«Я умираю, но не сдаюсь!»

Фильм государственного значения

Май. Победный. 77-й. Его главный 9-й день. Георгиевские ленты и ленточки. Флаги. Парады. Медь военных оркестров. Салюты во всех городах страны. Легендарные кинокартины страны-победительницы СССР по всем телевизионным каналам: «Они сражались за Родину», «Судьба человека», эпопея «Освобождение», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики», «Баллада о солдате» и многие другие… Из современных, российских? Мягко говоря, разные… Из тех редких, действительно достойных, о которых стоит в эти предпраздничные дни лишний раз напомнить и рассказать непростую и интересную историю их появления, – картина известного российского режиссёра Александра Котта, работа над которой началась более 15 лет назад, «Брестская крепость».

Крепость. Герои. Память

22 июня, в 03 часа 45 минут Брестская крепость, состоявшая из цитадели и трёх защищавших её укреплений-фортов общей площадью 4 кв. км и протяжённостью главной крепостной линии 6,4 км, вместе с 15 тысячами человек (включая членов семей военнослужащих из военного городка) приняла на себя первый удар вторжения немецко-фашистской армады.

Впоследствии о героическом подвиге защитников Бреста будет написана масса статей, очерков, рассказов, книг. Им посвящены песни, картины и, наконец, спектакли и фильмы, вначале – документальные, а спустя 11 лет после победы был снят первый художественный фильм – лента Захара Аграненко и Эдуарда Тиссэ «Бессмертный гарнизон». В 1956 году она стала одним из лидеров отечественного проката.

Проект. Причины. Сценаристы

Обратиться к теме одного из величайших подвигов Великой Отечественной войны режиссёра Александра Котта (сериал «Конвой PQ-17») и продюсера Игоря Угольникова подвигло не только стремление максимально документально восстановить события тех трагических дней, показать подлинные, без идеологических прикрас, героизм и стойкость самых сильных духом людей XX столетия. Ещё одной причиной стал тот горький факт, что многие из современных молодых людей начали забывать (а то и вовсе не знали), когда, где и как началась Великая Отечественная война. Под влиянием западного кино и массы реалистических, всё тех же западных компьютерных игр начало меняться восприятие истории войны, а тот же Запад – наши бывшие союзники – ещё и занялись чудовищными подтасовками фактов, пересмотрами итогов нашей кровной выстраданной Победы и наглыми попытками присвоить её себе. С этим фактом авторы мириться не захотели.

Прежде чем приступать к работе над проектом с бюджетом в 225 миллионов рублей, режиссёр и сценаристы Владимир Ерёмин, Алексей Дударев, К. Воробьёв, Екатерина Тирдатова обратились к архивам Министерств обороны РФ и Белоруссии, ФСБ РФ и мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Устроив целое расследование, кинематографисты обнаружили массу неизвестных материалов о боях за крепость и о том, что происходило по обе стороны цитадели. За основу сценария были взяты знаменитая документальная книга писателя-фронтовика Сергея Смирнова «Брестская крепость» (1965) (см. иллюстрацию), письма немецких офицеров и воспоминания командующего 2-й танковой группы вермахта генерала Гудериана, атаковавшего крепость русских.

Актёры

Работа над сценарием началась осенью 2007 года. Главными действующими героями фильма стали Герои Советского Союза, защитники крепости: командир-майор Пётр Гаврилов, начальник 9-й погранзаставы Андрей Кижеватов и комиссар Ефим Фомин. Право воплотить эти легендарные образы изначально было доверено актёрам Александру Коршунову, Андрею Мерзликину и Павлу Деревянко.

Сценарий. Ветераны. Фрау мит автомат…

Первая версия сценария фильма был готова через два месяца. Поскольку авторы стремились добиться максимальной достоверности, сценарий дали прочесть группе ветеранов, принимавших участие в обороне цитадели. Седые воины сценарий… не одобрили. Причиной стал совершенно необычный сюжетный ход, избранный сценаристами. С элементами мистики. Рассказ о легендарных героических событиях вёлся от лица некоей таинственной дамы-мстительницы, прозванной некоторыми суеверными представителями вермахта «фрау мит автомат». Легенда об этой загадочной потусторонней силе долгое время жила в этих местах. Дело в том, что после того, как крепость была взята гитлеровцами, десятки немецких солдат и офицеров начали умирать при странных обстоятельствах: не истратив ни одного патрона, безо всяких видимых следов борьбы. Стоило кому-нибудь в одиночку пройти по определённым участкам крепости или близ неё, смерть приходила беззвучной и мгновенной – у немцев просто останавливались сердца. Причина этого феномена так и не была выяснена. Естественно, ветеранам подобная трактовка событий показалась чересчур оригинальной.

Но это было не единственное их возражение. Фронтовикам показалось, что в фильме слишком много народа сдаётся в плен. И если от мистики авторы решили отказаться, то от правды, какой бы горькой она ни была, отказаться не могли. Слабые духом только подчёркивали подвиг оставшихся в крепости: «Умрём, но не сдадимся!» Проблема выбора – вот, что стало одной из главных составляющих фильма.

Джихад Гитлеру

Во время работы над сценарием кинематографисты выяснили ещё один немаловажный факт о защитниках крепости. Её обороняли не только русские, белорусы, украинцы, но и представители южных национальностей. Так, несколько чеченских бойцов прямо в крепости объявили самый настоящий джихад Адольфу Гитлеру. Десятки фашистов полегло под пулями и ножами этих доблестных воинов, сражавшихся за единое интернациональное государство СССР. К сожалению, из этих героев ни один не выжил.

Сценарий. Версия №2

Во втором варианте сценария связующим звеном картины и её главных героев стала история юного трубача Сашки Акимова – «русского Гавроша», как обозначили его авторы. Его реальный прототип, пятнадцатилетний Петя Клыпа, был одним из немногих выживших в крепости. Именно глазами бесстрашного парнишки было задумано показать все драматические события обороны крепости. На эту роль пригласили курсанта Московского кадетского корпуса милиции Алёшу Копашова.

Главная дислокация

Съёмки фильма было решено проводить на месте событий – территории Белоруссии и непосредственно в Брестской крепости. Александр Котт по возможности предпочёл снимать непосредственно там. Руководство мемориального комплекса пошло навстречу, однако без декораций было всё же не обойтись. Их строили три месяца. Двойник крепости со всеми мельчайшими подробностями был построен в натуральную величину. Общая площадь декораций составила более 3000 тысяч квадратных метров!

Осторожно, смерть!

Во время строительства на территории будущих съёмочных площадок дважды выезжали сапёры с целью… разминирования. При подготовительных земляных работах там были обнаружены сначала неразорвавшаяся немецкая граната, затем несколько артиллерийских снарядов. Израненная земля Бреста и по сей день остаётся нашпигованной смертью.

Съёмки. Кровь. МЧС. «Арийцы»

Съёмки начались в июле 2008 года. Для сцен сражений было произведено свыше 230 мощных взрывов, изготовлен, а затем использован до последней капли центнер (!) искусственной крови.

В массовках принимало участие несколько сот местных энтузиастов. И если на крохотные роли советских граждан и защитников крепости народ шёл охотно, то изображать врага желающих особо не было. Хотя это и было кино, но заставить надеть немецкую форму… Ассистенты режиссёра, не зная, как быть, обратились в местное отделение МЧС. Там вняли просьбам киношников. Ради светлой цели фильма дисциплинированные спасатели стали «арийцами».

Максимум реализма

Создатели «Брестской крепости», делая ставку на максимальный реализм, свели использование компьютерных эффектов к минимуму. Не зря советские киношедевры – «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину», эпопея «Освобождение» и множество других – снимались, не побоюсь этого слова, по-настоящему, иначе говоря, только с применением обычных оптических комбинированных и трюковых съёмок. Работа над «Крепостью» нередко превращалась в скрупулёзную реконструкцию событий, от чего картина выигрывала ещё больше…

Фильм государственного значения

Первый показ фильма Александра Котта состоялся 22 июня 2010 года в Брестской крепости. Картину увидели ветераны войны и уже немногочисленные участники событий. Работу российско-белорусских кинематографистов высоко оценили главы союзных держав, назвав её «фильмом государственного значения». Премьера «Брестской крепости» состоялась 4 ноября 2010 года как в России (одновременно в 542 кинотеатрах), так и в Белоруссии.

…Картина Александра Котта о бессмертном подвиге защитников крепости прочно и заслужено вошла в обойму фильмов, традиционно транслируемых по российским (и не только) телеканалам ко всем памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной, её героями, и в каждую годовщину одного из самых главных праздников нашей страны – Дня Победы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)