Историю жизни Маши Долунай (Слесаренко) из Нерчинска можно было бы упаковать в книгу «От мечты – к реальности» и продавать за большие деньги мечтателям, созидателям и сотням российских девчонок, которые хотят туда, где жарко, ветер гонит волну и «султан моего сердца» тут как тут. Десять лет назад Мария с тремя тысячами рублей махнула в другую страну, где, кроме её мечты, у неё не было ничего. Сегодня она жена, мама и блогер, рассказывает своим читателям-подписчикам, а их у неё более 100 тысяч, о том, как живут русские в Турции и как Instagram может стать реальным источником дохода.
Почему Турция?
– Маша, почему у тебя такой выбор случился – поехать в Турцию?
– Я окончила отделение журналистики, поработала год в Чите журналистом и на телевидении, потом в «Банзае», потом в «Фигаро»; я там как пиарщик работала, потому что больше денег, но и тексты тоже писала, и мне очень сильно хотелось возле моря пожить… Когда я работала в «Фигаро», директором там была Виктория Станкеева, она сейчас в Австралии живёт, так вот она летом во время «тухлого» для рекламщиков сезона дала нам мотивацию – объявила, что двух человек, которые выполнят и перевыполнят план продаж, отправит на море в Бэйдайхэ за счёт компании. Я подумала, что это шанс, и пошла скорее искать рекламу. Первое место заняла, и нам с коллегой вручили путёвки на 11 дней. Я на море побывала и поняла: это моя стихия, я хочу жить в тепле.
Мы очень хорошо отдохнули. И когда вернулись, я целыми днями плакала. Вика спрашивает: «Что случилось?!» Я ответила, что хочу на море жить, она говорит: «Я тоже хочу в Австралии жить, но что же теперь ныть?» Я решила не ныть, думала, что мне предпринять. Кое-как полгода проработала и в Новый год решила устроить себе подарок, 21 год мне исполнялся, я купила путёвку в Таиланд (денег заработала). А после Таиланда поняла, что не хочу жить в Чите, хочу жить возле моря, в тепле. Думала поработать в Таиланде гидом, но там не всё так хорошо с визами, а в Турции – легко, я начала искать информацию в интернете и «ВКонтакте» нашла в одной группе вакансию в Турции – аниматор в русский отель. Обязанности – играть с детьми, рисовать… Я подумала, что мне это несложно, решила, что полгодика поживу, а может быть, вообще останусь.
Приехала с тремя тысячами рублей в кармане. Купила сим-карту, своих денег хватило на пару дней, жильё предоставлял работодатель. Мне обещали рабочую визу, но, по-русски говоря, кинули – заплатили только половину обещанной суммы, а про визу извинились, сказали, что сделать не смогут.
Мне негде было жить. Одну ночь я в турецком хамаме ночевала, потом на пляже один день. Сижу в кафе, плачу, подходит мужчина и на русском спрашивает: «Вы что плачете?» Я сказала, что мне нужна работа, и он мне её… предложил: «У меня есть спа-центр, и там нужна русскоязычная девушка, чтобы встречать русских клиентов». Он привёл меня к себе на работу. Там турчанка работала, она русский знала не очень хорошо, но говорила, что её сын знает русский, но он сейчас в Москве в РУДН учится и скоро приедет.
Я начала работать. К коллеге приехал сын, я думаю: «Какой симпатичный парень…» Вот уже восемь лет он мой муж.
– Ты всегда таким человеком была – хочу и сделаю, пусть в кармане 3000 рублей?
– Страшно-то, конечно, было, но я думаю, пока молодая, пока терять нечего, поеду. Потом я думала, что если что-то непредвиденное произойдёт, то у родителей деньги попрошу и вернусь обратно, это чувство защищённости мне помогало двигаться, я и сейчас постоянно куда-то лезу.
Думала, что, если останусь в Чите, выйду замуж, дети пойдут, потом точно никуда не уеду, труднее будет. Хотя сейчас вижу, что и с детьми переезжают, знаю много таких историй, девчонки в Турцию с детьми переезжают и отлично здесь поживают, но тогда мне казалось, что надо скорее рулить.
Не все турки – султаны
– Видела в твоём блоге, что девушки часто интересуются, как перебраться в Турцию или как выйти замуж за турка. При этом много примеров, когда такое замужество – это не равно благополучию…
– Здесь много альфонсов, они думают, что русские богатые, начинают деньги выуживать, много разводов (изменяют).
– С каких пор ведёшь блог и с чего он начинался?
– У мужа с детства была мечта стать пилотом, но тоже не получалось, у него родители небогатые, мама 8 классов окончила, и ни у кого из детей нет высшего образования. А мой муж мечтал-мечтал и выиграл грант, появилась возможность, и он полетел в Москву учиться в РУДН на учителя русского языка. После обучения он всё равно мечтал стать пилотом, и когда его взяли в ведущую авиакомпанию Turkish Airlines, ему надо было три года отучиться, в это время у него была только стипендия, и я тогда поняла, что мне нужно что-то делать, зарабатывать. И я себя искала, стала шоколадные подарки делать. Сразу всё пошло, я начала выкладывать фотографии в соцсетях, в русских группах, были уже какие-то знакомые, я тогда уже мамой стала, Джанику было года два… В Instagram хорошо пошли заказы, поняла, что я могу на этом зарабатывать, пока муж учится. Потом начала развивать блог бесплатными методами, потом стала вкладываться в рекламу, поняла, что это всё работает, веду-то я его давно, но вот активно – года четыре, наверное.
– Сейчас, наверное, сложнее раскрутить блог?
– Сейчас реально, но нужно много денег вкладывать в рекламу. У нас с подружкой есть курс для начинающих блогеров, на него пришла женщина, ей 45 лет, у неё 8 детей и двое внуков, она стала рассказывать свои истории, вкладывалась в рекламу, у неё за год 100 тысяч подписчиков набралось. Она вяжет, показывает это, подписчики хорошо покупают её работы, кроме того, она хорошо зарабатывает на рекламе… Её тема – материнство, многодетная семья, воспитание. Это интересно и востребовано.
Блогер – это работа
– Маша, у тебя ведение блога – тоже основной заработок?
– Да, я смогла монетизировать это семью способами. Во-первых, это инста-встречи (делаю их платными). Когда жила в Анталии, по два мероприятия в месяц проводила, это хороший заработок, пару-тройку часов пообщался с людьми в кафе (кафе дают блогерам скидки или даже бесплатно зовут, угощают там чем-то, и я прихожу на встречи с большой компанией) и за три часа заработал чистыми тысяч двадцать рублей. Это же неплохо.
Пикники ещё. Затем – тревел-девичники, тоже для подписчиков. Это выезд на три-четыре дня в отель. Отель даёт хорошую скидку, и за каждого человека я плачу определённую сумму, общаюсь со своими подписчиками, устраиваю им весёлую программу, заказываю аниматора или певца и тоже зарабатываю. Летом в отеле приехала с ребёнком, взяла свекровь, нам дали номер, всё это бесплатно, я собрала компанию и за три дня, пообщавшись, отдохнув, заработала где-то 50 тысяч. Плюс у меня курсы, консультации, шоколадное дело – его сейчас больше свекрови делегировала.
У меня всё так – сижу в сторис болтаю между делом и, глядишь, продала какой-нибудь гайд, курс или тур в Грузию. В прошлый девичник в Грузии я три дня побыла в новой стране, покушала, на экскурсиях побывала и заработала полторы тысячи долларов, а перелёт у меня с большой скидкой, так как муж – пилот.
Я ему – на русском, он мне – на турецком
– Какое впечатление через время производит Забайкалье, когда приезжаешь?
– Мне приятно домой возвращаться, этим летом не смогу, так как в конце мая буду рожать, но всё равно хочется к родителям, картошечки той же самой. На Байкал мы ездим к тёте постоянно. В Нерчинске за последние годы стало краше – реставрации зданий провели, площадь облагородили, фонтан поставили. Мне приятно, что там что-то делается, хоть чуть-чуть меняется. Летом цветочки, зелень высаживают – приятно смотреть.
Скучаю по родне и друзьям. Прошлым летом, когда приехала, у меня был рейд по друзьям в Нерчинске и Чите. В основном некогда скучать – много дел, да и мы на связи постоянно с мамой, папой, братом.
Жить я бы не хотела в Забайкалье, хотя могу представить, что бы я делала там; наверное, в «Нерчинской звезде» работала бы или на ГТРК или какой-нибудь журнальчик открыла. И мне хочется там дело небольшое открыть, чтоб папа работал не на кого-то, а на себя, но он пока не желает.
И ребёнку мне хочется показать свою родину – как там и что. Он же в Чите у меня родился, я ему говорю, что это твоё место рождения, и русский он у меня хорошо знает.
– Сын знает два языка?
– Да. Муж с ребёнком на турецком говорит и мне на турецком отвечает, а я ему – на русском, при этом мне всегда кажется, что он со мной на русском говорит, а кто со стороны слушает и замечает: «Что-то вы как-то странно говорите – и на турецком, и на русском», а я этого уже не замечаю. Турецкий у меня слабый, но понимать – всё понимаю.
Продолжение следует…