Сегодня, в век, когда дети мечтают о своих каналах в интернете, а взрослые возмущаются стоимостью услуг профессионального видеографа, я хотел бы рассказать, насколько сложно им стать, сколько стоит хорошая аппаратура и достаточно ли приобрести её, чтобы, ощущая себя непревзойдённым мастером, зарабатывать камерой на хлеб насущный.
Небольшое лирическое
Однажды в одной дружеской и непринуждённой беседе неким человеком были произнесены такие слова: «Блогеры – самая бессовестная профессия. Снял ролик, выложил в интернет – и только успевай получать прибыль!» Так считает огромное количество людей, особенно тех, которые ничего не добились в жизни и привыкли считать чужой заработок чаще, чем свой. По идее, им можно ответить примерно такими словами: «Хирурги – самая бессовестная профессия. Сделал надрез, пересадил сердце, зашил и можно смело идти за хорошей зарплатой!»
Я, конечно, не блогер, но всю свою сознательную жизнь провёл в обнимку с видеокамерой. Съёмка – это основная часть дохода, которая кормит мою семью. Уточню: теперь кормит мою семью.
Вы можете смело купить автомобиль, написать объявление об услугах такси, и к вам сразу пойдут клиенты. Вы также сможете купить видеокамеру, написать объявление об услугах съёмки, но… клиент к вам не пойдёт.
С точки зрения обывателя, видеограф просто водит камерой по сторонам, потом монтирует ролик и просит за свою работу, например, 40 тысяч рублей. Именно поэтому некоторые предприниматели, считая цены на услуги видеографов завышенными, пытаются сами на телефон снять имиджевый ролик своего предприятия. Собственно, мы с вами можем видеть подобные ролики в социальных сетях, когда всё дёргается, а горизонт завален.
Массовая доступность к видеокамерам, встроенным в телефон, сделала почти всех «видеографами». Люди снимают всё: что одни едят, с кем спят, как выглядит их кот. Гигантский поток никому не нужной информации отправляется в интернет ежесекундно.
Как же зарабатывают видеографы, если у любого человека сегодня есть видеокамера под рукой? Прежде всего, хочу сказать, что некоторые дорогие телефоны обладают весьма неплохими камерами, на которые можно снять очень неплохое видео. Проблема – в умении пользоваться аппаратом.
Учиться и ещё 100 раз учиться
Я впервые взял в руки полупрофессиональную видеокамеру Sony-2100 в далёком 2005 году. У меня тряслись руки и подкашивались ноги при виде огромного количества кнопок. Я ходил на уроки к старшим операторам-телевизионщикам. Постигал сложную науку температуры, «золотого сечения», работы экспозиции и диафрагмы, параллельно изучая работу со светом и звуком. Как выяснилось, для того, чтобы качественно снять хотя бы один кадр, требовалась уйма времени и сил! Целый год по нескольку раз в день я выезжал на репортажи, оттачивал, как мне казалось, своё мастерство. И знаете, чему я за этот год успел научиться? Ничему!
Мне нужно было космическое ощущение жизни в силу своего юношеского максимализма, чего работа на нов- остном канале не давала совершенно. Поэтому я ушёл в рекламу, где на протяжении ещё десяти лет осваивал искусство кадра. И только после этого понял, что готов, и пошёл на вольные хлеба.
Ещё был Canon 550 c объективом 18–135 мм, который я купил за баснословные по тем временам 36 тысяч рублей. Там не было стабилизатора, не было профилей изображения, не было фильтров. Помимо этого пришлось докупать аккумуляторы, накамерный свет, батарейные блоки, кронштейны, микрофоны, а это ещё такая же сумма.
После этого я дал объявление, что набираюсь опыта, поэтому могу поснимать свадьбы… бесплатно. И я снимал. Бесплатно. Учился, чтобы в дальнейшем не было тех ошибок, какие я на первых порах допускал. Однажды камера заклинила в ЗАГСе на самом ответственном моменте. Однажды мне не хватило аккумуляторов. Однажды у меня закончились флешки… Тысячи таких «однажды» и учили меня. Сейчас, когда за плечами не одна сотня свадеб, я вспоминаю те дни с благодарностью, ведь я всё постигал сам и в процессе освоил работу на десятках телекамер, хотя для заработка достаточно было освоить одну.
Лишь после одиннадцати лет практики я решил брать с людей деньги за видеосъёмку, работая дополнительно в свободное время. Одиннадцать лет! Почему многие начинающие операторы считают, что наличия камеры им более чем достаточно?
Итак, что же нужно для того, чтобы начать зарабатывать деньги с помощью видеосъёмки? Для этого нужны три вещи: деньги, время и желание. Хоть одной из трёх позиции не будет, и ничего не получится.
Деньги
Ни один бизнес (а видеосъёмка – это бизнес) не обходится без первоначальных капиталовложений. Давайте посмотрим, сколько стоит более-менее нормальный набор для начинающего видеографа.
Камера Sony 6300 – отличный аппарат, который купить в магазине достаточно сложно из-за санкций. С рук за него просят 50 тысяч рублей. Плюс к нему объектив, например, 18–105 мм, который можно купить примерно за 35 тысяч. Не помешает и ещё один объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Это ещё 12 тысяч рублей. Плюс «клетка» и «пустышка», плюс флешки и аккумуляторы.
Итого только за одну камеру мы отдали 130 тысяч рублей. Этого достаточно для начала работы? Достаточно, но непозволительно мало.
Очень нужен квадрокоптер, который сегодня есть у каждого уважающего себя видеографа. Например, Mavic mini, один из самых недорогих и приемлемых по качеству обойдётся в 120 тысяч рублей. А хороший дрон – тысяч в 300–400. Есть и за 900 тысяч.
Идём далее. Трёхосевой стабилизатор изображения также необходим, дабы не было эффекта трясущихся рук и была возможность делать именно художественную съёмку. Добавляем 30 тысяч.
Если накинуть сверху микрофоны, накамерный свет, кофры, флешки и так далее, то выходит, что самый скромный набор видеографа стоит почти 300 тысяч рублей. Повторюсь, самый скромный!
Ах, да! Мы забыли ещё про мощный компьютер, который будет способен обрабатывать видео высокого разрешения. Приплюсуйте, пожалуйста, сами.
Время
Когда перед тобой лежит гора свежекупленной аппаратуры, тебе кажется, что ты способен перевернуть этот мир. Однако потом начинается процесс обучения. Это я пришёл к коммерческой съёмке с опытом. Вам нет смысла тратить столько времени, поэтому учиться придётся ускоренными темпами. Знание композиции, линии горизонта, глубины картинки, резкости, игры света-тени, тысячи непредвиденных ситуаций – солнце зашло за тучу, солнце вышло из-за тучи, съёмка против света, съёмка на улице и в помещении, съёмка предметов и людей, репортажная съёмка, где от тебя вообще ничего не зависит. Этот безумный мир нужно изучать, а на это нужно время. Не у всех получается. Сначала будущие видеографы снимают свою кошку, потом – бабушку на даче, потом – закат солнца. На этом фантазия заканчивается вместе с желанием снимать.
Желание
Вспоминаем цитату из старого анекдота: «Вы так вкусно готовите. Наверное, у вас очень дорогие кастрюли!» Здесь то же самое. Многие откровенно недоумевают, не понимая, почему новая камера сразу не снимает фильм кинематографического качества? Вроде как и в обзорах картинка была супер, и многие специалисты советуют, однако на деле всё не так. Проблема в том, что снимает человек, а не камера, также как и готовит хозяйка, а не кастрюли, и оперирует хирург, а не лазер. Даже самая дорогая камера за миллион рублей в неумелых руках будет выдавать такую же картинку, как и камера на телефоне за 20 тысяч рублей.
Чтобы раскрыть возможности камеры, нужно учиться. Возможно, даже платно. Сначала будет не получаться. Я даже уверен, что не будет получаться. Когда я учился «летать» на дроне, то в первый же день сломал ему винты, ударив о сарай, а ведь он стоил тогда 350 тысяч рублей. В другой раз я поехал снимать соревнования внедорожников, а машина, на которой я ехал, перевернулась и упала в озеро. Камера промокла и сломалась. Ситуаций множество. Только желание работать создаст то качество, которое начнёт привлекать людей. Я не пользуюсь рекламой совершенно. Сто процентов моих клиентов узнают обо мне по сарафанному радио.
Нужно быть очень стрессоустойчивым (и не только потому, что машина с камерой может уйти под воду, а дрон — разбиться о сарай). При этом нужно уважать свой труд. Множество примеров, думаю, повеселят вас.
Однажды мне звонит женщина и говорит, что ей необходимо снять рекламу косметики в городе Нерчинске, и что она готова за это заплатить целых полторы тысячи рублей. Бесполезно ей было доказывать, что один съёмочный час стоит 2 тысячи рублей, и что дорога тоже оплачивается по этому тарифу.
В другой раз мне предложили снять фильм про выпускников школы. Договорились о предоплате, и я начал работу. Полгода съёмок позади, а когда пришло время сдавать фильм и получать оплату, женщина просто выключила телефон и уехала с ребёнком поступать в другой город, прихватив с собой и мой гонорар. С тех пор работаю исключительно при стопроцентной предоплате.
Тяжело снимать традиционные свадьбы бурят и армян. Обряды очень красивые, но хозяева излишне гостеприимны: мне бывает неуютно оттого, что каждый второй предлагает выпить и чуть ли не в драку лезет при отказе. У меня даже в договоре прописано, что в случае конфликта с гостями я немедленно собираю аппаратуру и покидаю съёмочную площадку. На русских свадьбах, кстати, ни разу подобного не было.
Стрессовых ситуаций множество: одних они закаляют, а других морально уничтожают. Поэтому, когда видеограф говорит, что съёмка вашей свадьбы или вашего рекламного ролика будет стоить 30 тысяч рублей, вы платите ему прежде всего за качество, которое достигается мастерством вкупе с профессиональной аппаратурой. Если хотите сэкономить, не нужно требовать скидки, проще попросить кого-либо из гостей снять всё на телефон.
Берегите себя.