Детёныши в дикой природе… Что же делает их такими неотразимыми и милыми: доверчивый взгляд, пушистость или неуклюжие движения? Что бы это ни было, они во все времена вызывали у людей чувство умиления.
Детство диких животных отличается от беззаботного человеческого детства. На пути взросления их поджидает много опасностей: хищники, случайные травмы, неблагоприятные погодные условия и многое другое.
Пережить сложный период взросления детёнышам животных помогают их любящие родители. Они берегут своё потомство, учат распознавать опасность, защищаться, делать первые шаги и ухаживать за собой.
Благодаря стараниям фотографов Сохондинского заповедника каждый может полюбоваться уникальными снимками малышей в их естественной среде обитания. Сегодня мы хотим показать и рассказать вам лишь о некоторых юных обитателях мира заповедной природы.
Поросячий коммунизм
Детёныши кабана, как и детёныши домашней свиньи, называются поросятами. Но, в отличие от привычных для нас домашних поросят, у лесных малышей полосатая шкурка. У новорождённого кабанчика окраска песочного цвета со светло-жёлтыми продольными полосами: по пять на каждом боку и одна на хребте. Это безупречный камуфляж. Он делает малыша незаметным в густом подлеске.
В нежном возрасте кабанята похожи на маленькие «арбузики». Эти «лесные ягоды» любят прятаться под листьями и убегать от родителей.
Новорождённые поросята весят 1000–1700 граммов. Растут очень быстро, к осени достигают 20 кг, к концу года – 40 кг. Первые 7–10 дней питаются молоком и не выходят из гнезда, свинья от них далеко не отходит и кормится поблизости. В отдельных случаях они начинают выходить за матерью на третий день и подкармливаются зеленью растений.
В период молочного кормления самки с поросятами вновь собираются в стадо, и у свиней отмечается «поросячий коммунизм»! Поросята при совместной пастьбе с другим выводком сосут молоко и у чужих матерей. Нередко это выглядит как игра, потому что эта визжащая и толкающаяся полосатая орава поросят из двух-трёх выводков одновременно могут сосать 20–30 секунд одну самку, а потом другую и третью, и те их не отгоняют (при этом самки роются мордой в земле в поисках корма).
Кабан отличается высокой плодовитостью. Нередки случаи, когда в выводке насчитывается до 10 и более поросят. Это служит надёжным приспособлением вида к выживанию в суровых условиях.
Пятнистый милаш
А вот затерялся в высокой траве малыш косули. Маленький, беззащитный, с доверчивыми лиловыми глазками. Шёрстка у новорождённого пятнистая – его сложно заметить среди зарослей травы.
Косулье молоко очень питательно, в нём много белков, жиров, сахара и других элементов, нужных для растущего организма. Вес телят быстро увеличивается.
Развитие телят во многом зависит от погодных условий, а также и от числа новорождённых. Молочное кормление продолжается долго, и если у косули всего один телёнок, то он получает больше питания и растёт быстрее. Поэтому иногда бывает трудно отличить по размерам 5-месячного телёнка от 1,5-годовалой особи. Встречаются и косулята, отставшие в своём развитии, вес которых почти в два раза ниже среднего. Обычно такие животные гибнут в первую зиму своей жизни. У самок чаще бывают двойни, изредка они рожают одного или трёх детёнышей и крайне редко – четырёх.
Всё лето малыши проводят рядом с матерью, взрослыми малыши станут на следующий год, в возрасте 14–16 месяцев.
Беременность длиною в месяц
На степных просторах Забайкалья можно заметить настоящие «детские ясли» в семьях монгольских сурков, или тарбаганов. Монгольские сурки размножаются внутри колонии, в которой они живут, или образуют новые семейные пары за их пределами. Спаривание начинается в конце марта, сразу после пробуждения, в самой норе. Беременность длится чуть больше месяца! За этот короткий срок самка вынашивает детёнышей, которые появляются на свет уже в начале лета. Тарбаганчиков в выводке четыре-пять, но порой бывает и восемь.
Своим молоком мама вскармливает своих малышей пять-шесть недель. Будучи месяц отроду, сурчата начинают постепенно переходить на твёрдую растительную пищу.
О малышах заботятся не только родители, но и остальные члены колонии. Забавно наблюдать за играми маленьких сурков в такой огромной семье!
Мохнатая нянька
А вот и ещё одни заповедные малыши! Это беспокойное потомство бурой медведицы. Самка выводит детёнышей, находясь на зимовке в своей берлоге. Там, в ограниченном пространстве, ей легче согреть малышей, у которых не развит шёрстный покров, они не слышат и не видят. Питаются они молоком матери, и к моменту выхода из берлоги детёныши бурого медведя уже не только слышат и видят, но и могут самостоятельно передвигаться.
Весной малыши готовы самостоятельно находить ягоды и насекомых. Но молоком они кормятся ещё полгода. Мать подкармливает медвежат принесённой добычей. Молодняк неотлучно находится рядом с матерью, обучается охоте, готовится к первой зимовке.
Всем премудростям жизни в дикой природе их учит мать, отец заботы о малышах не проявляет. Чаще всего медведица оставляет при себе детёныша женского пола, чтобы воспитать будущую маму. Такой медвежонок-«девочка» становится няней для младших медвежат, не даёт им драться, учит лазать по деревьям и следит за ними во время купания. Мохнатая нянька присматривает за своими младшими братьями или сёстрами, помогая матери, совсем как у людей! Называют эту няньку «медвежонок-пестун» – от слова «пестовать».
Самостоятельная жизнь медвежат начинается с 2–3 лет, но период роста продолжается до 10 лет.
Продолжение следует…
Наталья Смолянская, Сохондинский заповедник