Читатели «Земли» должны помнить, как в самом начале 2019-го, когда долго боровшийся с обмелением Зун-Торей полностью высох, в газете был опубликован «план-прогноз» наполнения водой Торейских озёр. Статья с тем планом вышла сразу после замеченного начала наступления нового влажного периода во всём Даурском регионе, включая прилегающую часть Монголии. По прошествии двух лет вполне можно утверждать, что многое на озёрах идёт по тому плану. Автор этих строк на берегах Тореев побывал в декабре 2021 года. Почему именно в декабре? Узнаете из материала.
Что нового?
Во-первых, уже три года подряд по всему Забайкалью идут полноценные летние дожди, точь-в-точь как в 60–70-е годы прошлого века, когда пашни и сенокосы края давали урожай, реки и озёра были полны водой, везде били ключи и аршаны, а про сушь говорили только в совсем короткий период весны, когда горело по мелочи, а больших пожаров не было и в помине.
Во-вторых, как и предсказывалось, протоки между двумя Тореями стали недоступными для пересечения транспортом. Вот и нынче осенью, по рассказу очевидца, большой грузовик, целый КамАЗ, при переезде через протоку так захлестнуло водой, что он больше не совался в обманчивую Уточу, имеющую вид совсем мелкой степной речушки.
В-третьих, на Барун-Торее этой осенью появились острова, а водная гладь уже уходит на много километров вдаль, заходя в Монголию.
Правда, Зун-Торей можно считать пока безводным. Появившиеся нынче осенью обширные мелководья в юго-западной части его котловины к лету могут даже пересохнуть, отдав воду частично на испарение, а частично в нижележащие горизонты, за исключением нескольких наиболее глубоких мест. При таких условиях на озёрном дне должен произойти мощный рост не только солеустойчивой, но и обычной растительности. Даже сейчас, в самом начале наполнения озера, затопленная высокая трава очень заметна издалека. Кто не был осенью на Зун-Торее, может это увидеть в ролике, снятом с дрона и выложенном в блог известным забайкальским поэтом и писателем Виктором Балдоржиевым, который родился и вырос на торейских берегах.
До полного наполнения Зун-Торея должно пройти какое-то время, скорее всего, лет 5, за которые растительность на дне восточного озера может стать обильной и занять большую площадь. Недаром старожилы здешних мест рассказывали, что на Зун-Торее в годы войны и после неё в густой и высокой растительности расплодилось очень много волков, от которых сильно страдало местное животноводство.
Будем надеяться, что через несколько лет зеркала самых больших водоёмов Забайкалья примут свой прежний высокий уровень, волков будет мало, а озёра вновь станут жемчужиной Забайкалья и всей Даурии, привлекая сюда не только тысячи птиц и другой живности, но и много людей, туристов, учёных.
На кордонах заповедника
Выехал я на первый кордон Тэли со стороны села Кулусутай, от Нижнего Цасучея и Читы сюда можно добраться безо всяких препятствий в любое время года и в любую погоду. Но до второго – кордона Уточи – с нынешнего года в тёплое время на легковой машине уже никак не доедешь. Мешает этому вода двух торейских межозёрных проток. Пока мелковатых, но при переезде бродом через них надо искать подходящее место даже для грузовых автомашин. Вот поэтому для поездки в этот год мною было выбрано подзимнее время, уже позже ледостава.
Сейчас, в начале зимы, точно зная, что Уточа пока мелководна, я проехал без опасения через неё по льду. Но были и наверняка будут такие времена, когда переезд в такое время по непрочному из-за неустоявшихся морозов и быстрого течения льду будет очень опасен из-за большой глубины проток. Сколько было случаев в 60–70-е годы прошлого века, когда при переправе по льду Уточи в конце ноября и в начале декабря целиком уходили под воду и грузовые машины, и трактора.
Так что в неглубокое зимнее время, чтобы добраться до основного кордона заповедника Уточи, путешественнику на автомобиле придётся делать крюк в 60–70 км вокруг озера и заезжать на него лишь со стороны Соловьёвска.
Но уже сегодня, если путешественник передвигается не на четырёхколёсном транспорте, а на более лёгком, двухколёсном, он может оказаться на кордоне и в тёплое время года, не делая лишний путь вокруг Зун-Торея, благодаря переправам-мостам, появившимся нынче летом. Ежели он всё-таки на машине или на мотоцикле с коляской, то необходимо будет оставлять технику на берегу первой протоки в нескольких сотнях метров от места назначения – ширина мостов не позволяет проехать по ним более габаритному транспорту.
Дорога в Монголию
Летом во всех СМИ рассказывали про строительство переправы волонтёрами из Быстринского комбината, «дочки» «Норникеля». Тогда у автора вызывало некоторое удивление затянутое время стройки переправы. Дело оказалось в следующем: строились теми же силами не одна, а две абсолютно идентичных, длиной под 100 метров, мостовые конструкции из лиственничных брёвен и крепкой, 3–4-дюймовой доски.
Будем надеяться, что настоящую, но не из железа и бетона, а, скорее всего, понтонную переправу, построят здесь в сторону Соловьёвска и Монголии при соединении железнодорожной ветки Борзя – Эренцав – Чойбалсан с основной трансмонгольской магистралью Наушки – Улан-Батор – Сайн-Шанд – Китай. Во всяком случае, есть сведения, что указанная связка, которая свяжет две железные дороги в соседнем государстве, вовсю строится и скоро будет пущена в работу.
Ожидается, что скоро на самой станции в Соловьёвске и на близлежащем пограничном переходе закипит жизнь, как это было раньше, в 70–80-е годы прошлого века, а кратчайшее направление в Монголию из Читы через Н. Цасучей – Кулусутай – Соловьёвск опять станет востребованным. Кроме того, у нас появится возможность совершить интереснейшее путешествие по «железке» – кольцо по маршруту Борзя – Чойбалсан – Сайн-Шанд – Улан-Батор – Улан-Удэ – Чита – Борзя.
Пришла вода
Но это в будущем, а сейчас автор, легко добравшись до первого кордона Тэли, к сожалению, там никого не обнаружил. Но были сделаны снимки видов кордона, расположенного у берега Зун-Торея, а также не слишком живописного сейчас самого озера с его серым дном и видневшимся вдали замёрзшим мелководьем с торчащей надо льдом высокой травой. Зато 100-процентная, вероятность встречи с работниками Даурского была на втором кордоне – Уточи. Кордон Уточи одновременно является международной биосферной станцией, и потому люди здесь находятся круглосуточно и круглогодично. Эта станция представляет собой автономный современный и экологически чистейший городок в почти дикой степи за десятки километров от населённых пунктов и с коммуникационным обеспечением, питающимся только лишь от солнца и ветра.
Люди на Уточи, конечно, были. Это инспектор Даурского заповедника Максим Раменский и его сестра Мария, оба из Соловьёвска.
В коротком разговоре с этими сотрудниками, находящимися на недельной вахте-службе, выяснились некоторые интересные подробности состояния озёр. Легковые машины по наезженной степной дороге из Кулусутая на Соловьёвск перестали ездить ещё с лета из-за затопленного русла проток. Вода же в Уточу в летнее время прибывает не постоянно, а периодами, из-за чего то же самое происходит с наполнением озёрных впадин. И много воды пришло ближе к осени.
Но когда озёра полностью будут с водой, Максим пока не знает.
Жертвы озёр
На кордоне моё внимание привлекла скрученная в рулоны пшеница для журавлей, выращенная в заповеднике на двух полях. Около неё питался бесплатным кормом здоровенный заяц, а в окно дома была увидена целая стая серых куропаток, которая быстро просеменила мимо дома и прошла под навесом в сторону протоки. Максим назвал число куропаток в стае – 23 головы. Но ни заяц, ни стая птиц не дали мне, постороннему человеку на кордоне, сделать нормальный снимок, поскольку быстро скрылись из вида. Всё же это дикая фауна, а не домашняя живность типа кролика и курицы.
Когда я спросил про октябрьскую трагедию с первым утонувшим на Зун-Торее, Максим пояснил, что она случилась на северной стороне начавшего прибывать озера. Скорее всего, человек заблудился в темноте и, пойдя на огни Соловьёвска, оказался в воде и погиб от переохлаждения. Не хотелось бы, чтоб озёра принимали такие жертвоприношения. С Тореями надо быть очень осторожными.
По другой старой трагедии, из 60-х годов прошлого века, когда погибла гидрологическая экспедиция молодых учёных МГУ на Зун-Торее, была версия, что их лодка могла напороться на столбы или сваи линии электропередачи, проложенной по дну сухого в 40–50-е годы озера. Тогда было другое время, про цикличность озёр особо никто не знал, и такая линия могла быть построена. Но сейчас-то мы знаем уже намного больше про Тореи, про их циклы водности, а потому точно можем сказать, что на дне озёр ничего не будет строиться, кроме, разве что, настильной тропы заповедника поблизости от кордона.
Виды торейские
Сегодня самый лучший вид на озёрную гладь Барун-Торея открывается с высоты горы Тэли и нижележащего берега. Барун-Торей представляет собой уже большущий водоём с километрами водного пространства, покрытого льдом. Озеро уже близко подошло к старым береговым отметкам, а возвышенности на дне сухого Барун-Торея превратились в полноценные острова. И это всё расположено в южной части озера, в северной половине пока большой воды нет. Но кромка её из Кулусутая уже видна вдали.
По рассказу одного очевидца, в 1958 году примерно также виднелся наступающий край, а через 5 лет озёра достигли максимального своего уровня. Глядя на большие расстояния безводной пока части сухого дна озёр, представляешь, сколько же надо воды, чтобы они полностью вошли в границы многолетнего уреза воды. Но на Тореях всё возможно, в том числе быстрый подъём уровня. По некоторым историческим данным, поток воды может прийти в виде огромного вала высотой до 3-х метров, несущегося с шумом и грохотом. Большая водосборная площадь позволяет питающим озёра рекам – Ульдзе и Ималке – собрать огромное количество воды в сопредельной Монголии. В ближайшее время, видимо, надо постоянно отслеживать погодно-климатические условия в этой части соседней страны.
По сегодняшнему состоянию Тореев можно определить будущие самые глубокие части озёр. Получается, что они находятся на южной и юго-западной стороне Тореев. По старым же описаниям такие места на Барун-Торее располагались в центральной части его акватории, что, выходит, не соответствовало действительности. На Зун-Торее же глубокие места будут на юго-западе, там, где сейчас разлилась вода Уточи, а также в некоторых других местах, которые заполнятся в первую очередь при дальнейшем повышении водности озёр.
* * *
В 2015 году в поездке по Монголии мне удалось побывать на южном берегу Барун-Торея. Там был замечен мощный береговой вал, намытый волнами от господствующего северного ветра. Кроме того, здешний старожил, кулусутаец Виктор Луговской, как-то рассказывал, что, оказавшись на южном берегу Зун-Торея при штормовом северном ветре, он видел, насколько мощны и высоки волны там. Сильные ветра с других направлений на Торейских озёрах бывают очень редко. Но я был свидетелем того, что при довольно сильном западном ветре, а это было в 1970 году, глубина в бухте Барун-Торея у села Кулусутай увеличилась очень сильно, почти на полметра и больше.
Такое положение на озёрах должно появиться через некоторое время. Сейчас же торейские пейзажи представляют собой вид, который так и хочется назвать «незаконченной картиной».