Галина Клейнос, г. Чита
Я иду чуть заметной тропинкой
По прохладной лесной земле.
Воздух чист – ни одной пылинки.
Как легко им дышится мне!
Вот тихонько, как будто играя,
Прошуршал в листве ветерок,
И стряхнул серебристые капли
На меня изумрудный листок…
(А. Соколова)
Тропы – тропинки… Узкие дорожки, протоптанные пешеходами, животными. Они разные: вдоль рек, вокруг озера, в полях ржи и пшеницы, парках и скверах, на территории больничных комплексов, школьных дворов. Горные тропинки… В горах стёжки разбегаются лучиками. И у каждой тропинки свой смысл. Вот одна протянулась к родничку – это «водяная» тропинка. Другая – в лес, к валежнику – это «дровяная». Вьётся, спешит вниз в долину «домашняя» тропинка – дорога к дому. А есть ещё безымянные: кто проложил их – человек или зверь – неизвестно. Увидеть их можно под серыми скалами. Шириной они в два козлиных копытца. Никто не знает, куда эти тропинки ведут.
Тропинок много, но, пожалуй, самые интересные – лесные. У леса открытая душа, он прекрасен и щедр. Его гостеприимству и великодушию нет предела. Он о многом может рассказать. Ведь лес – живая память Земли. Сказочный мир доброго царя Берендея. Он полон таинства, сказок и загадок. Замшелый пень – теремок. Сухие коряги, сучки, прутики, шишки подарят вам смешного человечка, чёртика, Бабу-Ягу. Старые вековые деревья хранят свои неведомые тайны. А «молодёжь» (молодые деревья, особенно лиственные) о чём-то своём шумят и шумят листвой.
Вы идёте по лесной тропинке. Здесь живу я и мои друзья. А уж мы-то, лесные жители, умеем дружить. Мне нравится смотреть, как по тропинке проходят люди. Кто-то проходит мимо, а кто-то остановится и скажет: «Какая хорошенькая!» Это обо мне. Я – дерево, берёза. Мой возраст около 20 лет. Говорят, что дерево – изумительное архитектурное творение, созданное зодчим – природой. Вы не будете одиноки, если рядом дерево. Оно поговорит с вами, утешит, протянет веточку-руку.
Видите обугленный пенёк? Может, это была моя прабабушка? Ведь когда-то на этом месте бушевал лесной пожар. А до пожара здесь был красивый лесной массив, где жили мои предки.
Белый ствол, чуть поникшие ветки,
Задушевный, задумчивый взор,
Тихо дремлют родные берёзы…
Украшая России простор…
(Н. Рубцов).
Я хочу рассказать вам о себе и моих друзьях. Вы замечали, что свой наряд берёзка меняет от времени года. Зимой на нас строгое фиолетово-серое платье из гибких безлистных ветвей. Издали оно будто лёгкое облачко, которое летело-летело по небу да и зацепилось за белый ствол. Весной на берёзе нежно-зелёный девичий наряд из лёгких кружев. Летом одеяние поплотнее, густо-зелёное.
Старательно расправляем мы свои нарядные зубчатые листочки. Такие они чистые, блестящие, что и весь берёзовый лес с его белыми стволами кажется ослепительно- ярким и весёлым.
Мои листья – маленькие крошечные озёрца. Они более чем на две трети состоят из воды. Через крошечные устьица – отверстия – вода испаряется. Если сложить все листья, то получится огромная площадь, солидное озеро. Правда, мелкое – глубиной в толщину листа. А осенью, с наступлением холодов, надевает берёза, как воспоминание о лете, солнечного цвета сарафан.
Всю зиму и ранней весной на кончиках наших гибких ветвей виднеются плотные коричневые подвески, похожие на рожки козлёнка. Потом они вытянутся, станут мягкими и зажелтеют пыльцой. Соцветия-серёжки украшают нас. А в серёжке – семена, которые созревают в сентябре. А после можно увидеть семена на лесных дорогах, тропах, полянах. Очень хорошо видны они на снежном ковре.
Мой ствол от обжигающих солнечных лучей защищает бетулин. Береста ежегодно нарастает толщиной в лист писчей бумаги. Благодаря бересте дошли до человека летописи, письма, написанные в Древней Руси.
А ещё берёза – дерево четырёх дел. Первое – мир освещать (берёзовые лучинки); второе – крик утишать (берёзовый дёготь); третье – больных исцелять (листья, почки и сок); четвёртое – чистоту соблюдать (берёзовый веник).
Даже больная берёза служит человеку. Крупные безобразные наросты на берёзе с чёрной растрескавшейся поверхностью – гриб чага.
В нашем одеянии присутствуют два главных цвета русской природы – зелень лугов и белизна заснеженных полей. Нас любили композиторы, поэты, художники. Так хочется верить, что мы по-прежнему будем окружены заботой, вниманием и любовью.
Чуть левее от меня растёт сосна. Она почти моя ровесница. Сосна пришла к нам с незапамятных времён. Вымерли ихтиозавры, ящеры – древние животные, видевшие сосну. А она преодолела время и прижилась на этой суровой земле. Оказалось выносливым крошечное тёмно-бурое семечко, занесённое ветром. Сколько в соснах жизненной силы, величия.
Рядом с сосёнкой выбрала себе место для жилья лиственница. Зелёная веточка деревца формой напоминает ладонь; кажется, тысячелетия протянули вам изумрудную кисть. Нас в лесу никто не сажал, поэтому мы, деревья, стоим вразброд, но всегда чувствуем локоть соседа. Нет совершенно одинаковых деревьев, но похожие – есть. Мы стоим неподвижно, молча, думая о чём-то своём. Прислушайтесь и, может, вы услышите наши мысли?