Сценарист Сергей Лагодин родом из села Нерчинский Завод. В этом году он член жюри конкурса «Новый взгляд». Называет себя счастливым человеком, ставшим таким благодаря кинофестивалю. В 2013 году, во время III Забайкальского международного кинофестиваля, молодому человеку вручили награду за лучший киносценарий и предоставили возможность обучения на Высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской Владимира Хотиненко, которые тогда начинающий режиссёр успешно прошёл. В беседе с «Землёй» он рассказал, как талантливым сценаристам из глубинки пробиться в большое кино.
– Это упорный, нудный труд, невозможно добиться больших успехов без огромной-огромной работы. Прежде чем я нашёл агента, который бы представлял меня в кино или продал свой первый сценарий, я их написал, наверное, с десяток, даже больше, и все они были в стол. По сути, они были упражнениями, которые продвигали моё мастерство, ещё я участвовал во всевозможных питчингах (питчинг – презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. – Прим. ред.). Я почему-то верил, что у меня получится, главное, что эта работа не отнимала силы, а придавала. Когда что-то не получалось, я говорил: «Хорошо, это очередная неудача, но её нужно пережить и работать дальше», но в это же день садился писать что-то новое.
Путь был очень интересен – и успехи, и провалы. И сам путь, когда ты понимаешь, что сейчас что-то может получиться, вкупе с удовольствием от этой работы, всегда придавали огромную мотивационную силу.
– Кто или что стал примером для подражания, для стремления?
– Я писал рассказы с самого детства, делал маленькие книжечки, они до сих пор сохранились. Настоящие книжечки, туда какие-то рассказики вписывал, рисунки рисовал, меня всегда это интересовало, и я любил кино параллельно, но я не думал, что можно писать для кино, кино мне казалось каким-то волшебным миром, и что люди там какие-то фантастические работают. Потом, когда я узнал о кинофестивале и о том, что есть такая профессия «сценарист», я подумал, что здесь идеальное сочетание моей любви к написанию рассказов и кино. И так получилось, что эти две вещи, которые я так сильно люблю, сошлись в одно, в идеальную для меня профессию.
– Кто любимый ваш автор и любимые произведения?
– Я очень люблю Кормака Маккарти, американского автора, очень люблю Юкио Мисима, японского автора. Стараюсь читать разных авторов, не перечитывать одно и то же.
– Чувствуется их влияние в стиле изложения собственного произведения?
– Да-да. Тот же Маккарти, он очень пишет ёмко, образно, он настоящий сценарист, он великий классик, наш современник.
– Сейчас вы задействованы только в сценарии для фильмов, не приходится «халтурить» – писать сценарии для рекламы, например?
– Нет, в этом смысле я счастливый человек, я зарабатываю только любимым делом – написанием сценариев для кинофильмов. Я окончил высший курс сценаристов-режиссёров, режиссёрское отделение в 2015 году, но я чувствовал больше тягу к слову, потому что получалось, и я понял, что нужно развиваться в этом направлении. Всё это время у меня не было желания получить ещё какое-то образование, а профессию сценариста ты можешь получить в свободном доступе – все книги, теоретические курсы стоят недорого, и они в свободном доступе.
– Иными словами, если человек замотивирован, то он, находясь в глубинке, в селе, может реализовать свой талант…
– Обязательно нужно стремиться себя реализовывать – писать, проходить курсы онлайн, участвовать в конкурсах. Эту профессию ты можешь освоить сам, хотя бы какие-то азы, есть много случаев, когда люди самоучками начинали писать. Обязательно, где бы вы ни находились, вы всегда можете найти доступ в интернет, вы можете найти книги, которые находятся в свободном доступе, вы можете найти лекции какие-то вводные, можете начать писать. Сразу же не будет получаться, вы напишите один, второй, третий сценарий, будете оттачивать своё мастерство, посылать на конкурсы, участвовать в питчингах онлайн. Результат будет, если не останавливаться.
– Сложно ли было выбирать победителей в номинации «Новый взгляд», и были ли какие-то открытия этого фестиваля?
– Все фильмы были достойные по-своему, я с интересом все пять фильмов посмотрел и в каждом фильме нашёл то, что мне понравилось, их объединяла общая тема семьи, что очень мне близко, интересно, поэтому я получил огромное удовольствие от просмотра всех фильмов.
– То, что вы выросли на земле, в глубинке, придаёт вашим работам какую-то аутентичность, это замечают коллеги?
– Думаю, что да. Я много где был в Забайкалье – в Красном Чикое, в Приаргунье… Я вообще чувствую, что это моя родина. Когда я сюда приезжаю, у меня повышается тонус, очищаются мысли, я чувствую себя обновлённым человеком. Это корни. Это хорошая метафора – корни, они же питают всё дерево, их не видно, но они – основа. Особенно разимо, когда долго не приезжаешь, – краски другие: солнце ярче, трава зеленее, запахи насыщеннее. Я когда приехал, думал: «Вот это да!», даже голова кружилась от запахов черёмухи, яблони…
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Планы работать дальше. Это была моя цель – заниматься этим профессионально. Не устаю благодарить фестиваль везде, и всегда говорю, что благодаря Виктору Михайловичу Шкулёву и всей команде кинофестиваля я получил направление в новую жизнь. Я занимаюсь тем, что люблю, я уже не говорю, что благодаря переезду в Москву я встретил жену, друзей. Я – счастливый человек!