Дом многодетной семьи сгорел 6 марта в Чите, объявлен сбор детских вещей, стройматериалов – эта новость больно толкнула даже чужих людей: март был холодным, ветреным, леденящим. А уж тех, кто знал ребят, которые сами, с любовью возводили дом и поднимали в нём троих славных ребятишек… Быть работящим, добрым, счастливым и остаться посреди ночи ни с чем! Казалось, нет в жизни большей несправедливости. Но те, кто знал семью Павла и Натальи, понимали и другое: даже такой беде не разметать, не разрушить их очага.
На улице Южной не вьюжно
– Проходи! У нас Граф громко лает, но ты не бойся, – встречает меня на остановке мама троих детей. Хрупкая. На вид совсем девочка.
На улицу Южную и участок Савиных поглядывает сверху Титовская сопка. А я помню фотографии в новостях и боюсь не собаку, а того, что увижу, – всего ведь два месяца после пожара прошло. Что могло сильно-то измениться…
Любаша совсем мала, внимательно изучает «тётю» и на всякий случай не отходит от матери. После страшной мартовской ночи на руке малышки осталось пятнышко от ожога – плавился натяжной потолок. Детская память заровняет воспоминания, а любовь, которая разлита и ощущается здесь, как тёплый ветер в пойме Ингоды, – тем более. Недаром друзья и знакомые с детворой любят наведываться сюда.
– Павла в поездку вызвали, – объясняет Наталья. – А я с шести утра в огороде вожусь. После пожара мы ещё не до конца участок прибрали, но гряды свободны. Ребята проснутся – прибегут помогать.
«Ребята» – это 13-летний Кирилл и Матвей, на три года моложе. Резко повзрослевшие мужички. Городские, но деревенские. Рубанок, лопату, молоток – всё знают. Первые помощники отца. Давно практикуются.
Шесть лет назад Савиных обменяли благоустроенную квартиру на дом с участком на Острове. Дом был старше Наташиной бабушки и совсем небольшой. Но молодые супруги азартно взялись за дело – рисовали, придумывали, утепляли, сделали пристройку из бруса.
Оптимистка Наташа умела радоваться каждому новому рубежу. Гордилась мужем, с которым 15 лет душа в душу: «Папа наш воду провёл! Ну и пусть пока холодная, бежит же!»
Похвала любимой дорогого стоит – в доме появился санузел, во дворе – песочница. На грядках, кроме овощей, пышно цвели цветы. А окна в пристройке прорезали большими, квадратными – для рассады.
Поддерживая друг дружку, они брались за любую работу. Между сменами в локомотивном депо Павел умудрялся таксовать. Наталья пораньше вышла из декрета (спасибо свекрови – подхватывает детей). Села за руль, чтобы возить ребятишек в школу, на секции. И всюду-всюду – грядки вскопать или пол перестилать – семья выходит дружным отрядом.
…Так же, плечом к плечу, они выстояли беду.
И буквально вчера все вместе поднимали шлак на крышу нового дома. Каждый, сколько может, несёт. По ведёрочку, по ведёрочку. По доске, по реечке. И вот уже какой красавец стоит посреди двора, где совсем недавно чернело жуткое пепелище.
Документы – в одну коробку
Наверное, это первый совет, который семья, пережившая пожар, может дать прочим домовладельцам. Всё происходит за считанные секунды.
Причины бывают разные. В случае Савиных беда случилась из-за прогоревшей трубы.
Слава богу, все живы. «Это главное. Остальное как-нибудь наживём», – бодрятся они и даже подбадривают друзей, которые, вспоминая, «как хорошо здесь всё было», начинают грустно вздыхать.
Сколько у них друзей, беда тоже показала. Кто-то предложил «перекантоваться» под своей крышей, хоть этой крышей было семейное общежитие. Кто-то помог разобрать сгоревший дом. Несли одеяла, подушки, одежду… Забайкальцы, суровые, не- улыбчивые, как отзывчивы вы к чужому горю!
«Дом будем строить заново», – решили, когда смогли выдохнуть и снова начать улыбаться. «Тот старый, самый первый дом (стены), на удивление, сохранился. Решили его оставить, раз так. На работе выделили помощь: мне – 30 тысяч рублей, Паше – 15 от железнодорожного профсоюза и 40 – от локомотивного депо. И 150 тысяч собрали просто люди».
На «просто людей» в таких случаях основная надежда. Семья многодетная, но, как пояснили в администрации, не малоимущая же. Вот не хватало бы до прожиточного минимума, тогда дали бы… по 5 тысяч рублей.
Справимся. Если вместе
Не надо объяснять, сколько стоит дом построить. А до того – разобрать и вывезти КамАЗы горелого лома. Закупить материал, который этой весной очень подорожал. Ставить коробку пришлось нанимать бригаду. Конечно, не без кредитов, ведь всё заново, практически с нуля.
1 июня Савиных заезжают в дом без окон и без дверей.
Но они справятся. Потому что есть понимание главного: «Семья должна быть всегда вместе. Сплочённая. Чтобы заботились друг о друге, думали друг о друге. Чтобы меньше кто-то где-то отсутствовал. Поэтому и Новый год мы стараемся только дома и только вместе. И не на всё лето детей к бабушке отправляем; какое-то время погостили – и домой.
Семья должна быть всегда вместе. И тогда не страшны никакие беды».