреступника, и даже цитировалось название – «Фантомас и зелёный чемоданчик» («Фантомас и труп в зелёном чемоданчике»). Мальчишки-школьники (да и некоторые далеко не школьники) той поры шёпотом передавали историю о некой бабуле-пенсионерке, получившей разрыв сердца при закрытом просмотре новой ударной части фантомасовского цикла – «Трупа в зелёном чемоданчике» (и чего её понесло, сердешную, на эту картину?), после чего фильм якобы был немедленно изъят из советского проката. Самое забавное, что слухи об этой кинокартине ходят и поныне…
P.S. В 2010 году известный французский мастер триллеров и фильмов ужасов режиссёр Кристоф Ган («Плачущий убийца», 1995, «Братство волка», 2001, «Сайлент Хилл», 2006) планировал выпустить высокобюджетный блокбастер «Фантомас» – экранизацию классических романов писателей М. Аллена и П. Сувестра о неуловимом суперпреступнике. Работа над проектом была приостановлена по финансово-экономическим причинам.