Несмотря на стремительно шагающий по планете XXI век, многие отдалённые сёла нашего края живут по старинке – пользуются лампами «летучая мышь», дизельным электроснабжением, гужевым транспортом и пьют воду из природных источников…
Помогите разобраться!
В редакцию газеты обратился житель города Балей Борис Голищенко: «Уже много месяцев вода в Унде течёт коричневого цвета. Что скрывать, многие используют её для бытовых нужд, пьют и готовят на ней пищу. В некоторых сёлах это единственный источник воды. Сначала мы думали, что загрязнение связано с наводнением, которое случилось у нас в июле, но прошло время, и ничего не изменилось. Более того, степень загрязнения периодически усиливается. Мы заметили, что примерно один-два раза в неделю вода становится совершенно грязной. Местные жители, которые не понаслышке знают, что такое золотодобывающая промышленность, считают, что проблема исходит от старательской артели «Газимур», которая добывает золото по реке Унда. Помогите разобраться!»
Не прошло и недели, как в редакцию поступил ещё один тревожный сигнал из Шелопугинского района. Глава сельского поселения «Глинянское» Олег Чупров рассказал: «С начала весны вода в Унде течёт цвета «кофе с молоком». Где-то вверху по течению старатели моют золото и делают сброс прямо в реку. Мы неоднократно обращались в эпидемиологическую службу района, но руководитель объяснила, что это «не наше», и рекомендовала обратиться в Министерство природных ресурсов Забайкальского края».
Надо бить во все колокола…
Река Унда, правый приток Онона, берёт своё начало в восточных отрогах хребта Кукульбей и на протяжении 273 километров питается десятками ручьёв и ручейков, которые пополняют её воды и привлекают внимание золотодобытчиков.
Её притоки с царских времён славятся своими золотоносными берегами. С той поры и копают земли Шелопугинского района, добывая золото для стратегических нужд страны. Сейчас ситуация сильно изменилась: на арену добычи металла вышли «чёрные копатели», чей технический арсенал порой не уступает промышленным предприятиям. Но обвинять мужиков, которые решили подзаработать на золотишке, в данном случае преждевременно. И только лишь редакции разобраться в этой ситуации не удастся: состояние реки таково, что нужно срочное вмешательство природоохранной прокуратуры, территориального отдела надзора и рыбоохраны, общественников, занимающихся охраной окружающей среды. Надо, что называется, бить во все колокола…
Ситуацию прокомментировал глава Балейского района Сергей Гальченко: «Я сколько помню себя, столько помню и Унду. Это моя родная речка, где люди рыбачили, купались и отдыхали целыми семьями. Но то, что творится с рекой сейчас, такого никогда не бывало. В этом году у нас случилось страшное наводнение, за считанные дни выпало небывалое количество осадков. Страдали все сёла, расположенные на берегах Унды. Сначала мы, естественно, всё списывали на дожди, но прошло время, а ситуация не изменилась. Совместно со специалистами района мы проехали всю протяжённость реки, которая находится в Балейском районе, обследовали все участки и выяснили, что глину несёт с территории Шелопугинского района, где работают старательские артели ООО «Газимур» и ООО «Три кита». Серьёзные компании всегда признают свои ошибки и устраняют недостатки в сооружениях. С артелью «Газимур» мы сотрудничаем давно, не доверять их специалистам у нас оснований нет.
С этой проблемой мы обращались в Министерство природных ресурсов, потому как это исключительно их вотчина, но ни ответа, ни выезда специалистов на место экологической катастрофы, не побоюсь этого слова, пока не было. Стоит обеспокоиться и представителям рыбоохранных организаций, т.к. Унда – нерестовая река для ставших большой редкостью в наших водах ленка, хариуса и других видов рыбы.
На сегодняшний день я вижу только один выход – приобретение прибора, который на месте выдаёт химический анализ воды с привязкой к местности и координатами забора пробы. Имея на руках эти документы, можно напрямую обращаться в прокуратуру с требованием о лишении золотодобывающей организации лицензии на право добычи металла, потому что проблема перестала носить эпизодический характер, она превратилась в бедствие, которое очень скоро скажется на состоянии нашей флоры и фауны».
Откуда ноги растут?
Выяснить, откуда ноги растут, удалось у местных жителей Шелопугинского района, которые, наотрез отказавшись назвать себя, рассказали в подробностях, как, где и кто убивает их реку. В местечке Верхний Шахтамёнок между сёлами Нижняя Шахтама и бывшая Средняя Шахтама несколько месяцев работает ООО «Три кита». И регулярно, раз в три дня, ночью они осуществляют сброс воды из своих отстойников в ручей Шахтамёнок, который и несёт глинистую взвесь дальше, в Унду, а страдают от этого люди вплоть до Онона. «У нас в Шахтамёнке раньше мужики хариуса ловили, а теперь даже мальков гольяна не осталось!» – сокрушается местная жительница, которая помнит, что родниковую воду использовали для приготовления пищи, и ручей был не только поильцем, но и кормильцем.
Власть сельских поселений влиять на ситуацию не может – не хватает полномочий, да и земли, где творятся эти бесчинства, являются лесным фондом, никакого отношения к сёлам не имеющим. Вот только жители сёл Тергень, Колобово, Жидка и других вынуждены страдать, понимая, что природные богатства, по действующей Конституции являясь общенародным достоянием, уходят мимо и возможно даже, в стране не остаются. А им – лишь «кофе с молоком»…
Кто знает, какой должна быть родниковая вода, кто сиживал на берегу чистой речки и задумывался о природе как об общем нашем доме, тот поймёт, что на глазах сотен забайкальцев совершается преступление, которое аукнется через пару лет. Кто не видел, как смешивается хрустальная вода с глинистой мутью, поверьте, это жутко. А ещё одна жительница ундинской стороны сказала: «Бедная речка! Что с ней сотворили! Я когда Колобово проезжаю, всегда закрываю глаза, чтобы не видеть, что сделали с природой ради золота, дивиденды с которого мы никогда не увидим!»
Газета «Земля» продолжает следить за ситуацией и надеется на немедленное вмешательство компетентных органов.
Хищники и паразиты!